Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Если не расстанемся .

(История грампластинки).
(Апрель 2004 г.)

Лицевая сторона диска "Если не расстанемся":
Надежда Кусакина, Аркадий Хоралов, Валерий Чуменко, Александр Калугин , Александр Лосев
Лицевая сторона диска 'Если не расстанемся'
В дискографии ансамбля "Красные маки" есть одна довольно необычная пластинка С60-14807/13362 с ранее известным названием "Если не расстанемся". Вышла она в 1981 (2 кв.), а записана в 1980.На 90% она повторяет одноименный диск 1980 года.В чем причина появления такой пластинки? Ведь обычно порядковый номер второй стороны пластинки был следующим после номер первой стороны.
Для начала несколько пояснений для тех, кто не очень хорошо представляет процес изготовления грампластинки (ГП). Каждая сторона ГП изготавливается с помощью отдельной матрицы.Она имеет свой порядковый номер.Например,для диска "Если не расстанемся" 1980 года он равен 13361.При изготовлении ГП в пресс-форму одновременно закладываюся матрицы для первой и второй сторон.Поэтому матрицы для вторых сторон имееют порядковый номер следующий за номер первой стороны.Т.е. для диска "Если не расстанемся" 1980 года он равен 13362.
Оборотная сторона диска "Если не расстанемся" 1981 г.
Оборотная сторона диска 'Если не расстанемся'1981 г.
Диск 1981 года этому правилу не соответствует, номер его первой стороны 14807 значительно превосходит номер второй-13362.Хотя записаны они в одном 1980 году.Из этого следует, что при изготовлении этого диска была использована матрица второй стороны от диска 1980 года, а для первой стороны была изготовлена новая №14807.
Оборотная сторона диска "Если не расстанемся" 1980 г.
Оборотная сторона диска 'Если не расстанемся' 1980 г.
Ее отличии от №13362 в том, что на ней появилась песня "Скажет девчонка"(Д.Тухманов-В.Харитонов), тогда как на 13362 была "Любить друг друга"(А.Шульга-Л.Дербенев).Что бы понять почему это произошло и для чего надо было из-за одной песни создавать новую (достаточно дорогую) матрицу необходимо было найти диск у которого вторая сторона имела бы № 14808. Речь идет о переизданном в 1981 году диске "Белые крылья" С60-10365/14808.Ранее одноименный диск С60-10365/10366 записанный еще в 1978 году уже выходил.Сравнив эти два диска видим, что на диске 1978 года на второй стороне присутствуют две песни "Давно прошло детство" (А.Днепров-В.Харитонов) и "Давай помиримся" (А.Днепров-В.Харитонов), кторых на диске 1981 года нет, вместо них появляются песни "Легко сказать" (В.Шаинский-В.Харитонов)и "А ты люби" (В.Зубков-В.Харитонов).История с диском "Если не расстанемся" повторилась и здесь.
В 1978 году (предположительно во 2 кв) был записан диск "Белые крылья" С60-10365/10366.На нем были представлены песни на стихи В.Харитонова.Сигнальная партия его вышла (предположительно) либо в 4 кв. 1978 либо в 1 кв.1979.По моим расчетам временной цикл между записью диска и его выпуском равнялся не меньше двух кварталов.Далее "Мелодия" ожидает заявки на этот диск от торгующих организаций.Сколько времени это занимает, сказать трудно, учитывая размеры страны и развитие ее инфроструктуры. Предположу что заявки копятся до набора определенного тиража,который определяется какими-то экономическими или техническими параметрами и потом печатается.Вполне допускаю,что в 1979 году был напечатан и второй тираж диска с теми же порядковыми номерами сторон.
В самом начале 1980 года записывается (это была всего лишь 14-я по счету стерео ГП в этом году)диск "Если не расстанемся" и в 3 кв. этого же года выходит первый тираж.Далее ожидание заявок. Уже в 4 кв.(предположительно) 1980 года записывается новая матрица для первой стороны диска "Если не расстанемся" с №14807 для повторного тиража,где вместо одной песни включают другую.Хорошо заметно, что шрифт, которым набраны название песни "Скажет девчонка" и ее авторы отличается от шрифта, которым набраны остальные песни диска.Следом была изготовлена также новая матрица с №14808 для второй стороны диска "Белые крылья", где меняются уже две песни.
Очевидно, что причина этому в тех 3-х песнях, которые были удалены с обеих пластинок.Рассмотрим их. "Любить друг друга"(А.Шульга-Л.Дербенев),"Давно прошло детство" (А.Днепров-В.Харитонов) и "Давай помиримся" (А.Днепров-В.Харитонов).Ясно, что причина не в Дербеневе и не в Харитонове.На той и на другой пластинке есть еще песни этих авторов, но их никто не убирал.Может быть в текстах? Да нет,вполне стандартная лирика.Остаются композиторы.И вот тут есть повод для раздумий. Александр Шульга-это имя стало известно в 1976,когда его песня "Мне теперь все равно"(сл.Дербенева) в исполнении ВИА "Чаривни гитары" стала всесоюзным шлягером. В 1977 году она вышла на сборном диске С60-9867-8,который "Мелодия" представляла на Международной ярмарке грамзаписи МИДЕМ-77.
Кстати, тут выяснилась интересная деталь.Ярмарка эта проходит в конце января,а диск записан в самом конце года.В 1977 году было записано всего 817 стерео ГП,а диск МИДЕМ-77 судя по номеру был 800-м в этом списке. Как он мог попасть уже в январе на МИДЕМ? Можно предположить что для нее был записан специальный диск, который не имел входных данных принятых на внутреннем рынке.А потом уже в конце года был записан аналог для внутреннего потребления.
А.Днепров
Анатолий Днепров
Анатолий Днепров-композитор более известный.Со средины 70-х его песни исполняли многие ВИА,особенно "Поющие сердца" и "Синяя птица".Он был женат на дочери очень известного в начале 70-х эстрадного администратора и очень хорошего поэта Павла Леонидова (песни "Школьный бал", "Песня, моя песня" и др.), который в 1973 году уехал за бугор.Первоначально Днепров работал в тандеме со своей женой поэтессой Ольгой Павловой, а потом переключился на более маститых поэтов и навоял несколько очень известных хитов "Облака в реке", "Лицо в ладонях" (сл.Кохановского) и т.д.
Что же обьединило этих композиторов в 1980 году? Все оказалось очень просто.Оба они в 1980 году эмигрировали из СССР (Днепров в середине 80-х вернулся назад).Причем,Шульга даже выступал на радио "Свобода" (или "Свободная Европа")с рассказом о том как притесняли его творчество в СССР.Поэтому потребовалось убрать их имена с пластинок. Проще всего, наверное, было не выпускать больше ГП, где эти авторы упоминаются.Что,наверняка,и было сделано с какими-то из них.Диски же "Если не расстанемся" и "Белые крылья", видимо, собрали такое большое количество заявок от торговли, что было принято решение продолжить их выпуск,заменив песни "отщепенцев" на песни "патриотов".Для этого и были записаны новые матрицы.
И последнее,теперь каждый кто имеет в коллекции диск 33С60-13361-62 "Если не расстанемся" может гордиться, что у него диск из самого первого сигнального тиража (предположительно их было 16 тыс. экз).

PS.(март 2010)
Диск Рижского завода.
Недавно я получил такое письмо:
В вашей статье
(http://via-era.narod.ru/Ansambli/KM/Disk/Esli_ne.html) вы оцениваете тираж первого издания диска "Если не расстанемся" (С60-13361-62) в 16000 экземпляров. Эта цифра отпечатана на конверте Апрелевского завода. В моей коллекции нашлась эта же пластинка Рижского завода, правда, в обычном конверте, поэтому об её тираже ничего сказать не могу. Так что, судя по всему, общий тираж первого издания был выше 16000....

С уважением,Сергей Целинко.


Действительно, с высокой долей вероятности можно предположить, что это часть первого тиража.Это позволяет сделать вывод, что первый тираж новой ГП не печатался целиком на одном заводе в Москве (а потом уже готовые диски рассылались по стране, как я предположил первоначально), а пропорционально распределялся по нескольким заводам СССР.
Экономически это выглядит более целесообразно.


PS.(декабрь 2010)
Видимо, эта тема еще себя не исчерпала. Вот новое письмо в продолжение.
Доброго времени суток.
Спасибо за интересную статью.
Хочу внести и свои небольшие коррективы, относительно количества изданных пластинок. В моей коллекции кроме изначального издания с "родной" обложкой и издания с замененной песней, есть еще две пластинки ленинградского завода в анонимных конвертах (как я их называю) - тиражи на них указаны 50 и 60 тысяч. То есть, издано было их много, а потом уже, с отъездом Шульги, и произошла замена матрицы....
С уважением,Виктор

Диск Ленинградского завода.
Заказ 878. Тираж 60 000.
Диск Ленинградского завода.
Заказ 1316. Тираж 50 000.

Интересная получается картина.Если предположить, что диски Апрелевки, Риги и Ленинграда (878) относятся к первому тиражу, то получается, что его тираж был около 100 тыс. экз. Но по данным той же "Мелодии" первые тиражи были небольшими 5-20 тыс.экземпляров.Почему же здесь такой большой?
Выскажу предположения, либо в Олимпийский год (1980) сигнальные тиражи сознательно увеличили в несколько раз, либо к 1980 году это уже стало нормой.Последее кажется более логичным, поскольку просто не представляю, как можно было распределить тираж в 20 тыс. экз. по все нашей необьятной стране. С другой стороны, как-то все не логично получается. На Москеву этот диск запланирован в кол-ве 16 тыс. экз., а на Ленинград - 50 тыс. Почему?
Я вижу только одно обьяснение этому моменту. Причем оно обьясняет все в рамках ранее известных фактов о работе "Мелодии".
Итак, первый тираж, все-таки, далался в Апрелевке. И он был, вероятно, 16 000 экз. Он разошелся по стране. И те торговые организации, которые оказались более расторопными, смогли быстро оформить заказы на повторный тираж для своего региона. Повторный тираж уже печатали региональные заводы. В данном случае рижский и ленинградский. И получается, что ленинградский Дом Грампластинок смог дважды (зак. 878 и зак. 1316) в течении 1980 года сделать заказ на повторные тиражи этого диска. А "Мелодия" опять же в течении 1980 года успела этот заказ выполнить.
Так что,может быть мы зря считали, что деятельность "Мелодии" в советское время не отличалась гибкостью и оперативностью ?
Сайт управляется системой uCoz