Лейся песня

Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


ВИА "Лейся, песня".
Украденные гастроли.

(январь 2014, февраль 2018).

3

С 1982 года начался общий упадок в жанре ВИА. Хотя некоторые люди изнутри поняли это ещё раньше.
Виктор Дорохин (ВИА "Поющие сердца") рассказывал мне:
Тогда же в Марах в 1981 году в конце нашей беседы с Векштейном я ему сказал:
-Вить, поверь мне (а меня мой нюх никогда не обманывал), эта эра заканчивается. Она уже себя исчерпала. Вокально-инструментальные ансамбли съели себя сами. Их огромное количество убило качество и образовалось творческое болото.


Андрей Климов (ВИА "Здравствуй песня") рассказал мне об одном характерном эпизоде 1981 года:
-У нас был совместный концерт с "Магнетик Бенд" в Лужниках. Мы отыграли первое отделение, ушли со сцены почти под топот собственных копыт - приём более чем прохладный (хотя ещё полгода назад картина была совершенно другой). Ну, мы понимали, что народ пришёл не на нас, народ пришёл на рок-н-ролл… Но дело осложнялось тем, что солиста - барабанщика "Магнетика" - до сих пор не было на площадке… Толпу как мог развлекал конферансье, а за кулисами метались бледные перепуганные комсомольцы-организаторы… Когда наконец-то привезли Гунара Грапса, выяснилось, что чувак и на ногах не стоит, и двух слов связать не может. Но одна фраза ему всё-таки удалась. Когда его стали воспитывать и угрожать всяческими карами небесными, он сказал: "Да идите вы нах@й со своей Москвой!", развернулся и уехал… Выхода не было, и "Здравствуй, песня" понуро идёт на сцену работать второе отделение… Что тут началось! Кое-как мы что-то там отыграли под постоянный свист и ор, буквально убежали со сцены и "огородами" покинули стадион…

Огромное число писем от зрителей о низком качестве выступлений шло потоком во все газеты. Подобные материалы встречались и раньше, но такого количества критики не было никогда. Эстраду захлестывала халтура. Среди ВИА это не коснулось, пожалуй, только двух ансамблей из первой пятерки: "Песняров" и "Ариэля".

С возвратом в Кемеровскую филармонию усилилась текучка кадров. К сожалению, В.Кретюку не удалось создать прочную основу коллектива в силу довольно мягкого характера и неумения настоять на своей точки зрения. Это очень сильно разлагало ансамбль изнутри, и не способствовало укреплению авторитета руководителя. Кроме того, поддавшись моде фестиваля "Тбилиси-80", он сделал ставку в репертуаре на собственное творчество и близких ему коллег (В.Матецкого и С. Касторского). И это, очевидным образом, не сработало. За весь период работы В.Кретюка в качестве руководителя, ВИА "Лейся, песня" выпустил только один хит -песню "Обручальное кольцо" (В. Шаинский-М.Рябинин).
Состав постоянно обновлялся. С приходом в 1982 году киевского музыканта Леонида Смилянского, ансамбль стал активно привлекать и других музыкантов с Украины. Это тоже не способствовало стабильности в группе. Менялась и штатная структура коллектива: клавишник Д.Закон стал администратором, а барабанщик М.Капитановский -конферансье.
Вот как Д.Закон позже рассказывал об этом моменте:
-...отказаться от игры на клавишах, заняться чисто администраторской работой мне пришлось вынужденно... После той железной дисциплины, которая была в прежнем коллективе, атмосфера в "Лейся песне" мне показалась настолько непрофессиональной, как заводская самодеятельность какая-то. Выйти на сцену с бодуна, или вообще еле держась за микрофонную стойку, было не то что нормой, но, скажем так, имело место.

15.02.1983 газета "Советская культура" напечатала заметки с заседания коллегии Министерства культуры РСФСР "Требование времени-качество и эффективность". В них отмечалось:
"В залах, на эстрадных площадках ещё встречается пошлость и безвкусица, вокально-инструментальные ансамбли, демонстрирующие лишь силу звука. Не случайно органами культуры в ходе смотра ВИА пришлось расформировать некоторые коллективы с низким идейно-художественным уровнем репертуара."

Непосредственно ВИА "Лейся, песня" это пока не касалось. 24 апреля 1983 года они выступили в передаче "Утренняя почта" с песней "Сердце" ("Как много девушек хороших" муз. Исаака Дунаевского - ст. Василия Лебедева-Кумача).

Кадр из передачи "Утренняя почта" 1983 года.
Хотя канал "Ностальгия" думает, что это 1986 год, но это не так.
В центре Владимир Архипов и Марина Школьник.

Поток писем с критикой ВИА нарастал. И вот 12 июля 1983 года в газете "Советская культура" появилась очередная большая статья ("И пел ямщик "падам-дудам"") о концертах ВИА в Костроме.
Начиналась она с критики ВИА "Коробейники", потом досталось "Интегралу", "Слайдам" и В.Кикабидзе. В этой статье впервые затронули тему лауреатства ВИА применительно к "Коробейникам". Ансамбль стал Лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее исполнение советской песни "Сочи-76" (1 премия). Но к этому времени из тех музыкантов, кто участвовал в этом конкурсе, в составе ансамбля не оказалось никого. И тут автор статьи задает вопрос, ответ на который не так прост, как кажется сначала:
"Кому же присуждается звание- артистам или названиям ансамблей?"
Эта статья получила большой общественный резонанс и вызвала на страницах газеты мощное полугодовое обсуждение дальнейшей судьбы ВИАшного жанра.

26.07.1983 в той же газете появились еще два критических материала: "Кто подпевает за кулисами", где речь шла о выступлении ВИА "Лейся, песня" в Воронеже, и "Спасите наши уши" о гастролях "Машины времени" в Казани.
В рамках нашего повествования нас будет интересовать только первый материал.
Статья из газеты "Советская культура" от 26.07.1983 года.

Статья содержит обычный набор критики выступления ВИА: чрезмерная громкость, пошлость конферанса, неуважение к зрителям и отсутствие утвержденной программы концерта. Но кроме того, присутствует и очень редкая по тем временам претензия- работа под фонограмму. Случаи подобного рода до сих пор считались чрезвычайным событием. Во всяком случае ни о чем подобным среди ВИА раньше мне слышать не приходилось.
Строго говоря, мне не удалось получить подтверждения этому факту. Например, Дмитрий Закон написал мне по этому поводу так:
-Во всяком случае при мне, насчет фонограммы, даже мысли такой ни у кого не возникало, и потом в те годы, технически сделать это было довольно сложно.
Тем не менее, мне известны и более ранние случаи выступления эстрадных артистов под фонограмму. Правда, повторюсь, это не касается ВИА.

Однако самое важное содержалось в этой же газете ниже этих двух публикаций. Это были два ответа от Минкульта РСФСР и от Минкульта СССР на критические газетные материалы в прошлых публикациях. И в частности на статью "И пел ямщик "падам-дудам"".

В первом среди прочего говорилось:
"Коллегия Министерства культуры РСФСР обсудила статью и признала её правильной и своевременной. Издан приказ, которым определены дополнительные меры по упорядочению деятельности коллективов этого жанра.
В приказе отмечается, что министерство, органы культуры на местах проделали определенную работу с целью наведения порядка в деятельности ВИА. Проведены смотр ансамблей и творческая конференция по проблемам развития жанра. В 1982 году прошли переаттестация и перетарификация концертных исполнителей. Наиболее слабые коллективы этого профиля были расформированы...
Однако, несмотря на эти меры, состояние большинства вокально-инструментальных ансамблей вызывает тревогу. Процесс профессионализации и улучшения качества их выступлений идет медленно...
Руководители органов культуры и художественные руководители концертных организаций обязаны провести до 1 сентября (выделено мной- автор) просмотр и прослушивание ВИА своих филармоний с позиций высоких идейно-эстетических требований...
Определены и другие меры. Установлено, что в программах вокально-инструментальных ансамблей может исполняться не более 20% сочинений участников ансамблей, не являющихся профессиональными композиторами... При обновлении более чем наполовину состава участников вокально-инструментальных ансамблей являющихся лауреатом конкурсов, будет рассматриваться вопрос о возможности сохранения за ними этого звания.
С вокально-инструментального ансамбля "Коробейники" снято звание Лауреата конкурса 1976 года... Коллективу рекомендовано провести репетиционный период с целью улучшения программы.
Министерство согласилось с решением главных управлений культуры Москвы, Ленинграда, министерств культуры Карельской, Чечено-Ингушской АССР, Владимирского областного управления культуры о расформировании некоторые коллективов из-за низкого уровня концертных программ, недостойное поведение на сцене и другие недостатки."


Во втором сказано:
"Коллегия Министерства культуры СССР обсудила статью "И пел ямщик "падам-дудам", опубликованную в 12 июля 1983 г. в газете "Советская культура".
В ходе обсуждения отмечались своевременность и правильность выступлений "Советской культуры" и других центральных газет по поводу продолжающихся нарушений порядка гастрольно-концертной работы эстрадными исполнителями, особенно артистами вокально-инструментальных ансамблей...
...Министерством культуры СССР издан приказ, который предусматривает проведение до 1 октября с.г. (выделено мной- автор) просмотров всех вокально-инструментальных ансамблей, расформирование коллективов, не обладающих достаточно высоким идейно-художественным уровнем...".


Если суммировать всё вышесказанное, то можно отметить следующее. Минкульт РСФСР, как самое большое республиканское министерство культуры, в начале 80-х имел на своей территории четыре резонансных уголовных дела, связанных с ВИА: "Ритм" (А.Пугачева), "Аракс", "Здравствуй, песня" и "Шестеро молодых", а так же еще несколько менее громких.
Кроме того, как я уже говорил ранее, увеличился поток критических писем во все инстанции. Пришедший после смерти Л.Брежнева, к управлению страной новый Генсек Ю. Андропов в 1983 году резко ужесточил производственную дисциплину и ответственность за её нарушение. Это коснулось всех, не взирая на чины. Надо было реагировать быстро. И реакция последовала. Даже с перехлестом в отношении "Коробейников". C них сняли звание Лауреатов и, на мой взгляд, поступили не правильно. Звание всегда принадлежит обобщенному коллективу и должно оставаться в его истории, как свидетельство его успеха в конкретный исторический период.
Хорошо, что подобный подход больше никого не коснулся.

Еще важный момент.
Решение об исполнении в программах ВИА только "20% сочинений участников ансамблей, не являющихся профессиональными композиторами" было принято только в конце 1983 года. И только в рамках Минкульта РСФСР. И просуществовало оно около года. А где-то его вообще не соблюдали. Так что, сегодняшние "рассказы" музыкантов, что так их "угнетали" еще с 70-х годов, являются выдумками.

Теперь вернемся непосредственно к судьбе ВИА "Лейся, песня".

После газетной публикации из Воронежа их сняли с гастрольного графика и посадили на репетиционный период. В соответствии с приказом Минкульта РСФСР они должны были до 1 сентября 1983 года пройти просмотр в Кемеровской филармонии. Как правило, после газетной критики и снятия с гастролей, исполнители делают новую программу. Так случилось и на этот раз.
26 ноября 1983 года в газете "Советская культура" опубликовали ответ из Кемеровской филармонии на статью "Кто подпевает за кулисами". Из него следовало:
... Коллектив ансамбля "Лейся, песня" в настоящий момент находится на репетиционном периоде. Подготовлена новая программа...
Новая программа была прослушана и обсуждена художественным советом филармонии с участием представителей партийных и комсомольских органов города.

Что из этого ответа следует?
1. ВИА "Лейся, песня" до 1 сентября прошел проверку в Кемеровской филармонии и не был расформирован.
2. После разгромного материала из Воронежа ВИА "Лейся, песня" практически не пострадал (был уволен только М. Капитановский за конферанс). Больше никого, включая руководителя В.Кретюка, не тронули. Это выглядит почти невероятно в эпоху Андропова, но подтверждает факт, что "кассовые" группы имели привилегированное положение.
3. Ансамбль подготовил новую программу.
4. То, что в ноябре ансамбль еще сидел на репетиционном периоде, говорит, что подготовка и сдача программы идут не просто.
В конечном счете к январю 1984 года программа была благополучно сдана Кемеровской филармонии. Это позволяло работать в границах Кемеровской области. Чтобы работать по России требовалось сдать эту программу Росконцерту.

И вот в январе 1984 года ВИА "Лейся, песня" приезжает в Москву для показа программы худсовету Росконцерта.
Показ проходил в Доме концертных организаций РСФСР в Олимпийской деревне. Всего в нем участвовали 9 ансамблей: ленинградская группа "Диско", московские коллективы "Метроном", "Самоцветы" и "Пламя", "Контраст" (Пермь), "Лейся, песня" (Кемерово), "Лица друзей" (Свердловск), "Зама" (Чечено-Ингушетия), "Красны девицы" (Ростов-на-Дону).
18 февраля 1984 года в газете "Советская культура" был помещен отчет об этом мероприятии.
Название "Лейся, песня" упоминается там только в предисловии к статье. В самой статье о нем ни слова. Сначала это меня удивило, но потом я понял, что здесь дело в простой ошибке автора М. Игнатьевой. В самом начале статьи она упоминает коллективы с высококлассными музыкантами, и среди прочих называет ансамбль "Лица друзей" (руководитель Виталий Кретов). Конечно же, речь идет о ВИА "Лейся, песня", которым и руководил Виталий Кретов на том смотре. Полностью об этом в М.Игнатьева написала так:
... это был не конкурс, а смотр, и он продемонстрировал высокий уровень профессионального мастерства инструменталистов, владение ими богатым арсеналом средств художественной выразительности. Сказанное относиться и к "Диско" (музыкальный руководитель Валерий Корниенко), и к "Метроному" (музыкальный руководитель Михаил Якон), и к ансамблю "Лица друзей" (руководитель Виталий Кретов), и к "Самоцветам" (художественный руководитель Юрий Маликов), и к группе "Пламя", руководимой Сергеем Березиным. Именно инструменталисты в названных составах- музыканты достаточно высокого класса, которым под силу решение больших, серьезных творческих задач.

Смотр прошел без осложнений, программа была сдана успешно. Кроме того, на "Мелодии" ансамбль подготовил миньон с песнями из своего нового репертуара.

Почти сразу же после этого Комитет Молодежных Организаций СССР направляет ВИА "Лейся, песня" на первые зарубежные гастроли. Это были концерты перед советским воинским контингентом в Афганистане.

ВИА "Лейся, песня" в Афганистане февраль-март 1984 года.
Второй слева стоит Виталий Кретов, пятый- Дмитрий Закон, восьмой -Леонид Смилянский.


Продолжение