Юрий Саульский

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Алексей БАТАШЕВ.


Первые полгода (о ВИО-66).


(газета "Советская культура" 25 августа 1966)

О ДЖАЗЕ последнее время пишут и говорят больше и подробней, предлагается то или иное разрешение актуальных творческих или организационных проблем этого молодого жанра. Но вот недавно в споре слово было предоставлено практике на концертной эстраде появляется вокально-инструментальный оркестр под управлением Юрия Саульского, ансамбль с подчеркнуто джазовым профилем, назвавший себя ВИО-68. Примечательно, что ВИО начал свою жизнь на эстраде с выступления на ленинградском джазовом фестивале, затем концерты в Театре эстрады, гастроли в Омске, снова джазовый фестиваль, на этот раз у себя, в Москве. И вот снова афиши приглашают посетить концерты ВИО-66 на летних площадках Москвы.

Свое творческое кредо оркестр провозглашает уже в первом от делении, посвященном современному джазу. В течение всего представления он четко разграничивает "джазовые странички" и эстрадные номера. Первые включают инструментальные и вокально-инструментальные пьесы, где главным действующим лицом является собственно ВИО, пьесы, в которых силами аранжировщика и солистов достигаются оркестровая выразительность, драматизм сюжета, музыкальность развития. Вторые являются разнообразными по жанрам песнями и пантомимой, а оркестр выступает в роли аккомпаниатоpa.

Сам состав ансамбля- смешанный вокальный септет, солисты, ритм-секция, секция духовых инструментов дает богатые возможности для аранжировщика, позволяет добиться разнообразия тембров и звучностей. Уже во вступительной пьесе -«Прологе» Ю. Саульского слушателю дана «анатомия» звукового портрета оркестра. И в дальнейшем он стремится придать исполняемым сочинениям новое, свежее звучание. Так про изошло с «Балладой» Г. Гараняна в новой аранжировке, позволившей удачно солировать альтисту Леониду Журову. Тема М. Дейвиса «Ну, так что же?» благодаря верно найденной форме подключения вокальной группы и оркестра к импровизирующему квартету легла в основу напряженной, многоплановой композиции. Однако исполнение «Рабочей песни» Н. Эддерли разочаровало, несмотря на доброкачественность партитуры. Оно получилось вялым.

Оркестр оказался школой для его участников, имеющих весьма различный музыкальный опыт. Здесь объединились и джазовые музыканты из малых ансамблей, не привыкшие к работе в большом оркестре, и приученные к читке с листа инструменталисты, не имевшие практики исполнения современного джаза, и, наконец, вокалисты. Первые стали главной движущей силой коллектива и осваивают навыки оркестрового письма и специфику сольной работы. Альтист Алексей Козлов, пианист Игорь Бриль, барабанщик Владимир Журавский, тенорист Юрий Чугунов являются не только основными солистами, но и авторами ряда композиций и аранжировок. Блюз А. Козлова «Равновесие», в котором И. Бриль предложил неожиданное развитие соло, стал одной из удач ансамбля.

Вокальная группа - наиболее заметно слабое звено ВИО. Она все еще в стадии становления как в профессиональном, так и в стилевом отношении. Если сейчас ей, как правило, удается органично «вплестись» в ткань орнестра, то как сольный организм она еще не может с ним конкурировать. И проблема эта будет вечной до тех пор, пока у нас не решится вопрос о профессиональном джазовом обучении. Хромает и микрофонное обслуживание ансамбля, которое могло бы и расширить звуковые краски, и развивать культуру исполнения, обеспечив постоянный и ровный фронт звучания всех его групп. Здесь та же проблема с кадрами.
Оркестр с уважением относится и к серьезным джазовым пьесам, и к эстрадным песням, деликатно и обдуманно разделяя полярные по жанру номера. Молодая певица Нина Бродская удачно дебютировала песней Д. Модуньо «Молодая любовь», Вадим Мулерман хорошо передает сложную песенную лирику А. Флярковского Р. Рождественского («Через море перекину мосты») и иронический гротеск шуточной песни «Король-победитель» А. Дулова и М. Карема, Правда, у обоих солистов есть изъяны в репертуаре...

Яркое впечатление оставляет изобретательная, эксцентричная пантомима Александра Жеромского, очень пластичного и техничного актера. Жаль, однако, что он порой злоупотребляет цитатами известных мимов. И нельзя ни слова не сказать о Гарри Гриневиче, который ведет концерт ВИО-66. Он держится просто, непринужденно, с достоинством.

Оркестру всего полгода от роду. Но уже сейчас очевидна польза инициативы Росконцерта и Москонцерта, давших жизнь этому единственному в своем роде ансамблю. Чувствуется, что колдектив немало поработал, и надо надеяться, что он справится и с техническими, и с исполнительскими, и с творческими трудностями и, несмотря на репертуарный голод, порадует нас большим количеством интересных сочинений. А поэтому - в добрый путы!