Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков
Сергей Соловьев


Николай Агутин:
- Нельзя на музыке делать только деньги!

4

4.Нельзя все мерить деньгами.

Николай Агутин и Сергей Соловьев 11 мая 2011.

И куда Вы пошли дальше?

Я перешел директором в «Поющие сердца». Витя Векштейн очень хороший человек, он умел дружить. Никогда никого не подставил, очень порядочный.
Ну, трагедию его Вы знаете-Жмакова называется?
Когда Витя садился за пульт и выходила Тоня, то людей просто выносили из зала. Он делал так, что слышно было только ее. Диапазон у нее какой-то был, но в нем не было никаких красок. Тяжело её было слушать. Я там помучился с полгода и ушел.
Дальше я работал с Колей Эрденко и его коллективом «Джанг».

Он цыган?

Да. Великолепный гитарист и скрипач.
Я в его коллектив пригласил Сережку Дюжикова и Витю Дегтярева. Валера Спиртус ставил аппарат. Валера нам ставил свой аппарат и в "Веселых ребятах" до тех пор пока Паша не получил свой. Мы сделали шикарную программу. Когда мы сдавали программу, то все кто слушал встали и долго аплодировали. Коля пел романсы просто шикарно.
Около двух лет мы с ним работали.

А дальше?

Меня пригласил Стас Намин. Мы встретились с ним в Гастрольбюро. Руководил ими Розин Исаак Аркадьевич. Там делали все документы для артистов в поездки. И туда мы потом все отчеты сдавали.
Стас, как раз, только договорился о том, чтобы его коллектив взяли в Москонцерт. И там мы встретились. Он усадил меня в свою машину и три часа уговаривал. Я не соглашался уйти от Эрденко. Но через дня четыре он опять мне позвонил и еще три часа уговаривал. Уговорил. Года четыре мы с ним проработали.
Я уже тогда в ГИТИС поступил. У Стаса в тот момент был хороший коллектив.
Когда Лосев «ломался» и не мог петь, то весь концерт за него из-за кулис пел Саша Выгузов (Малинин). То есть Лосев стоял на сцене и открывал рот, а пел Выгузов. Весь концерт сидел на стуле за кулисами и пел.

Какой из двух коллективов группа С.Намина или «Веселые ребята» был самым интересным, на Ваш взгляд?

У Стаса Намина все песни были на слуху, все хиты. Их все знали. «Веселые», конечно, как музыканты посильней были. Они более сыграны, более качественны, у них музыкальная эстетика выше. Однако, не все их песни можно причислить к хитам. Было много проходных песен.
Вот если поставить хор Большого театра, то тут все будет понятно - это хор БТ. А если поставить солистов БТ, то мы будем слышать каждого солиста, но хора не будет. Вот «Веселые ребята» - это хор БТ. Это для общей массы слушателей не всегда было понятно. А у Стаса все было понятно и доступно. У Стаса был более приземленный репертуар, и он очень хорошо кушался народом. А у «Веселых» все было излишне эстетски.

У Намина был основной солист и подпевки, правильно?

Какие там подпевки? Если послушать только их бэки, то уши завянут. Кирпичи летают выше – ниже. Все вытягивал Лосев. А когда подпевки слушаешь вместе с его голосом, то вроде бы и ничего.

Можно сравнить Намина и Слободкина?

Намин очень взрывной человек. Но он очень редко срывался на своих музыкантов. Он мог сорваться на директора филармонии еще на кого-то. А вот с музыкантами он умел ладить. А Слободкин не всегда… Надо сказать, что и Паша и Стас Намин, несмотря на взрывной характер, ко мне относились очень уважительно.
А Паша даже у меня в ГИТИСе преподавал, и поставил мне на экзамене тройку.

-По какому предмету?

Предмет он сам себе придумал «Джазовые композиции и что-то там еще». Вот он это где-то начитался и пришел преподавать.
Намин, конечно же, более коммуникабельный. Владеет английским. Он всегда был на самом гребне музыки. Это, безусловно, дань его мозгам. Но как музыкант, конечно, Слободкин выше.

Что было дальше в Вашей жизни после Намина?

Я продолжал делать концерты. Причем, я делал все один. Например, я делал концерты на стадионе в Сочи, так у меня было 115 артистов. И длилось это 10 дней.
Я прилетал в город, заказывал гостиницы. А это все было ведь в курортный сезон. А гостиниц в Сочи тогда было «Жемчужина», «Ленинградка» и «Чайка».
А артисты у меня были какие? Я должен был каждого встретить и разместить.
Этому давай люкс в гостинице, тому тоже люкс. И так набиралось у меня их 10-11. Каждому директору одноместный, а музыкантов уже можно было селить по два. У меня работали Вицин с Моргуновым, Серов с ансамблем, Леонтьев с ансамблем… Потом билеты для участников программы. Ведь каждый должен куда-то лететь после этих выступлений. Потом оформление финансовой документации. В общем, в Сочи за десять дней я мог моря вообще не видеть.
А сейчас как? Офис. В нем две секретарши, штуки четыре менеджера и босс. Он затевает гастроль, посылает туда людей для организации. А я все это делал один. Затевал работу и сам же ее исполнял.

С кем из известных артистов Вам еще пришлось работать?

Я много возил Муромова, Малежика. Месяца по полтора возил Антонова два раза.
С ним очень тяжело было работать. Он очень принципиальный человек по пустякам. И это иногда бесит.

А из бывших «веселых» кого-то возили?

Было дело в конце 80-х, когда Гатауллин уже не работал в "Веселых ребятах". Я в то время делал большие программы во Дворцах Спорта и на стадионах. И вот он напросился ко мне в программу. Говорил, что завязал, что три месяца не пьет. В общем, я его взял. Это было на стадионе, и он должен был выступать седьмым в концерте. Перед концертом общаемся – трезвый, все нормально. Выступает первый, второй, третий участник, тоже общаемся – Игорь трезвый. Я отошел по своим делам и перед самым его выходом вижу, что он никакой. В хлам! Когда успел набраться? Вышел на сцену, долго подключал гитару. Стал что-то петь и не заметил, как подошел к краю сцены и свалился вниз. А сцена была высокой -метра два. Хорошо, что там трава была, а то бы он все переломал. При этом гитару не уронил и держал на весу, как самое святое. Я выталкиваю конферансье на сцену. Тот начинает нести ахинею. Типа, Вы видели, как он прыгнул? Какой номер! Это мы специально подготовили.
А я ему говорю:
-Игорь, не забудь выкинуть мой телефон и больше мне никогда о себе не напоминай.
Так он уже через две недели мне звонил и спрашивал:
- Когда поедем на гастроли?
Тогда я катал и Женю Белоусова. У него в тот момент была всего одна песня «Девочка». И вот он собирал стадионы, имея одну песню. Уже потом появилась «Алушта» и «Ночное такси».
Я делал огромные концерты, а в конце выходил Женя. Пел три песни, потом на бис повторял «Девочку мою синеглазую», прыгал в авто и уезжал со стадиона. Ну, чтоб не наваляли.
С кем я только не работал…


А Леня, Ваш сын, с Вами работал?

Когда он пришел после армии, то я его стал подключать тоже. Но скоро это все закончилось. Последнее, что я успел сделать в начале 90-х - турне по стадионам: Алма-ата, Краснодар, Ташкент и Самарканд. В Алма-ате я отработал сам. Там уже было не очень хорошо с посещаемостью.
А в Ташкент поехал мой помощник Сергей Гозман. Я его спрашиваю:
-Сережа, что с кассой? Проверь ее обязательно. Я чувствую, что там какая-то лажа.
А там рулил всем комсомол. Комсомол тогда был на последнем излете, и меня предупреждали с ними не связываться.
Сережа меня успокаивает:
- Все хорошо, все нормально.
Я прилетаю. В итоге у меня на сцене 100 человек, а зрителей 1 200. Это стадион «Пахтакор» на 50 тысяч. А все артисты стоят больших денег, и их не интересует, что народ не собрался. Им-то деньги в любом случае надо отдавать. И я всегда отдавал. Поэтому ко мне все приезжали по первому зову. Мне верили.
После Ташкента был Самарканд. Я большую часть артистов отправил по домам. Оставил Антонова и еще пару коллективов.
А в Самарканде стадион битком, а в кассе денег нет. Люди начали воровать…
В общем, нас кинули, и мы остались без денег. Я позвонил домой, и мне выслали денег. Как я отправил артистов, сам не понял.
Никому из артистов я не остался должен.
Правда, тогда же в Узбекистане Антонов закапризничал. Якобы, я ему недодал пять тысяч рублей. Пришлось объяснить, сколько времени я его возил, в каких номерах селил. Что заработал он 197 тысяч рублей и по негласному правилу 10 процентов он должен отдать. А это гораздо больше, чем пять тысяч. Так Антонов быстренько собрал вещички и на такси в аэропорт. Даже на билет денег не попросил.
После этого я еще 15 дней провел там, что отправить 45 т аппаратуры и кучу работяг. И мне бесплатно «Аэрофлот» все это вывез в Москву.Спасибо «Аэрофлоту»! Я приехал оттуда нечесаный небритый, грязный. Но я со всеми рассчитался и все вернул откуда взял.
Потому что у меня еще был большой авторитет. И меня не бросили.После этого я завязал с шоу-бизнесом.
Я понял, что не на кого нельзя положиться. Люди стали шарить по карманам друг у друга. Раньше на одном честном слове я привозил людей, а директор филармонии костьми ляжет, но выполнит свои обещания. А я не возил, кого попало. Я не экономил на аппарате, на свете. Я не брал людей, которые могли напиться и упасть (Гатауллин – исключение). Я всегда делал большие мощные концерты и не старался просто заработать. Меня называли Эстрадный Бондарчук, потому что у меня были очень масштабные концерты.

Чем Вы стали заниматься после того?

Деятельностью не связанной с шоу-бизнесом, я занимался недвижимостью. Хотя периодически помогал многим в концертной деятельности.

Что такое современный шоу-бизнес?

Современный шоу-бизнес – это всевозможные почкование, дергание денег, меркантильность, неграмотность во всем. Конечно же, мы в свое время страдали от худсоветов, цензуры. Но то, что сейчас происходит…
Нельзя все мерить деньгами. Мы же выезжаем в другие страны и видим других людей, которые разбираются в музыке.
Во всем мире существует разделение интересов. На Deep Purple ходят одни, на Стинга другие . И иногда в качестве разделения и сравнения люди идут и на другого исполнителя, чтобы послушать другую музыку. Но они делают это крайне редко. У каждой музыки своя целевая аудитория. А у нас же никогда такого не было, нет и, боюсь, не будет.
Нашим шоу-бизнесом у нас занимаются люди меркантильные, которых интересуют только деньги. Нельзя на музыке делать только деньги. Нельзя фанеру ставит в абсолют, полжизни чесать под фанеру. Там люди трудятся. А у нас певец поет 50 раз одну песню и потом из этих 50 треков делают одну более –менее чистую. А потом под эту фанеру просто открывают рот.
Так жить нельзя!
А возьми слова песен? Это же просто страшно. И это все льется со всех радийных частот.

Вы сами слушаете радио?

Только для того, чтобы быть в курсе. В основном я слушаю или диск или радио «Релакс».
Сейчас я записываю свой диск, где выступаю в качестве автора слов музыки и исполнителя. А помогают мне в этом музыканты из ансамбля моего сына.
Николай Агутин - 2011.
Фото С. Соловьева

Песни в исполнении Николая Агутина:
Одиванчики (муз. и сл. Н. Агутин)
Корабли (муз. и сл. Н. Агутин)
Туман(муз. и сл. Н. Агутин)
Я знаю(муз. и сл. Н. Агутин)