ПЕРЕОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

ПЕРЕОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

(субъективные заметки одного переферийного любителя эстрады).

Май принёс жителям Подмосковья ряд интересных встреч с авангардом отечественной популярной музыки. То, о чём раньше можно было только читать, теперь представилась возможность уведеть и оценить согласно собственным критериям и вкусам. Афиши Протвинского ДК 23 мая 1983 года обещали почти невероятное: возможность уведеть "живьём" полулегендарную группу "Карнавал" (современные лидеры нас до сих пор не баловали). Однако афиши висели почти неделю и их никто не снимал. Это всё больше и больше крепило уверенность, что и без помощи ТВ невероятное иногда становится очевидным. Что же нас ожидало:

Ансамбль популярной музыки
"КРАСНЫЕ МАКИ"
Группа новой волны
"КАРНАВАЛ"
рок-машина

Такие спаренные программы, даже заведомо неравнозначных учасников, представляются мне более переспективными,по сравнений с концертами одного коллектива. Во-первых: возможность увидеть большее число исполнителей повышает шансы на то, что услышишь именно ту музыку, на которую расчитывал. Отсюда менее жестокое сожаление о напрасно убитом времени. Во-вторых: достаточно продолжительное знакомство (в течении целого отделения) даёт возможность сразу же провести сравнения и оценить сильные и слабые стороны выступающих. В-третьих: это полезно для самих учасников, так как появляется творческая конкуренция.
Афиши сделали своё дело- зал был переполнен.Примерно 70% зрителей пришли, чтобы увидеть "Карнавал", "миньон" которого, вышедший в 1981 году, ещё не успели "запилить" настолько, что невозможно было бы оценить их музыку. Остальные 30% пришли на концерт потому, что больше пойти было некуда. "Красные маки" никто в расчёт не брал. Слишком несоизмеримыми представлялись возможности этих групп,не смотря на разницу в возрасте и длину их дискографий.Согласно спортивных канонов первыми обычно выступают более слабые. В этом аспекте тот факт,что 1-ое отделение было отдано "Красным макам", выглядел абсолютно закономерным.
А.Хоралов.

Начало концерта обезоруживало своей простотой и не предвещало ничего хорошего. Музыканты заняли свои места, появился солист Аркадий Хоралов и началось.
Авторский "боевик" "Помни", пожалуй, самая известная вещь группы.Записанная в 1980 году на втором диске "Красных маков", она 4 месяца входила в число 15 самых популярных мелодий по анкете газеты "Московский комсомолец". Однако эта песня смогла подняться в ней только до 13 места (ноябрь 1980). Второй была новая, опять же авторская,композиция А.Хоралова на стихи С.Романова "Не жди меня". Она внесла надежду на лучший исход концерта, хотя и являла собой не очень редкую на нашей эстраде тему неудачной любви. Подобные песни имеют популярность пока являются новыми, потом быстро забиваются. Кончил Аркадий своё выступление песней "Давай попробуем вернуть", написнную им ещё в период работы в ансамбле "Самоцветы" и повторно записанную на дебютном диске "Красных маков" в 1980 году. Творчество Хоралова очень традиционно для нашей эстрады, что подтверждали продолжительные аплодисменты, но по окончанию концерта стало ясно: для "Красных маков" это всё-таки вчерашний день.
Песни "Часто забываем мы о главном" и "Странное кружение" исполненные поочерёдно обоими гитаристами произвели приятное впечатление своей агрессивностью и напором, однако это не самые удачные номера программы.
Музыкальный руководитель Красных маков" Руслан Горобец оказался не только интересным клавивником, но и незаурядним вокалистом, песни "Осенняя слеза" и шуточная " На крыше" целиком обязаны своим успехом ему.
Руслан Горобец.

Одним из трёх ударных номеров 1ого отделения,на мой взгляд, стала песня "Свет погасшей звезды" посвящённая памяти Д.Леннона . В основную ткань песни очень бережно вкраплены фрагменты ленноновской "Имейджн". В музыкальном плане вкус чуть- чуть изменил автору в части припева, который сделан в стиле ВИА прошлого десятилетия. Исполнил эту песню Тарас Петриненко второй клавишник группы. Зато вторая композиция исполненная им "Путешествие на туче" не порадовала даже своей новизной.
Тарас Петриненко.

Записан и готовится к выпуску З-й диск "Красных маков". Он будет называться "Звёздный дилижанс". Песня, давшая название диску, тоже прозвучала в концерте (солировал Р.Горобец), она сделана в стиле "реггей", а поскольку эту музыку играют все "модные" (или почти все) группы, то говорить о каких-то откровениях со стороны "Маков" в этом стиле не приходится. Однако в дискотеках эта песня должна пойти.
Из трёх ударных номеров программы два выпали на инструментальные композиции в стиле симфо-рок. Это были обработки классических произведений Баха и Бетховена. Они прозвучали неожиданно мощно и сочно, и потому произвели сильное впечатление. В музыкальном плане все инструменты были на высоте, но даже при этом выделялись клавишная группа и ударные. Эти два номера имели шумный успух и тем более удивительно, что имея вещи такого класса в своём репертуаре, ансамбль упорно не желает их представлять в грамзаписи.
Состав ансамбля выглядел так: Аркадий Хоралов-вокал, Виктор Горбунов-труба, Всеволод Татаренко-гитара, вокал, Тарас Петриненко-клавишные, вокал, Владимир Калмыков-труба, Алексей Федченко-соло-гитара, вокал, Сергей Хмелев-ударные, Руслан Горобец-клавишные, вокал, Кирилин, Валерий Чуменко-худ. руководитель.
С.Хмелев
С.Хмелев

Обобщая всё увиденное в 1-ом отделении, можно с уверенностью сказать, что "Красные маки" продемонстрировали довольно свободное владение многими музыкальными стилями, господствующими на нашей эстраде. Главным отрицательным моментом можно считать стандартные тексты песен. При таком уровне музыкальной подготовки явно напрашивается работа с качественно иной поэзией. Впрочем кому-то это может показаться эстетством, ведь "Маки" ориентируются в основном на развлекательную музыку, а здесь художественное совершенство текстов никогда не являлось обязательным. И всё-таки.
Инструментальный состав группы ровный и достаточно сильный, но даже при этом среди всех явно выделяются Руслан Горобец и Сергей Хмелёв. Если мастерство первого не вызывает удивление (сказывается его опыт работы в ворошиловоградской группе "Волшебные гитары" и киевском "Кроке"), то Хмелёв выступил неожиданно сильно,а ведь "Красные маки"-первый коллектива котором он работaет после окончания консерватории.
К сожалению "Маки" совсем не показали световое решение своих выступлений. Руководитель ансамбля Валерий Чуменко объяснил это недостаточной подготовленностью зала.
Перерыв между сменой команд был минимальным.Прошло всего 5 минут и вот на сцене "Карнавал" в составе: Александр Барыкин-12 струнная гитара, лидер-вокал. Андрей Выпов-соло-гитара. Александр Бирман-бас-гитара. Руслан Горобец-клавишные. Владимир Акинин -ударные.
Прозвучали 6 песен:
  1. "Я-Карнавал",
  2. "Захлестнула новая волна",
  3. "Золотая рыбка" ,
  4. "Я увидел зал",
  5. "Сказочный остров",
  6. "Звёздный карнавал"

Стиль группы достаточно разнообразен. Это и традиционнй рок, и музыка новой волны, и "реггей", поэтому надпись на афише "группа вовой волны" не совсем верно отражает музыкальную ориентацию "Карнавала". Это практически всё, что можно занести в актив группы. Пассив выглядит внушительнее. Однообразие аранжировок, невыразительные, а порой и просто не интересные тексты. Во всех песнях солировал Барыкин, лишь в "Звёздном карнавале" в одном из фрагментов, Горобец напомнил зрителям, что в "Красных маках" он проявил себя сильным вокалистом и его соло голосом в джазовой манере произвело более сильное впечатление, чем сама песня.
Лидерство в группе Барыкина бесспорно, однако оно основано скорее на праве основателях и руководителя, чем на более высоком мастерстве по сравнению с другими участниками. Оба гитариста играли вяло и безинициативно, закрадывалось подозрение в их мастерстве. Ударник,вообще, никакого впечатления не оставил и вспомнился только в момент представления членов ансамбля.
Горобец удивил во второй раз, в "Карнавале" он выглядел как тапёр в эпоху немого кино. Группа абсолютно статична, и на её фоне Барыкин со своим энтузиазмом выглядит как человек, который в одиночку пытается спасти тонущий корабль, когда все остальные поняли, что это безполезно.
Ансамбли одного лидере, мне кажется, никогда не будут иметь стабильного успеха, который в первую очередь говорит о классе, так как они зависят только от одного человека. Можно себе представить, как выглядит нынешний "Карнавал", когда Барыкин не в форме.
Вряд ли кто станет оспаривать факт, что старый "Карнавал" сильнее нынешнего по всем параметрам. "Карнавал" Барыкина пока явно живёт на проценты "Карнавала" Кузьмина, при этом во всю пытается подтвердить свой высокий класс. Однако все аргументы предлагаемые им, на том уровне, выглядят неубедительно.
В целом "Красные маки" оставили намного более сильное и потому неожиданное впечатление, тем разнообразием музыкальных стилей, которые и должен представлять "ансамбль популярной музыки". Выйдя с концерта, можно уже было высказывать недоумение по адресу режиссёров програмы. Почему "Маки" выступают в 1-ом отделении, а "Карнавал" во 2-ом? Нынешний уровень мастерства обоих коллективов требует противоположной раскладки.
И если для "Карнавала" сейчас главное осознать это и сделать соответствующие выводы, то для "Красных маков"-главное не останавливаться на достигнутом.
Песни в исполнении ВИА "Красные маки" можно услышать ЗДЕСЬ
Перед концертом я разговаривал с руководителем "Красных маков" Валерием Чуменко.

Май 1983