Владимир Осинский

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян


... мы остаемся друзьями по сей день.

(июль 2019)
3

Новиков, Казаничев, Осинский, Джавад-заде.

-Вернемся к вашему коллективу. Что было дальше?

В 1987 году мы переехали на другую базу. Именно в это здание, где мы сейчас находимся, только несколькими этажами выше. А здесь, в подвале, была база «Голубых гитар». Тогда уже они назывались – группа «ИГРА». В тот момент из коллектива ушел клавишник Валера Маклаков. На его место я и пришел.

-Как это происходило?

Гранов меня прослушал и сразу предложил стать музыкальным руководителем. Он сам уже не ездил на гастроли, но хотел, чтобы в коллективе был организованный человек, который мог и руководить, и делать аранжировки. Работы, гастролей было очень много, объехали всю страну не по одному разу. Так получилось, что я пришел сюда, в это помещение) в сентябре 1988 года и остаюсь до сих пор (смеется). Кстати до коллектива Гранова в этом помещении была база группы «Час пик». А до этого здесь репетировала «Машина времени».

-Кто работал тогда в составе?

Бас-гитаристом был ветеран коллектива Алексей Казанчев. Он к тому времени лет шесть отработал. На гитаре играл Игорь Новиков. На барабанах – Коля Образумов. Его сменил Игорь Луцик, а Коля перешел на перкуссию. Потом Луцик ушел в А-Студио, а его сменил мой товарищ Игорь Джавад-заде. В 1990 он ушел в Наутилус Помпилиус, а вместо него пришел Андрей Новиков, брат гитариста Игоря. Солистами были, пришедший из «Кинематографа» Игорь Браславский и Александр Соловьев.

-В чем заключалась ваша работа в коллективе?

Во-первых, аранжировки. Кроме того, мы озвучивали некоторые радио и телепередачи. Для телевидения приходилось делать другие, новые аранжировки. Также на мне была кое-какая административная деятельность. И собственно концертная деятельность.

-Чаще всего на ТВ ансамбль показывали с песней «Неспелая вишня»?

Да, пожалуй. Это песня Игоря Яковлевича.

-Он на самом деле ее написал?

Конечно. Он великолепный композитор. Когда я бывал дома у Игоря Яковлевича, он садился за фортепиано и моментально сочинял что-то новое. Да что там говорить! Процентов девяносто концертного репертуара ансамбля ИГРА составляли песни Игоря Гранова. Две песни я написал, да еще кто-то из ребят пару песен. И всё! Остальное – Игорь Гранов.

Группа «ИГРА».
Осинский, Казанчев, Новиков.

-Он и в жестком стиле мог писать. К примеру, композиция «Балтика»?

Легко мог написать в харде. А потом и в дискостиле писал. Игорь Яковлевич очень точно улавливал изменения в форматах, чувствовал, что востребовано.
Еще одним из качеств Гранова как руководителя была чуйка на хороших музыкантов. Слабых музыкантов в его коллективах не было никогда. А хорошие музыканты это и аранжировки на другом уровне, более высоком.
Возвращаясь к моим функциям, то из трех лет первые два с половиной года я ездил на все гастроли. А потом стал больше работать в студии. Поскольку много появилось новой аппаратуры, надо было ею заниматься, осваивать. Аранжировки стали заметно более электронными.

-Кто вас заменил в концертах?

Мои функции взял на себя Сергей Макеев. Часть партий перераспределили на гитары.

-В коллективе отношения были нормальными?

Я могу сказать, что мы – музыканты того состава дружим до сих пор. Я не оговорился. То, что Игорь Браславский ушел из жизни, ничего не меняет. Для нас он живой. Мы продолжаем дружить с Ириной, его супругой. Она бывает здесь в студии.
Совсем недавно мне звонил наш солист Саша Соловьев. Он живет в Череповце, имеет какой-то бизнес. Приезжал по делам в Москву, общались.

-А что происходило с этой студией?

Сначала она принадлежала «Голубым гитарам» при Москонцерте, потом перешла на баланс музыкального центра «Музыка», руководителем которого был Игорь Яковлевич Гранов. А в 1993 году Игорь Яковлевич сообщил, что собирается заниматься другими делами. И если я хочу продолжать развивать студию, то нам надо кое-что решить. Мы сели, все обговорили, я внес соответствующую сумму и стал заниматься полностью этой студией.
Каждый из нас пошел своим путем, но при этом мы сохранили дружеские отношения и продолжаем общаться. Игорь Яковлевич давно ждет меня в гости, но я всё никак не доеду.
-Известно, что Казанчев служит в храме, Новиков – в чиновничьих структурах. А где сейчас Сергей Макеев?

Он долгое время был дирижером в Театре мюзикла Швыдкого. И сейчас продолжает заниматься постановками в качестве дирижера в театре Станиславского и Немировича-Данченко.

-В начале 90-х вы создали трио «Хранители»?

Да, было такое. В трио входили барабанщик Игорь Джавад-заде, гитарист Константин Баранов (Он ранее работал в группах «Нюанс» и «Альянс») и я.

-Группа была студийной?

Не только. Мы дали и несколько концертов. Проект был в стиле арт-рок, что-то вроде Pink Floyd, только без вокала.

-Создавали проект просто для себя?

В 90-е многие создавали команды просто для себя. Иногда эти проекты становились известными. Тогда же мы с Игорем Джавад-заде открыли один из первых клубов в Москве. Здесь рядом, в соседнем Доме культуры. Работали там разные группы. «Несчастный случай», «Нюанс»….
Что такое музыкальный клуб в тогдашнем понимании? Собирались музыканты, друзья музыкантов. Организовывался буфет с минимальным ассортиментом. Продавались билеты за символическую сумму. Музыканты играли, общались со зрителями. Приятная обстановка. Это совсем не бизнес.

-Судя по всему, в конце 80-х – начале 90-х у вас не возникал вопрос по какому пути идти дальше?

Я всегда был приверженец студийной работы. Сцена никогда меня не интересовала, как таковая. Имиджи, костюмы и прочее это не мое. Я – немного другой характер. Так что вопроса «что делать дальше?» у меня в те годы не возникало.

-В Википедии написано, что работа в вашей студии осуществляется в системе ProTools. Что это за система?

Это рекординговая программа для записи. Ничего уникального в этом нет, это одна из самых основных программ для студии.

-Я вижу у вас в студии очень много техники в стиле ретро?

Очень много, и я постоянно приобретаю новую винтажную аппаратуру. Вот пульт(показывает) начала 80-х, вот – из 70-х. Студийная работа – это комплекс нового и хорошо проверенного, зарекомендовавшего себя старого. Вы слышали термин – теплый ламповый звук? Теплый ламповый звук можно достичь только винтажным способом.
ORANGE и ROLAND.

-Как организована работа студии?

Любая музыкальная студия – это производство. Например, производство песен. Есть определенный цикл. К нам приходит композитор или исполнитель и просит записать песню. Мы обговариваем, как это должно выглядеть. И по формату, и по технике, и по звуку.

-А бывает, что приходят со своими аранжировками?

Конечно. Мы просто накладываем голос.

-У вас ведь существует штат студии?

Да, конечно. Несколько человек практически со мной с самого начала. Приходят молодые ребята и через какое-то время становятся мастерами своего дела.

-Что значит мастер своего дела? Тот, кто правильно крутит ручки?

Крутить ручки – это ни о чем. Музыкальное производство сегодня достигло таких высот, такого уровня технологий, что звукорежиссер должен учиться всю жизнь. Современная звукорежиссура сегодня – одна из самых значимых составляющих музыкального бизнеса. Раньше все было не так, было все проще. А началось это с Битлз. Когда они начали исследовать всю эту записывающую технологию. А сейчас это достигло таких высот, что процентов восемьдесят современной музыкальной индустрии – это звукозаписывающие технологии.

-Ваша студия называется «Хранители»?

Это неофициальное название, для своих. А официально – студия Владимира Осинского. У нас и логотип студии есть.

-Знаю, что вы много писали музыки для фильмов?

Я писал музыку для фильма Маргариты Тереховой «Чайка», для «ПираМММида» с Серебряковым, для «Преступления» с Мороз и Прилучным.

-А для каких фильмов музыка других композиторов записывалась на вашей студии?

Очень много. Например, из последних -, все серии «Мажора», «Духлесс», «Елки» и так далее.

-Мюзиклы тоже записывались?

Да. «Двенадцать стульев». Это музыка Игоря Зубкова.

-Есть еще композитор Анатолий Зубков. Кажется, брат Игоря?

Да. Тоже наш человек. Композитор и в то же время сотрудник нашей студии, аранжировщик. Еще у нас частично записывались «Нотр-дам де Пари», «Ромео и Джульетта». Отдельные треки писались.

-С 2011 года вы начали проект OYME?

Музыку Deep Forest представляете? Команда работает в таком стиле. Часто они работают вместе, исполняют совместные композиции. OYME больше ориентированы на Запад. Этно там популярнее, чем у нас.

-У вас записывались, пожалуй, все звезды эстрады?

Практически, да. Но мы, все-таки, больше студия стартапов. У нас записал четыре альбома Стас Михайлов, два альбома – Гриша Лепс. Начинал Коля Басков. Альбом «Мне 25» мы ему сделали. И он после этого просто взлетел. Записывались Кристина Орбакайте, Земфира и многие другие.
Нам очень интересно реализовывать новые идеи. Когда начинается рутина, то это менее интересно. Может быть поэтому они уходили потом к другим.

-Вы дружите с представителями других студий?

Конечно. Наши большие друзья – студия САЛАМ из Твери. Игорь Лалетин и Миша Саламов. Студия Валеры Парамонова, студия Александра Казака, студия Игоря Логинова, студия Андрея Синяева …

-Ваш сын тоже работает с вами?

Валентину 33 года. Уже много лет он работает со мной и за это время заметно вырос. Выпустил множество проектов. Помимо того, что он хороший звукорежиссер, он еще и специалист по Surround 5.1. Сделал много проектов в кино.

-Совершенно неожиданно стал популярен проект Leonid&friends?

Наш звукорежиссер Леонид Воробьев, когда ему исполнилось 60 лет, подошел ко мне и попросил записать на студии хиты Chicago, от которого он фанател всю жизнь. Никто не думал, что случится такой успех. Собрались друзья, тот же Игорь Джавад-заде, еще несколько знакомых. Пришел вокалист Василий Акимов из группы «Мономах», дудки из аккомпанирующего состава Леонида Агутина, вокалистка Ксения Бузина, известная по «Голосу» (проект «Ксенона»). И записали. Выложили записи в Интернет. И пошло-поехало.
Сначала поклонники Chicago отметили, что это здорово сделано, потом в Америке записи стали очень популярны. А когда один из основателей Джеймс Панков обратил внимание на эти записи, то ребята были приглашены на тур в США.
Участники проекта:
Леонид Воробьев - бас, вокал; Игорь Джавад-заде - барабаны и перкуссия; Василий Акимов – вокал, акустическая гитара; Сергей Каширин – гитара, вокал; Сергей Тягнирядно (Киев, Украина) - вокал, гитара; Андрей Зыль - труба, флюгельгорн; Олег Кудрявцев - саксофон; Александр Мичурин – тромбон; Константин Горшков – саксофон; Максим Лихачев - тромбон; Илья Прокудин - флюгельгорн; Владимир Попов - флейта; Влад Сенчилло - рояль, клавишные; Владимир Осинский – рояль; Алексей Батыченко – труба, флюгельгорн; Дмитрий Максимов – бас; Ксения Бузина - вокал.
Слева-направо: Джавад-заде, Батыченко, Воробьев, Акимов, Максимов, Каширин, Лихачев, Горшков.

-Вы тоже поучаствовали в этом проекте?

Да, я сыграл на рояле в одной композиции.
Кстати, второй состав дудок уже из коллектива Саши Маршала. Поскольку у агутинских ребят (Горшкова, Батыченко…) не совпали графики гастролей, то пригласили их. Джавад-заде тоже сейчас работает у Маршала.

-Судя по всему, с Игорем Джавад-заде вы большие друзья. Вместе столько проработали...

Конечно! Как я уже говорил, именно я его в свое время пригласил к Игорю Гранову в ИГРУ, а потом порекомендовал в Наутилус Помпилиус через Костю Кинчева, который у меня записывался. И сейчас, конечно, дружим.
Как я уже сказал, с большинством моих коллег мы остаемся друзьями по сей день.
Надеюсь, это навсегда!
Владимир Осинский и Георгий Симонян.