Юрий Саульский:
Своя мелодия есть у каждого. Может быть, не всегда безупречная с точки зрения музыкального критика. Иногда и сам так думаешь, а мелодия все равно остается в памяти.
Проходит время, вкусы меняются, старые песни начинают казаться немного наивными... Сегодня «Черный кот», звучавший когда-то из каждого окна, вызывает лишь легкую улыбку.
А жизнь идет своим чередом и вновь ставит нас перед выбором. Можно говорить о музыке в кругу друзей. Можно посоветоваться с газетой.
Возможны разные варианты. Но один из самых надежных обратиться за советом к профессионалу. Серьезный разговор о проблемах современной популярной музыки шел на Всесоюзной
научно-практической конференции по вопросам состояния и развития эстрадного искусства. Пожалуй, наибольшие споры на секции музыкально-песенных жанров привлекло выступление известного советского композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Юрия Сергеевича Саульского. На вопросы коллег пришлось отвечать и в фойе культурного центра АПН, где проходила конференция. А затем в разговор вступили корреспонденты «МК».
По-разному можно вести спор о современной музыке, сказал Юрий Саульский. Например, в Ивановском драматическом театре поставлен спектакль «Страсти в стиле «диско», к которому я написал музыку (поэт Леонид Завальнюк). Название носит, я бы сказал, сенсационно-иронический характер, а разговор идет серьезный: о нравственных проблемах, о наших вкусах и привязанностях. Музыка написана в модных стилях «кантри», «диско», «фанки», но, мне кажется, содержит и авторские интонации. Песни из этого спектакля, в том числе «Два белых снега» и «Слепой дождь», уже звучат самостоятельно в исполнении дуэта Т. Рузавина С. Таюшев и трио в составе И. Отиевой, В. Соколовой, В. Ротаря.
-Тем не менее музыкальные направления быстро меняются, и то, что вчера казалось актуальным, сегодня может выглядеть устаревшим.
Я работаю в различных музыкальных жанрах и имею возможности для широкого сравнения. Скажем, джаз. В последнее время приходится слышать мнение, что он теряет своих поклонников. Что не так уж много людей, разбирающихся в джазе. Но вот не так давно в Центральном концертном зале в рамках фестиваля «Московская осень» выступили известные джазовые коллективы. И хотя наша публика, скажем прямо, «растренировалась» воспринимать чисто инструментальную музыку, концерт прошел с явным успехом. Мне как композитору принесло большое удовлетворение сотрудничество с двумя джазовыми коллективами: ансамблем «Аллегро» под управлением Николая Левиновского, в исполнении которого прозвучала композиция «Предчувствие», и с капеллой «Дикси» под управлением Льва Лебедева, включившей в репертуар мою «Балладу» для кларнета.
Новые творческие возможности я открыл, работая над балетом «Синьора из Валенсии» по Лопе де Вега для Театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Я не подвожу итоги собственной работы за прошлый год, но хотелось бы по собственному опыту подчеркнуть, что создание «легкой» музыки требует не меньшей отдачи, чем симфоническая и джазовая музыка.
-И все же у каждого музыкального жанра существуют взлеты и падения, периоды смены поколений...
Очевидно, такой период переживает -вокально-инструментальный жанр. Некоторые традиционные ВИА «буксуют», остановились в движении. А наша молодежь прекрасно информирована, она слушает массу музыки, и стереотипы 60-х и 70-х годов уже никого не удовлетворяют. Зато повысился интерес, с одной стороны, к джазу, с другой стороны к сольному исполнению, к индивидуальности на эстраде. Яркий пример Алла Пугачева.
-Читатели «МК» уже не первый год называют Пугачеву любимой певицей.
В этом мое мнение совпадает с мнением читателей, хотя должен сказать, что так происходит далеко не всегда. Алла Пугачева - одна из немногих наших певиц, которым нужно, чтобы каждый день приносил в творческом плане что-то новое. Она обладает редкой способностью к самоотдаче на сцене. Ее творческой биографии сопутствуют разные легенды, но главное она умеет работать, и я видел, как это происходит. Певица была за роялем, а в этот же момент художник создавал сценический костюм, инженер экспериментировал с электроникой, тут же решался вопрос о маршруте гастрольной поездки... И во всем она успевала принять самое непосредственное участие. Это было самое обычное утро артистки.
Еще одно ее редкое качество живой интерес к поэзии. Умение чувствовать стихи искупает некоторую разбросанность ее пристрастий в поэзии, а в текст она всегда вносит элемент личного отношения.
-В списке победителей конкурса мы встречаем и другие знакомые имена.
Это прежде всего София Ротару, певица яркого лирического дарования, продолжающая раскрывать свои возможности. Она все интереснее работает со словом. Последние годы я постоянно работаю с этой певицей, и наши совместные работы стали лауреатами телеконкурсов «Песня-79» и «Песня-80».
Успешно сочетает в своем творчестве интерпретацию народной песни и современный стиль «кантри» Жанна Бичевская. И еще об одной певице хотелось бы сказать. Мне приятно быть свидетелем постоянного творческого роста Ксении Георгиади.
- Менее стабильны симпатии читателей к певцам. После годичного перерыва лауреатом вновь стал Яак Йоала.
Один из секретов эстонского певца заключается, по-моему, в его незаурядной музыкальности. Он умеет петь традиционную лирическую песню, но делает это так, что она становится интересной и поклонникам «рока». При этом он не подчеркивает ритмическую основу, а раскрывает лирический образ песни.
Одной из удач последних лет я бы назвал цикл русских песен в исполнении Александра Градского. Академическая школа Градский, как известно, выпускник Института имени Гнесиных сочетается с тонким ощущением современной эстрадной музыки. Диапазон Градского очень широк - ему близки и песни Александры Пахмутовой, и баллады, и фольклорные композиции, и «рок»-музыка. Мне нравится, как он исполняет мои песни на стихи Евгения Евтушенко «Ничей» и «Песню о совести».
Не могу не разделить симпатий читателей и к Юрию Антонову. Его творческую манеру отличает доверительность интонаций, демократизм.
- Юрий Антонов отмечен и в конкурсе композиторов.
Совпадение автора и исполнителя в одном лице не такое уж частое явление. Чаще бывает так, что песни рождаются в результате содружества талантливого композитора и яркого певца. Таковы наиболее серьезные работы в песенном жанре Раймонда Паулса. Всегда несут новые интонации лучшие композиции Давида Тухманова, Александра Зацепина, Эдуарда Артемьева. Еще раз хотелось бы поздравить Алексея Рыбникова с премьерой прекрасного спектакля «Юнона и Авось» на стихи Андрея Вознесенского.
Конечно, читатели «МК» люди молодые. За пределами сводной анкеты «Звуковой дорожки» остались многие замечательные композиторы, песни которых адресованы любителям музыки всех поколений, а не только молодежи.
-Последняя графа анкеты, может быть, вызывающая наибольшие споры, «лучший ансамбль года».
Вы так считаете? После фестиваля «Весенние ритмы-80» в Тбилиси, где я был председателем жюри, новых ансамблей для себя я, пожалуй, не открыл. Единственной приятной неожиданностью стало знакомство с группой из города Горького «Движение» под руководством Сергея Корнилова. Они идут в русле стилей «джаз-рок» и «фьюжн», но в ряде их композиций отчетливо прослушиваются интонации русской музыки. Очень интересный сплав!
-Что можно сказать о лауреатах тби лисского фестиваля?
Идет нормальный процесс творческого становления этих коллективов. Любопытные композиции показали группы «Автограф», «Интеграл», «Магнетик бэнд», «Гунеш». Мне довелось принимать и новую программу рок-группы «Машина времени», лауреата «ЗД». В лучших песнях этот коллектив продолжает свою тему, стремится к откровенному разговору о самых острых проблемах сегодняшнего дня. Впервые в новой программе появились песни, авторами которых являются не участники этой группы: «Багги» композитора Игоря Якушенко и моя песня «Два белых снега», о которой я уже говорил.
-Все чаще мы видим на афишах на звания новых рок-групп. Можно ли говорить о «новой волне» в вокально-инструментальном жанре?
Пожалуй, пока нельзя. Названные мной ансамбли действительно объединяет освоение новых средств выразительности, и все же более правильно говорить о них как о представителях молодежного музыкального движения, оказывающего определенное влияние на обновление жанра.
Небольшое замечание. В последнее время некоторые, весьма традиционные ВИА решили переименоваться в рок-группы. Между тем, несоответствие между названием и репертуаром оказывается просто разительным! К сожалению, нередко «обновление» становится чисто рекламным трюком.
-Какой вы хотели бы видеть эстрадную музыку завтрашнего дня?
Развлекательная музыка была и будет всегда. Но наметилась явная тенденция к серьезной эстраде. Успехов у этого на правления пока не так уж много, но стремление к более сложной музыкальной конструкции, к образному поэтическому слову должно принести свои плоды. Зрители приходят на концерт не только для того, чтобы развлекаться, но и для того, чтобы размышлять.
В заключение нашего разговора приводим итоги музыкального года.
ПЕВИЦЫ: Алла Пугачева, София Ротару, Татьяна Анциферова, Ксения Георгиади, Жанна Рождественская, Ирина Понаровская, Жанна Бичевская, Мирдза Зивере, Катя Суржикова, Гинтаре Яутакайте.
ПЕВЦЫ: Яак Йоала, Юрий Антонов, Валерий Леонтьев, Александр Градский, Андрей Макаревич, Сергей Беликов, Николай Гнатюк, Тынис Мяги, Михаил Боярский, Лев Лещенко.
КОМПОЗИТОРЫ: Раймонд Паулс, Давид Тухманов, Юрий Антонов, Алексей Рыбников, Андрей Макаревич, Александр Зацепин, Алла Пугачева, Александр Ситковецкий, Эдуард Артемьев, Александр Градский.
АНСАМБЛИ: «Машина времени», «Аракс», «Автограф», группа Стаса Намина, «Земляне», «Зодиак», «Магнетин бэнд», «Интеграл», «Верасы», «Ариэль».
Приводим также состав участников опроса «ЗД» «Кто есть кто». В скобках указаны результаты 80-го года.
ВОЗРАСТ:
менее 18 лет 26,0% (23,5%), 18-24 года -58,0% (63,3%), 25-30 лет -12,1% (10,6%), свыше 30 лет - 3,9% (2,6%).
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:
студенты -34,6% (37,2%), ИТР и служащие -26,9% (25,8%), школьники — 19,6% (18,9%), рабочие 14,7% (11,4%), прочие -4,4% (6,7%).
МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА:
Москва -63,0% (62,7%), Московская область 32,7% (33,2%), Другие города - 4,3% (4,1%).
пол:
мужской 61,9%, женский -38,1%.
<рr />
Редакция благодарит всех читателей, принявших участие в опросе, и надеется на дальнейшее сотрудничество.
Беседу с Ю. Саульским вели спецкоры «ЗД» Ю. КОГТЕВ, А. ЮСКОВЕЦ.