Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян


Мне все нравилось...

(июнь 2017)
2

-Давайте вернемся к недолгому пребыванию в «Голубых гитарах»? Кто тогда работал, кто наиболее запомнился?

Солисткой была Роксана Бабаян. Также солировали Владислав Лынковский, Павел Бабаков, Вячеслав Кузин, Борис Миронов (Максаков). На ударных играл Виктор Дегтярев, иногда его подменял Евгений Грецышин, на гитаре - Сергей Дюжиков. Трубач – Миша Мелик-Дадаев, саксофонист – Стас Борисов, на рояле – Юрий Гранов.

-Валова уже не было?

Нет, он уже ушел.

-Николая Агутина тоже не было?

Его в составе не было, но он постоянно общался с музыкантами, приходил на базу.
Запомнился один момент «зеленого» концерта. Стас Борисов меня тогда поразил. Я же не готов был к таким моментам. Наши клавишные (назовем это органолой) имели яркую, красную крышку. И во время исполнения песни Стас Борисов берет эту крышку и медленно идет из одной кулисы в другую. Народ сначала не понял. Через 10 минут он с этой же крышкой проходит в обратном направлении. Народ начинает реагировать. А когда через некоторое время он снова прошел с крышкой, то весь зал уже покатывался.

-Что еще запомнилось?

Общался я больше с Владиком Лынковским по той причине, что мы жили на гастролях в одном номере. В «Голубых гитарах» он работал после вокального квартета «Аккорд». Очень приятный человек.

-Он пел сольно в концертах?

Пел и сольно и в группе. У него был приятный, густой баритон. Потом мы часто с ним пересекались в Москонцерте. Спустя годы, когда Владислава уже не было, произошел интересный случай. Я был приглашен вместе с женой на банкет, посвященный юбилею одной женщины. Там присутствовал музыкант, который вел всю музыкальную часть вечера. Играл, пел. Я тоже вышел на сцену, он мне аккомпанировал. Познакомились. Он представился – Игорь Лынковский. Выяснилось, что это родной брат Владислава.

-Вам понравилась работа в вокально-инструментальном ансамбле?

Если не брать в расчет отдельные особенности репертуара, то мне все нравилось. Профессиональная работа высокого уровня, хорошая по тем временам аппаратура, хорошие площадки. Мы ездили по крупным городам, а не по деревням. Соответственно и приемлемые гостиницы, хорошая оплата.

-В каком году вы окончили Гнесинское училище?

В 1978 году, летом. И продолжал работать в МОМА. В декабре этого года я снова пришел к Игорю Гранову. Показал диплом, спел и Гранов сказал, что у них сейчас происходит смена состава и он меня берет на место Паши Бабакова. Паша ушел довольно своеобразно – на заграничные гастроли он возвращался в ансамбль и ездил с нами. Да к тому же он бас, а я – баритон. Но по тесситуре я мог потянуть какие-то его партии. Официально я был зачислен в ансамбль в конце января – начале февраля 1979 года.
К тому времени в ресторане я приобрел очень хороший опыт исполнения в различных жанрах. Помимо эстрады, нашей и западной, мне приходилось петь почти все мужские арии из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда».

-Вас ввели в спектакль «Красная шапочка и серый волк»?

Да, как раз на роль Сказочника, которую играл до меня Бабаков. Я делал обвязки между вокальными номерами. Сольных номеров у меня было мало, в основном я пел в группе. «Пусть любовью мир наполнится» и другие композиции. Пластинка соответствующая уже была записана.

-Вы мало кого застали из тех, с кем работали в 1975 году?

Славу Кузина, который в мюзикле играл Черта. Грецышин уже был администратором, а Юрий Гранов – звукорежиссером. Среди других музыкантов были - вокалистка Наташа Киреева, барабанщик Юрий Финк, гитаристы Алексей Милославский и Владимир Большаков, бас-гитарист Игорь Борисов. Борисов еще пел и был неплохим клавишником. Он исполнял несколько знаковых вещей. «Дождь осенний», например. Ее в 90-е годы раскрутил Сергей Пенкин. Замечательно Борисов исполнял на английском You’re my everything из репертуара Санта Эсмеральда.
Можно сказать, фронтмэном был вокалист Игорь Офицеров. Офицеров очень артистичный певец. В мюзикле он играл Волка. Я не видел, как ранее играл Волка Малежик, но Игорь играл великолепно. Выходил в шкуре, и это смотрелось здорово. Пел прекрасно. А певец он от Бога! Лет пять-семь назад мы с Игорем вместе оказались в Анталье. Он такое выдавал! Игорь до сих пор в отличной вокальной форме. Ничего не потерял. Он очень правильно поет. Уж не знаю, от природы это или приобретенное.
Бабу Ягу в мюзикле играл Витя Рафаэлов. Очень смешная у него получалась Баба Яга. У Вити был тенор. В концертах он часто исполнял песню «Сувенир» Демиса Руссоса. Здорово проходил, хотя внешне Витя немного нескладный.
Кузин очень много пел народных песен. В концертах он был незаменим. У нас же были два варианта программ - экспортный и внутрисоюзный. Если Паша Бабаков ездил с нами за границу, то он пел «Вдоль по Питерской». Если его не было, то исполнял я, закрывая концерт.
Практически вместе со мной пришел клавишник Руслан Беликов. Позже ему на смену пришел Олег Сорокин.

-Сорокин пришел вместе с супругой?

Тамара выступала с пантомимическими номерами, играла на саксофоне, танцевала, пела. Синтетическая актриса.

-Крутой появился при вас?

При мне. Но как композитора я его тогда не знал. Да и он не позиционировал себя как композитор. Видимо, понимал, что при Гранове вряд ли получится протолкнуть свои песни. Я о его песнях узнал ближе к середине 80-х. Игорь показывал мне свои песни. Я понимал, что песни интересные, красивые, но что с ними делать. Фонограммы не было, под гитару они не звучат.
А вообще эта история довольно интересная. В начале 70-х в городе Николаеве было два «Тома Джонса», которые конкурировали меду собой на танцплощадках. Это Игорь Борисов и Александр Серов. Каждый по-своему интересен, обаятелен. Потом они оба были приглашены в местный ансамбль «Поющие юнги». Там же работал и Игорь Крутой. С Игорем Борисовым тогда случилась очень неприятная ситуация. Он должен был петь в Киеве на фестивале, который организовал ЦК Комсомола Украины. Но Игорь заболел и был не в состоянии петь. И какой-то высокий партийный чин под угрозой полного прекращения карьеры Игоря заставил его выйти на сцену. После этого у Борисова произошла потеря голоса на какое-то время, а когда голос вернулся, то начались проблемы. Изменился диапазон, появился легкий сип, и несмыкание связок. Чувствовалось, что это ему мешало. В «Голубые гитары» Крутой попал благодаря Игорю Борисову.
Потом оба покинули коллектив. И когда Игорь Крутой все-таки решил записать песни, то он первым делом вышел на редактора «Мелодии» Владимира Дмитриевича Рыжикова. А вышел на него благодаря Александру Жигареву, поэту, с которым он писал песни. Они втроем пошли в ресторан, где и удалось договориться с Рыжиковым на то, что он предоставит время для записи в студии. Далее встал вопрос – кто будет петь эти песни? Игорь решил записать двоих – Игоря Борисова и Александра Серова. А потом выбрать кого-то одного. В конце концов, как мы знаем, песни Игоря Крутого стали известными в исполнении Александра Серова. Игорь Борисов очень тяжело переживал этот момент.
А во время работы в «Голубых гитарах» Крутой отличался тем, что умел ладить с людьми. Мог с любым договориться. Очень контактный, разумный человек. Я ему очень благодарен за то, что в 90-е он мне очень помог с выездом в США.

- Борисов женился на Валерии Семиной, пришедшей в «Голубые гитары» на место вокалистки?

Знаю, что позже они развелись. Игорь, уже работая в «Современнике» у Кролла, женился во второй раз. На ведущей Наташе. Потом – развелся и с ней.

-Он стоял у истоков некоторых радиостанций?

Да. Радио Шансон и Авторадио. В заставке Авторадио я до сих пор слышу его голос.

-Когда вы в первый раз поехали за рубеж?

Тогда было железное правило: чтобы поехать за границу, необходимо было отработать в коллективе 11 месяцев. И надо отдать должное Игорю Яковлевичу, он смог обойти это правило. Я официально оформился в феврале, а в конце октября уже поехал со всеми в Польшу. В этом весь Гранов.

-Вы почувствовали разницу в коллективе между первым приходом и вторым?

Конечно. Это был совершенно другой коллектив, другой репертуар, другое время.

-Сколько игрался спектакль «Красная шапочка»?

После ухода Игоря Офицерова, Гранов стал его сворачивать. У него уже начал вырисовываться новый проект – «Телешоу».

-Стас Черепухин рассказывал, что он играл роль Волка?

Черепухин пришел в 1980 году. Он работал года полтора. Но факт, что он играл Волка, у меня в памяти не отразился. После ухода Офицерова «Красную шапочку» быстро свернули. У Игоря Яковлевича уже были мысли про «Телешоу».

-Во время того, как играли «Красную шапочку», случались ли обычные концерты?

За границу мы не возили «Красную шапочку». Да и в Союзе периодически бывали просто концерты. Например, во время «Олимпиады-80» мы работали в Ждановском парке на Таганке. Я точно помню, что заканчивал концерты песней «Вдоль по Питерской». После серии этих концертов мы все ушли в отпуск.
Сергей Глухарев в «Голубых гитарах» (1981).

-Какие перемены происходили в ансамбле?

В 1981 году после довольно длительной поездки в Югославию (дней двадцать мы там работали) Гранов нас собрал и сообщил, что все уходим в отпуск, а по выходу в составе будут изменения. Человек пять тогда ушло. В том числе Игорь Крутой, Виталий Любезнов…

-Кто такой Любезнов?

Виталий Любезнов – гитарист. Москвич. Он пришел к нам из состава Аллы Пугачевой. Скорее, ритм-гитарист, но очень симпатичный парень и нравился девушкам в зале. Проработал примерно года полтора. На гастролях мы обычно с ним селились в одних номерах.

-Бас-гитарист и певец Алексей Казанчев, ставший к концу 80-х лицом ансамбля, появился при вас?

Нет. Я ушел из ансамбля летом 1983 года, но его еще не было.

-Александр Выгузов (Малинин) работал вставным номером?

Он пел под гитару романсы, но и в группе пел. Проработал он совсем недолго, кажется, полтора года. У нас тогда особых привилегий не было. Почти все выходили петь в группе. Даже Паша Бабаков на гастролях за границей выходил в русских песнях в группе. Пожалуй, только Игорь Офицеров был исключительно солистом.

- А Василий Ротарь был только солистом?

У него были сольные песни, но и в группе пел. То есть, как у всех.

-При вас случилось недолгое появление в «Голубых гитарах» четырех музыкантов из группы Стаса Намина?

Они проработали где-то полгода, больше не выдержали (смеется).

-Они держались обособленно?

Вместе держались. И это естественно: раньше долго вместе работали, вместе пришли, вместе ушли. И работали ребята своей командой на сцене. Но они себя не противопоставляли другим музыкантам. Все было нормально.

-Есть запись в Интернете, где «Голубые гитары» исполняют песню вместе с вьетнамской певицей. Это было после гастролей по Вьетнаму. Причем, «Голубые гитары» представлены именно этой четверкой плюс гитаристом Сергеем Циресом, вокалисткой Ириной Уваровой и Владимиром Куклиным, играющим на конгах.

Дело в том, что я не был во Вьетнаме, я был болен. Я тогда выпал из коллектива на несколько месяцев. Надо отдать должное Игорю Яковлевичу, он меня дождался и принял обратно. Ничего по этому поводу сказать не могу.

-Вы не помните, когда исчезли дудки из коллектива?

До завершения «Красной шапочки» они точно проработали. Это трубач Миша Мелик-Дадаев и саксофонист Витя Коняев. Очень сильные музыканты. А Витя Коняев обладал еще и очень приятным голосом. Он исполнял в концертах Nature boy. Это очень известная композиция.

-В мюзикле «Красная шапочка» было довольно много запоминающихся композиций. А следующий спектакль – «Телешоу», практически ничем не запомнился?

Согласен. В «Телешоу», который начинался при мне, больше ориентировались на пародии и актерскую игру, а не на песенный материал. Представляете, я выходил в спортивном костюме, с мячом. Играл с залом в условный футбол и пел какую-то дурацкую песню. Это была пародия на спортивную программу. Барабанщик Володя Новиков делал пародию на программу «Очевидное-невероятное». Говорил голосом Капицы. И все в таком духе. Ну, может за исключением исполнения мной песни «Земля моя, земля моя ты дарила мне и любовь и красу…»

-Никто не может вспомнить на этой фотографии 1983 года вокалиста. Только имя – Саша.

Голубые гитары 1983 г.
Стоят слева направо: пианист Владимир Блехер; вокалист Саша: клавишник Олег Сорокин; Гранов Игорь Яковлевич; Сергей Глухарев - вокал; Алексей Милославский- гитара; Василий Ротарь - вокал.
Сидят: Владимир Куклин; Сергей Цирес; ударник Владимир Новиков.

И я не могу. Он работал меньше года. Замкнутый, тихий парень, хотя обладал неплохим голосом. Но не было харизмы. Но при этом умудрился закрутить роман с Ирой Уваровой. Был небольшой скандал. Пожалуй, только этим и запомнился (смеется).

-Уварова пришла на смену Валерии Семиной?

Да, Семина вышла замуж, как я уже говорил, за Игоря Борисова, а потом они ушли вместе в «Коробейники». И с ними ушел и Юра Крашевский. И, кажется, Юрий Финк. Тогда в «Коробейниках» собрался очень сильный состав. Они работали недолго, около года в этом составе. Я был на их концертах. Отлично был выстроен звук, голоса подобраны великолепно. Но у них не было….Гранова. Поэтому они и просуществовали всего ничего. Валера Приказчиков очень хороший музыкант и замечательный человек. Но он не обладал качествами Игоря Яковлевича. Кстати, я застал Приказчикова в «Голубых гитарах». В 78 и 79 годах он работал за пультом. Но ему там было так скучно, что он часто просто засыпал (смеется).

-После ухода Офицерова фронтменом стал Куклин?

Куклин долго работал в ансамбле. Володя очень крепкий музыкант. Певец, саксофонист, бас-гитарист. Он и сейчас в отличной форме. Но я не могу сказать, что Куклин был полноценным фронтменом. Вот Офицеров - это был настоящий фронтмен. Даже Игорь Борисов был в большей степени фронтменом.

-Вы не пели романсы, которые стали исполнять впоследствии, в концертах «Голубых гитар»?

Нет. Романсы пел Александр Выгузов, выходя на сцену с акустической гитарой. И его очень хорошо принимали.
Окончание