Георгий Симонян.
Будь благодарен за прошлое...
(январь 2015)
5
5. "Надежда".
Театр музкомедии г. Иваново, фестиваль "Красная гвоздика" 27.05.1977:
Леонид Белый, Людмила Шабина, Владимир Кузьмин, Виктор Горбунов, Петр Наумов (ударные), Анатолий Мешаев, Александр Шабин, Фельдман (саксофонист),
внизу-Евгений Печенов и Михаил Плоткин.
|
А дальше я приезжаю в Кемерово и мы разговариваем с Геной Потылицыным. Он мне объясняет, что «Лейся, песня» уже есть и предлагает остаться в филармонии, но взять другое название. Но мне это не показалось интересным, тем более, что у меня были предложения от Калмыцкой, Владимирской, Ставропольской и Калужской филармоний.
И вот сижу я у редактора музыкальных программ на радио (а потом и на ЦТ) Чермена Касаева, советуюсь по поводу записей. И в этот момент в кабинет входит Николай Николаевич Добронравов. Чермен говорит:
- Я знаю, как будет называться твой ансамбль! Надежда!
31 декабря нас показали с песней
«Новая дорога» Пахмутовой по ТВ. Я понимал, что правильно будет запустить наше выступление именно 31 декабря. Все-таки, знаковый день.
-Эту песню исполняли еще в «Лейся, песня»?
Да, она была в репертуаре и была записана для ТВ. Но я имел моральное право взять эту песню. Александра Николаевна Пахмутова общалась практически только со мной еще в «Лейся, песня».
-Кроме этой песни в «Лейся, песня» песни Пахмутовой не исполнялись?
Нет. Я в «Лейся, песня» не имел, все-таки, такой творческой свободы, а в «Надежде» я уже все решал сам.
-Первое выступление ансамбля «Надежда» состоялось уже весной 1976 года?
Да, в Театре Эстрады в программе «Звездный час».
-Очень много музыкантов прошло через ансамбль?
Вы знаете, я считаю себя человеком не вредным и сам никого я не выгонял. Просто ребята вырастали и уходили в другие коллективы. Возможно кому-то не нравилось то, что мы делали. Это была не их музыка и ребят тянуло к другой музыке.
-К этому времени успели поменяться некоторые музыканты?
Где-то к марту 1976 года у нас появились супруги Шабины – Александр и
Людмила. Они пришли из
«Магистрали» Юры Антонова. Он – бас-гитарист, она – вокалистка. Люда – очень яркая вокалистка. И внешность, и голос. Недаром ее признал Максим Дунаевский и приглашал записывать песни к фильмам. Мы много гастролировали, нас видели, обращали внимание. Ну, и разумеется, приглашали многих в другие коллективы. Конечно, той же Люде было выгоднее работать в «Спектре» у Левы Лещенко, который гремел по всей стране, чем у Плоткина.
В самом первом составе клавишником был Иван Денежкин. Проработал очень недолго и ушел. Потом всплыл в ансамбле
«Пламя». И его можно понять. Одно дело – Владимирская филармония, где тогда числился ВИА «Надежда», другое – Росконцерт.
-Где-то в это же время у вас появился Владимир Кузьмин?
Да, пришел на прослушивание на базу, в ДК троллейбусного парка на Лесной. Сыграл на гитаре, на скрипке, на флейте. Всеми инструментами владел очень прилично. Как такого не взять?
Е.Печенов, Вера Капустина, Л.Шабина, Л.Белый, В.Кузьмин, А.Шабин, В.Архипов , Л.Иванова, Л.Барыкина, М.Плоткин, Г.Хазанов.
|
-В июне 1976 года пришла вокалистка Людмила Барыкина и практически сформировался состав, который работал больше года и записал первую пластинку?
К тому времени перешел в
«Поющие сердца» Игорь Иванов. Игорь - очень талантливый артист, но не всегда поступал верно. Ведь в «Поющих сердцах» ему развернуться не дали. Что он спел? «Облака в реке». Да и то не его песня. И только у меня в «Надежде» у него был полный простор для творчества. Тем не менее, Игоря я очень люблю, да и он обо мне всегда отзывается очень хорошо.
На место Игоря пришел вокалист с похожим голосом – Леонид Белый. Его голос звучит в песне Добрынина с первой пластинки -
«Ты сама придумала».
Вспоминаю такой случай. Леня Белый приболел, а у нас гастроли в Оренбурге. Я решил отменить гастроли, но ситуация осложнилась тем, что все билеты на все концерты были проданы. И в Москву приехали на переговоры из дирекции Оренбургской филармонии со своей свитой. Уж как они меня уламывали. Пришлось «поднимать» Леню и везти в Оренбург. Под фонограмму тогда не работали.
Потом из
«Коробейников» пришел прекрасный певец Женя Гудков (Для меня было шоком известие, что обоих уже нет в живых).
Ушел гитарист Сергей Бурченков. На его место я взял Вячеслава Семенова – очень сильного гитариста. Не помню, откуда он к нам пришел. То ли из
«Современника», то ли из «Коробейников». Слава – брат Володи Семенова, автора знаменитой
«Звездочки». Как-то случайно увиделись со Славой и очень хорошо пообщались.
И, поскольку я всегда хотел иметь в составе двух вокалисток, из
«Добрых молодцев» я пригласил очень яркую певицу Людмилу Барыкину.
И сформировался очень сильный, можно сказать «золотой» состав ансамбля «Надежда». Помимо упомянутых музыкантов работали: поющий барабанщик
Петр Наумов, трубач Виктор Андриевский, саксофонист Вячеслав Улановский, тромбонист Юрий Назаренко и самый молодой участник коллектива на тот момент – клавишник и вокалист
Евгений Печенов.
О последнем хочу сказать особо. Женя потрясающе талантливый музыкант, певец с прекрасным тембром и замечательный человек, с хорошим, мягким и уживчивым характером, что, как вы понимаете, для работы в коллективе очень важно. И когда до сих пор по радио я слышу
«Это только начало лета», то сразу узнаю голос Жени.
-А если сравнить двух солисток?
Они одинаково сильные и талантливые, но несмотря ни на что, как sexy больше проходила Шабина. А Вы знаете, как Барыкина ушла от нас?
Павел Слободкин попросил солистку на одну поездку за границу и назад Люда уже не вернулась.
-В этот период Давид Тухманов записывал культовый альбом «По волне моей памяти», в котором приняли участие ваши музыканты – Игорь Иванов и Людмила Барыкина. Тухманов согласовывал с Вами их участие?
Конечно. Я помню, что мы с Тухмановым много раз созванивались и разговаривали на этот счет.
-После ухода Барыкиной, Печенова, Кузьмина началась текучка? Солистки менялись одна за одной.
Солисток было много. Кто-то мелькал и исчезал, кто-то дольше задерживался. Очень запомнилась Люба Донских. Вот, оторва была! Гуляй-баба! Ну и, конечно, Надя Кусакина. Я на концертах объявлял:
- Новая солистка ансамбля «Надежда» и ведущая передачи «Шире круг» Надежда Кусакина!
Зал взрывался аплодисментами. Насколько я знаю, она вышла замуж за итальянца-бизнесмена. И у нее все хорошо.
Солистки должны были быть всегда в ансамбле. Во-первых, это красиво. А во-вторых, я очень любил дуэты.
«Люблю тебя» - дуэт солиста и солистки. Я придумал всю режиссуру. Честно говоря, думал, что никто больше не исполняет эту песню, но оказывается
«Верасы» тоже пели. Но пели просто, без постановки. Однажды Юрий Федорович Маликов, несмотря на то, что мы с ним расстались, на каком-то совещании сказал:
- Плоткин показал, что такое театр в вокально-инструментальном ансамбле. Это постановка композиции «Люблю тебя».
Очень было приятно.
А
«Нежность»? Был первый вариант, обычный текст, который все знают. Но Пахмутова с Добронравовым дарят мне книгу стихов Николая Николаевича. И я открываю для себя это стихотворение, но уже в другой редакции. Оказывается, что Юрий Гуляев с их позволения записал такой мужской вариант.
Я прошу Виталия Кретюка, хотя мы вместе не работали, но очень дружили, сделать новую аранжировку песни. Чтобы был дуэт – он и она. Дальше – режиссура. Два луча прожектора, он и она идут навстречу друг другу. Леня Белый и Люда Шабина потрясающе сыграли и исполнили.
-Вы часто вели концерты?
Я не вел, я придумывал некоторые веселые номера и вставочки, которые представлял. Вели концерты конферансье. Поначалу разные, потом почти постоянно – Александр Воронов. Например, где-то после трети концерта конферансье объявлял:
- Художественный руководитель Михаил Плоткин.
Выскакивал на сцену я и говорил:
- Вы ждали, что выйдет такой амбал Плоткин, а вышел маленький Плоткин? Ну, сейчас я вас развеселю.
И я начинал рассказывать анекдоты, всякие веселые истории, при этом вставая на стул перед микрофоном (смеется). В других ансамблях руководители солидно выходили и играли какие-то композиции на рояле, например. А тут такое веселье…
С.Сатарин, Э.Фидельман, М.Плоткин.
|
-Интересную историю рассказывала Катя Семенова. Как она проходила к вам на прослушивание за свою подругу Эллу Фидельман.
Я слышал эту историю, но, честно говоря, не помню такого. Мне помнится, что Эллу привел Саша Клевицкий. Она сейчас живет в Нью-Йорке. Элла очень дружила с другой нашей солисткой того времени – Ниной Матвеевой. Нина – яркая, сильная певица. Сейчас она живет в Мексике.
-Вы упомянули работу в «Надежде» довольно известного ныне в мире музыки Александра Клевицкого?
Саша сразу же по приходу сделал аранжировку песни
«До отправленья поезда». Я его познакомил с Александрой Николаевной Пахмутовой, привел к ней в дом. И он по сей день мне за это благодарен. У нас очень хорошие отношения. Мы бываем друг у друга на днях рождения. Саша до сих пор называет меня своим учителем, при его-то нынешнем положении (дирижер и художественный руководитель оркестра им. Силантьева). Он музыкант с большой буквы, да и голова у него административная. В общем, умница
-Курс на песни Пахмутовой и песни такого же содержания был выбран сознательно или кто-то посоветовал?
Посоветовать мне никто не мог. Это исключено. Получилось так, что когда мы начали работать с Пахмутовой, возникло какое-то единение, человеческое приятие, флюиды творческие и человеческие.
Кстати, вы знаете почему «Надежда» не участвовала ни в одном конкурсе? Меня учил еще Эмиль Горовец. Или надо деньги заносить, или провалившись можно потерять всё. В смысле своего имени. Я не хотел ни того, ни другого.
Мне знаете, очень обидно бывает, когда лезут на конкурс с песней Пахмутовой, занимают какое-то место, и потом…благополучно выкидывают и забывают эту песню. И идут дальше. Я бы назвал это проституцией.
Пахмутова мне ничем не помогала. Она по дружбе давала мне песни, мы дружили и дружим до сих пор. Но она меня не двигала. У меня не было никаких премий комсомола при нашем-то репертуаре. Я брал песни, ребята их делали, и делали неплохо. Ведь никто не будет стоять и по собственной воле аплодировать комсомольским песням. А нам аплодировали. Весь зал вставал.
-Многие коллективы в те годы во второй части концерта исполняли зарубежные хиты. Известно, что ансамбль «Надежда» этого не делал. Почему?
Попросту говоря, я не занимался проституцией. У меня было такое видение репертуара ансамбля.