Юрий Саульский

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Ю. Саульский, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР


ВИА: пути развития.

(статья из журнала "Клуб и художественная самодеятельность")


Советская песня - понятие широкое. Она прошла много славных этапов своего развития, каждый из которых был связан с именами известных композиторов и поэтов, исполнителей и хоровых коллективов. На рубеже 60-х и 70-х годов традиционные формы существования песни были дополнены новыми, современными, в которых все большую роль играли вокально-инструментальные ансамбли. Они оказались емкой, подвижной и удобной моделью эстрадного коллектива; за короткий срок в стране появились сотни и тысячи профессиональных и любительских ВИА, которые затем несколько лет доминировали на нашей эстраде. Сейчас положение кажется более сбалансированным, к тому же пик моды на ВИА позади. Если лет десять тому назад слушатели с восторгом встречали любой ансамбль этого жанра, то сегодня сохранили популярность только самые интересные, самобытные группы. И тем не менее удельный вес этих коллективов в нашей песне и нашей легкой музыке столь велик, а их влияние на песню так значительно, что разговор о проблемах этого подвида нашего песенного жанра стоит повести особый.

Хочу начать с терминологии. Хотя ВИА по своей структуре это просто некая новая комбинация голосов и гитарно-электронной звукоаппаратуры, это «количество» перешло на определенном этапе в новое качество. Образовался особый «стиль ВИА». Иногда слышны утверждения, что этот стиль есть не что иное, как просто пересаженная на нашу почву западная поп-музыка. Думается, что такая формулировка упрощает вопрос. Разумеется, по каким-то параметрам - прежде всего по инструментарию — наши ВИА действительно совпадали со своим зарубежным аналогом, но по целому ряду других показателей репертуар, манера исполнения, интонационно ладовые структуры, характер мелодизма - принципиально от него отличались. Ясно ощущалась и связь с традиционной советской песней гражданской и лирической, а также с народно-песенными истоками. И хотя эта связь с фольклором могла бы быть гораздо более прочной, уже сам факт ее наличия говорит о «почвенности» лучших образцов этого нового для нас музыкального стиля.

Свою аудиторию ВИА завоевали далеко не сразу. Некоторое время она была сугубо молодежной люди постарше ворчали на децибелы, за которыми не всегда могли ощутить ростки нового, жизнеспособного направления. Правда, знакомство слушателей с этого рода музыкой часто происходило на выступлениях далеко не лучших ансамблей, дававших совершенно искаженное представление о ней.

Шло время, ансамбли взрослели, изменялась аудитория. С одной стороны, появилась более качественная аппаратура, исчезли раздражавшие многих хрипы и искажения, уменьшилась громкость. С другой - мальчики и девочки, бывшие поклонниками наших первых ансамблей, давно выросли, жанр для них уже не в новинку, они многое знают о достижениях в этой области и достаточно требовательно относятся к ней. Повзрослели и исполнители. Если поначалу они, самоутверждаясь, отрицали многое из того, что было накоплено до них, то сегодня наиболее талантливые музыканты ВИА отказались от былой «келейности», стали шире смотреть на мир музыки, использовать в своих работах материал иных жанров. Сейчас лучшие ВИА являются талантливыми пропагандистами советской песни, работают в активном творческом контакте с нашими известными композиторами и поэтами.

Но этот сегодняшний «позитив» возник не сразу, он был накоплен годами поисков, проб и ошибок.
Дело в том, что сама форма ВИА родилась «внизу», в молодежной массе, как плод народного самотворчества. Это произошло в те же годы, когда складывалась и школа нашей гитарной песни. И то, и другое направление стремилось выразить музыкой себя, свои представления о мире. Но если среди авторов гитарной песни было много хороших поэтов- эта поэзия и была основой их песен, а музыка, какая ни есть, лишь озвучивала стихи, - то волна молодежных самодеятельных ВИА 60-х годов таких интересных композиторов и поэтов не выдвинула. И получился парадокс были хорошие исполнители, а петь им было нечего, за исключением зарубежного репертуара (песен «Битлз», «Роллинг стоунс» и других ансамблей) либо своих песен, часто очень слабых. Профессиональные композиторы для ВИА тогда почти не писали, да первоначально они просто и не знали эти молодежные ансамбли, которые функционировали в совершенно иной плоскости. Однако без хорошей песенной основы, без добротного тематического материала ВИА не могли развиваться дальше, что стало совершенно очевидным тогда, когда появились первые профессиональные коллективы этого рода - «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Песняры», «Самоцветы» и др. Ансамблям были нужны хорошие отечественные песни, И композиторы заинтересовались ВИА. Правда, далеко не все. Некоторые, например, Э. Колмановский, Я. Френкель так и не приняли музыкальной стилистики, предложенной ВИА. Но кто (первоначально единицы) завязал контакты с этими молодежно-музыкальными группами, почувствовал интерес к музыкальному языку этой новой эстрады, вкус к новому типу вокала, к работе с электронной звукоаппаратурой, к новым тембрам, к новым интонациям, гармоническим и ритмическим моделям, используемым ВИА.

Одними из первых стали работать в этой области два московских автора Оскар Фельцман И Марк Фрадкин. Фельцман в начале 70-х годов сотрудничал с руководимым Стасом Наминым ансамблем «Цветы», Фрадкин с возглавляемым Юрием Маликовым ВИА «Самоцветы». Такие песни Фельцмана, как, например, «Колыбельная» или «Есть глаза у цветов», свидетельствуют о его тщательном изучении интонационно-ритмической и тембровой палитры ВИА; собственная интонационная сфера Фельцмана оказалась как бы помноженной на эти новые приемы. У Фрадкина его стиль, связанный с русской песенностью, легко ассимилировался с манерой «Самоцветов». Звучание «Самоцветов» придало новые краски, иное звуковое измерение Фрадкинским песням 70-х годов; «Самоцветы», в свою очередь, получили великолепный мелодический материал. Не сразу пришла к идее писать для ВИА Александра Пахмутова. Она долго не доверяла классности исполнительского мастерства этих групп... Но когда началось ее сотрудничество с «Песнярами», оказалось, что они близки друг другу: мелодическая щедрость, какая-то особенная чистота и пронзительность пахмутовских песен была подхвачена и развита белорусским ансамблем.

А вот пример Давида Тухманова особый. Сначала он, подобно Фельцману и Фрадкину, работал с определенным ансамблем, чаще всего с «Веселыми ребятами». В дальнейшем он постиг манеру ВИА настолько глубоко и «изнутри», что для записи последующих работ собирает ансамбли такого рода уже сам. Диск «По волне моей памяти» был наигран в 1976 году специальной «студийной» группой с участием композитора; в 1981 году, при участии Тухманова, была организована рок-группа «Москва», в репертуаре которой его новые композиции.
(См. «КХС» № 24, 1981.)
По этому же пути идет и Раймонд Паулс. При композиторе постоянно существует ансамбль, являющийся чем-то вроде творческой лаборатории («Модо», потом «Инверсия» и «Кредо»). Сходный тип отношений только в области музыкального театра существует у Алексея Рыбникова в театре имени Ленинского комсомола с группой «Рок-ателье».
Я не хочу сказать, что песни для ВИА могут писать лишь профессиональные композиторы. Природа этого жанра такова, что многое здесь создается внутри коллектива. Достаточно вспомнить песни В. Мулявина («Песняры»), В. Ярушина («Ариэль»), А. Градского («Скоморохи»)... Однако, конечно же, не все руководители ансамблей обладают их талантом...
Демократичность жанра, его мобильность, доходчивость, упрощенность средств выражения (порой сознательная), давая музыкантам возможность выразить себя, одновременно порой создают лишь некую иллюзию подлинного творчества. Далеко не все попытки сочинять имеют право быть предложенными вниманию широкой слушательской аудитории. Потому что возможность «тиражирования», мгновенного распространения с помощью средств массовой информации любой музыки- и хорошей и плохой- сейчас очень велика.

Разумеется, запретить людям сочинять, самовыражаться и невозможно, и не нужно. Другое дело, что здесь требуется какая-то тактичная корректировка: песен звучит масса, и, к сожалению, весьма значительный процент из них вещи слабые, продукция третьего сорта (а порой и того хуже). При этом авторы этих слабых произведений, ссылаясь на то, что их песни уже где-то прозвучали, начинают затем претендовать на широкое распространение своей музыки: ходить на худсоветы, возмущаться, требовать, чтобы их песни исполняли ведущие ансамбли, чтобы они были записаны на пластинку, изданы... Причем, многое здесь идет от простой неосведомленности, плохой информированности. Для того же чтобы люди не «изобретали велосипедов», нужно больше заниматься обучением, просвещением, информацией. Необходимо чаще устраивать семинары-практикумы, подобные тому, который был проведен недавно эстрадной комиссией Всероссийского хорового общества в Кирове для руководителей самодеятельных ВИА Российской Федерации. Семинар был посвящен всему комплексу проблем жанра ВИА; следующие семинары стоит посвятить отдельным проблемам скажем, аранжировке, принципам работы с вокалистами, подходу к народному творчеству и т. д. С индивидуальными занятиями, с заранее разосланными заданиями. Сейчас Росконцерт готовит такой семинар, на котором специалисты проанализируют ситуацию в песенной эстраде, разберут плюсы и минусы творческой практики ВИА.

Я не хочу сказать, что этим мы сразу упорядочим все это слабо пока контролируемое хозяйство, но надо, наконец, дать понять людям, что происходит в жанре. А не то, повторяю, у нас по-прежнему будет продолжаться засилье третьего сорта и эти слабые, плохие песни невольно могут стать эстетическим идеалом молодежи, толком не знающей эталонных образцов жанра.

Теперь о той музыке, которая составляет основу репертуара наших ВИА. Ситуация сейчас сложная. Несмотря на то что лучшие ВИА по-прежнему прогрессируют, ищут новые, современные формы выражения, ищут актуальную, сегодняшнюю тематику, над большинством коллективов тяготеют звуковые стереотипы конца 60-х — середины 70-х годов с элементарными мелодиями на очень простой, часто даже примитивной основе, со стандартным набором приемов и маловыразительными текстами. Ничтожность «словесного ряда» бросается в глаза: образы, метафоры и даже рифмы кочуют из песни в песню, живое слово совершенно забито штампами. В обиходе музыкантов даже возник термин «песни-лалайки» (т. е. с припевами на «ла-ла-ла»...).
Получается, что из всего многообразия приемов современной популярной музыки в практику большинства ВИА отобраны наипростейшие, лобовые, действующие «наверняка». К тому же и штампы-то во многих случаях старомодны. А ведь в легкой музыке внешние приметы музыкального языка наборы ритмов, тембр, краски, гармонические комплексы - меняются часто. При этом следует помнить, что слушатель сегодня человек весьма информированный, он собирает грампластинки, магнитозаписи, слушает радио. И если наши ансамбли перестанут развиваться, обновляться, не будут стремиться продвинуться вперед, то они рискуют в самом скором времени попросту потерять свою аудиторию. Потребность постигать новые средства выражения, сохраняя при этом человечность и эмоциональность своего искусства не в этом ли проявляется серьезное отношение к творчеству?

Я не люблю применительно к музыке слово «мода». Существуют понятия более точные: манера, стиль, направление. Однако нельзя не считаться с тем, что в жанре ВИА, как и вообще в песне, стили и направления сменяют друг друга чаще, чем в искусстве крупных форм. Вспомним песни времен гражданской войны -они имели одну ритмическую и интонационную основу, а, скажем, песни тридцатых годов -другую. Отличаются особым колоритом и песни Великой Отечественной войны, послевоенные... Песни сегодняшнего дня разрабатывают свои мелодические и ритмо-интонационные «пласты». В том-то и дело, что повторять прошлые достижения, пытаться буквально скопировать язык, которым пользовались Дунаевский, Соловьев-Седой, Блантер или Новиков, невозможно. Можно и должно стремиться продолжить традицию (а разве, скажем, в «Дне Победы» Тухманова не продолжена традиция наших военных песен?), но нельзя повторяться. Надо открывать самим. Ведь мы, музыканты 70-80-х годов, живем в иное время, и наши песни должны стремиться запечатлеть его темп, его динамику, яркость его контрастов. Речь идет, конечно, не о каком-то искусственном обновлении музыкального языка. Нет. Я имею в виду точность ощущения ритма нашего времени, радости созидания и бытия, устремленности мысли нашего современника в будущее.

Эти перемены хорошо видны по тем стилистическим «мутациям», которые происходят сейчас как раз в жанре ВИА. И прежде всего в наметившемся размежевании вокально-инструментальных ансамблей на собственно ВИА и так называемые рок-группы. Появление этих последних как раз и говорит о недовольстве части музыкантов обветшавшей стилистикой вокально-инструментальных ансамблей. Рок-группы стремятся исполнять песни, сюжеты которых остросовременны, а используемые музыкальные средства - экспрессивны и жестки. Такая музыка стремится не убаюкать, а, наоборот, будить, заставлять думать и переживать... К стилю «рок» обращаются сегодня и многие композиторы-профессионалы. Достаточно назвать такие имена, как Д. Тухманов, А. Рыбников, Э. Артемьев... Правда, наряду с настоящей рок-музыкой все чаще появляется мнимая - некоторые потерявшие популярность ВИА, недолго думая, попросту переименовали себя в «рок-ансамбли», тем самым дезориентируя аудиторию...

Размежевание, о котором идет речь, впервые стало ясно ощутимо на фестивале, состоявшемся в Тбилиси весной 1980 года. Мне довелось быть там председателем жюри. Какие же новые признаки можно было отметить в музыке, исполнявшейся там лучшими группами, отмеченными званием лауреатов?

Прежде всего стремление к более широкой палитре средств, к обновлению интонационной, ритмической и тембровой сферы песен, к поиску более актуальной тематики в текстах. Причем эта тематика в своих устремлениях может быть как актуально-политической (например, в композиции «Ирландия, Ольстер» группы «Автограф»), так и нравственно-философской (песни «Машины времени» или тбилисской группы «Блиц»).

Еще одна черта, отличавшая большинство новых групп, смелый музыкальный эксперимент, введение новых звуковых и образных средств, изменение языка, стремление к большей глубине и выразительности. А отсюда - тяготение к большим масштабам, композициям, сочетающим разработку песенных фольклорных элементов с виртуозными инструментальными эпизодами.
Запомнилось, например, выступление туркменского «Гунеша», блеснувшего мастерством музыкантов-импровизаторов, донецкого «Диалога», чей подход к украинскому фольклору перекликается с плодотворными принципами разработки белорусской песенности ансамблем «Песняры». Яркое впечатление оставил эстонский «Магнетик бэнд» с его мажорными оптимистическими интонациями. Интересно показали себя грузинские ансамбли «ВИА-75», «Лабиринт», горьковское «Время».

Большинство этих коллективов пока еще мало известны широкому слушателю. Интересно, что почти все они либо профессионалы совсем недавние, делающие в концертных организациях самые первые шаги, либо попросту чисто самодеятельные коллективы (Грузинская филармония рискнула пригласить для выступлений как профессионалов, так и любителей), что, кстати, лишний раз подчеркивает роль самодеятельного искусства, как питательной среды для развития нашего профессионального эстрадно-песенного творчества...

Конечно, сегодняшнее массовое молодежно-музыкальное движение не однородно. Не со всеми его составляющими можно согласиться. Я уже говорил о слабости значительной части его репертуара. Кроме того, претенциозно замахиваясь на большие темы, болея гигантоманией в решении «мировых проблем», некоторые из молодежных коллективов не дотягивают до заданного себе уровня, показывают свою несамостоятельность, вторичность. Ну, и, наконец, есть попытки механически скопировать некоторые вовсе уже нежелательные музыкальные явления - я имею в виду так называемый «шокирующий рок». Отдельные молодые музыканты, не обладающие культурой сценического поведения, просто кривляются на сцене, стремясь ошеломить, обескуражить зрителя. Однако, как мне кажется, жизнь все корректирует -это музыкальное сектантство не получает и не получит благоприятной основы для своего развития.

И еще один вопрос, связанный с ВИА, и шире - со всем направлением так называемой «молодежной песни». Дело в том, что иногда слышишь мнение, что по сравнению с прошлым в ней меньше затрагивается гражданская тематика. Что хотя искусство аранжировки, звукозаписи и другие «технологические» аспекты прогрессируют, в целом песня выглядит менее серьезной либо лирической, либо танцевальной. И что повинны в этом прежде всего ВИА. Так ли это? Думается, что ответ здесь не может быть однозначным.

Да, в программах большинства ВИА много легких танцевальных песен. Они, конечно, тоже нужны, но перекос в сторону развлекательности можно и нужно корректировать. Надо отметить и то, что в репертуаре ВИА редко встречаются серьезные, глубокие произведения гражданственного звучания. А между тем в этом направлении успешно работают многие профессиональные и самодеятельные авторы. Правда, иной раз мы не замечаем гражданственность там, где она явно присутствует, потому что привыкли к определенному языку, определенным средствам, с которыми ее связываем. Так, гражданственны многие лирические мелодии Пахмутовой, такие, например, как песня «Как молоды мы были». Подобных песен много у М. Фрадкина, В. Баснера, Д. Тухманова, А. Петрова, И. Лученка. Первые опыты совмещения лирического начала с гражданским были и раньше, например, в песне «Комсомольская прощальная» («Дан приказ ему на запад») Д. Покрасса война показана сквозь призму судеб влюбленных, а в песнях Э. Колмановского «Я люблю тебя, жизнь» и «Хотят ли русские вой-ны?» гражданская и политическая темы решены, как доверительный разговор со слушателем, разговор, который велся голосом Марка Бернеса. Этот опыт получил свое развитие во многих песнях, исполнявшихся вокально-инструментальными ансамблями. Уже в первой программе «Поющих гитар» были интересные версии «Дорог» А. Новикова, «Бухенвальдского набата» В. Мурадели. ВИА в те годы тяготели к антивоенной тематике, и среди удачных песен можно назвать «Саласпилс» («Поющие гитары»), «Тишину» («Ариэль») и другие.

Вообще, мне кажется, что само понятие гражданственности эволюционирует, что сегодня мы понимаем его более широко, чем прежде. Сама жизнь подсказывает это. Появляется много песен, посвященных нравственным проблемам, осмыслению жизни. Эта тематика сейчас как бы добавилась к антивоенной, социальной и патриотической, тем самым обогатив и расширив жанр. Недавно, в дни Всероссийского семинара по проблемам ВИА, который состоялся в городе Кирове, мне довелось услышать композицию горьковской группы «Движение», основанную на трех сонетах Петрарки (автор композиции С. Корнилов). Думается, что по своей страстности, силе, пытливости это одно из интереснейших проявлений серьезного отношения к окружающему миру.

Другим «ответвлением» гражданственности я считаю тему нравственно-гуманистическую. Я вспоминаю Виргиса Стакенаса, молодого педагога из Литвы. В его песнях я ощутил любовь к людям, стремление осмыслить сложный, меняющийся мир, его социальные перемены, ощутил огромные запасы доброты. Эти песни особенно близки слушателю благодаря своей гуманности, сердечности, человечности.

Во всех этих случаях возрастает роль слова в песне, появляется необходимость хорошей поэзии. Многие исполнители и композиторы стремятся ввести в эстрадную песню Стихи с большой буквы, найти музыкальное звучание строк В. Шекспира, Б. Пастернака, В. Маяковского, С. Кирсанова, А. Блока, Р. Бернса, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Ю. Левитанского, Р. Рождественского, Е. Самойлова... Среди них - Д. Тухманов, М. Таривердиев, В. Дашкевич, певцы-композиторы А. Градский и А. Пугачева, горячий популяризатор высокой поэзии через песню - Е. Камбурова.

Конечно, в современной музыке и современной песне есть и иные подвиды, есть песня легкая, не обремененная глубокими мыслями, есть песня танцевальная, развлекательная. Все это тоже нужно, ибо цикл человеческого труда требует периодов разрядки, отдыха. Но пока живо человечество, пока в мире есть конфликты, пока существует социальное расовое неравенство - гражданская песня будет существовать. Также, как, скажем, гордость за свою страну, за наш народ всегда будет оставаться основой песни патриотической.

Искусство, как и жизнь, развивается, движется. Думаю, что вместе с общим поступательным движением нашего музыкального искусства будет обретать новые интересные формы и такой популярный жанр массового музицирования, как вокально-инструментальные ансамбли.