Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.

Будь благодарен за прошлое...

(январь 2015)
6

Михаил Плоткин.

-Кто был первым администратором в «Надежде»?

Иосиф Литт. Не уверен, что самым первым, но одним из первых – точно. Йося очень был дружен с известными в будущем продюсером Евгением Болдиным. Они выросли чуть ли не в одном дворе. Женя, с которым я был знаком, и порекомендовал его.
После него довольно долгое время работал в качестве конферансье и администратором Александр Воронов. До этого он работал с ансамблем «Крылья» из Запорожья. Кстати, оттуда он пригласил в «Надежду» очень хороших музыкантов: барабанщика Юру Рогожина и вокалиста Александра Калугина.
Позже приходили еще ребята. Например, Юра Затев. Он пришел помощником, а потом вырос до администратора. Не хочу себя сильно возвышать, но работая со мной, многие довольно сильно вырастали в профессиональном плане. Например, был такой Леша Кудрявцев. Поработал, набрался ума и сбежал к набиравшему силу Володе Кузьмину.
Три года мы очень хорошо поработали с Володей Квачевым. Он потом тоже стал работать самостоятельно.

-Михаил Владимирович, выстраивается некий список ваших солистов, которые были довольно похожи по голосам. Иванов, Белый, Кондаков. Вы их специально приглашали?

Понимаете, в то годы голос Игоря Иванова был неким эталоном. Ему многие подражали. Под него пели. Видимо, у этих ребят было также. Приходили, я прослушивал, брал в коллектив. Так получалось.

-Давайте поговорим о возвращении Игоря Иванова. Он пел отделение?

Он пел несколько сольных номеров, на отделение не набиралось.
Тухманов принес «Ну что тебя так тянет танцевать». И когда Игорь вернулся в «Надежду», то первой композицией стала эта. Благодаря Чермену Касаеву она прозвучала 8 марта в «Огоньке».
Я включил тогда в репертуар и песню начинающего композитора, нашего музыканта Владимира Кузьмина. Она называлась «Не уезжай». Это было большой смелостью в 70-е годы. Причем, я придумал интересный ход. В концерте ее исполнял Игорь Иванов, а потом в «концерте после концерта», я предлагал зрителям назвать песню, которую мы исполним на бис. Обычно публика кричала –«Не уезжай». И я представлял нового солиста – Колю Носкова, который и исполнял эту песню. И непонятно было, чье исполнение интересней…

- В ансамбле «Надежда» сформировался популярный в дальнейшем дуэт Рузавина и Таюшев?

Представьте себе, приходит на просмотр полноватый молодой человек (его порекомендовал Евгений Томах – мой друг и творческая личность). Таня Рузавина к тому времени уже работала в «Надежде». Я беру ее с собой на прослушивание. И Таня говорит, что в этом парне ничего нет. А я что-то почувствовал и взял его в ансамбль. И почти сразу он стал исполнять на концертах песню Добрынина «А я звоню опять». На "ура" проходило. Сергей был просто вокалистом или выходил с акустической гитарой.

-А Татьяна Рузавина была музыкальным руководителем?

Нет, у меня практически не было музыкальных руководителей, за исключением Саши Клевицкого. Делать аранжировки я доверял всем, давал творческую свободу. Но никогда я не давал сразу двоим делать, а потом выбирал лучший вариант. Такого не было. Это было бы неуважением к людям.
А Татьяна играла на рояле. И я ее как грамотного музыканта пригласил прослушать молодого человека. И представляете, он ей не понравился. Кто бы мог подумать, что у них потом сложатся отношения и они станут семьей.
Т. Рузавина, М.Плоткин, С.Таюшев, за ударными – С.Митрохин.

-Почему в тот момент появилось такое количество солистов? Чуть ли не одновременно работали Кондаков, Таюшев, Носков, позже Архипов, Мураев, Сатарин.

Вокальная нагрузка большая была, хотелось распределить между несколькими солистами.
Володя Архипов очень интересный, крепкий певец. А Сергей Сатарин вообще потрясающий, яркий. И внешне красавец и пел красиво.

-Был еще клавишник и вокалист Валентин Бурштейн?

Очень хороший певец и хороший клавишник, но вид был не вполне сценический. К сожаленью, не знаю, где он сейчас. Он чем-то мне напоминал Аркашу Хоралова…

-Что можете вспомнить еще о двух солистах – Степине и Браславском?

Они большие друзья. По-моему, дружат до сих пор. Браславский очень сильный певец. Вокально. Но Степин был интересней как артист. Очень своеобразно выглядел и держался на сцене.

-Игорь Иванников?

Мне он тембрально напоминал Валеру Ободзинского.

-Некоторое время в «Надежде» работал вокалист Андрей Кирисов, который ассоциируется с «Добрыми молодцами»?

Да, совсем немного. Они пришли вместе с Зотовым и Костюченко. И вместе ушли.

-Если посмотреть на составы ансамбля «Надежда», можно отметить, что у Вас всегда были очень сильные гитаристы – Семенов, Кузьмин, Чесноков, Белов. Что вспоминаете о Чеснокове?

Олег очень интересный музыкант. Он из Ташкента, но откуда к нам попал, я не помню. Яркий гитарист с роковым уклоном. Много занимался на гитаре. Вспоминаю смешной случай. Мы снимались на ТВ в какой-то передаче и Олег прямо со сцены делает знаки руками какой-то симпатичной девушке. А мне Чермен Касаев кричит:
- Скажи своему, чтобы прекратил!

-Вы знаете, что он осел в Сочи и работал в ресторане вместе с Григорием Лепсом?

Нет, я этого не знал. Кстати, что касается Лепса. Многолетний клавишник его состава и автор многих песен Евгений Кобылянский тоже начинал у меня. Он тогда еще учился, кажется, в Институте культуры. Совсем молодым к нам пришел, работал клавишником. Но дисциплина не была его коньком (смеется). Однажды просто не явился на выезд на гастроли.

-Дольше всех из гитаристов проработал Сергей Антоненко?

Да, лет семь. Серега очень хороший гитарист и хорошо работал. А совсем недавно он стал молодым отцом. Вот такой факт.
А на каком-то мероприятии я его встретил в составе возрожденных «Акварелей», чему был сильно удивлен. Он вроде бы там раньше не работал.

На стадиионе "Торпедо":
М.Генкин, М.Плоткин, С.Антоненко.

-Помните, как транзитом через «Надежду» в «Лейся, песня» проскочила духовая секция из Брянска - Ванчугов, Мирмов, Гольдин?

Да, эти ребята работали в «Шестеро молодых» у Вилена Дарчиева. А когда у него начались проблемы, то мне их кто-то порекомендовал. А Вы знаете, что меня тоже вызывали в прокуратуру по делу Дарчиева? Говорили, что он признался в даче взяток и так далее. На что я сказал, что находясь здесь, в чем только не признаешься. Жалко мне Вильку. Очень хороший мужик был, толковый, деловой. Жаль, что у него такая судьба.
У меня тоже была ситуация, когда меня хотели обвинить в даче взятки. Якобы, я хотел дать взятку в Министерство Культуры, чтобы мы могли приобрести аппаратуру для коллектива. Парадоксальная ситуация. Чтобы существовал государственный коллектив, необходимо было собирать деньги и покупать самим аппаратуру. Леша Белов меня, можно сказать, спас. Предложил валить все на него. Якобы они (музыканты) сами собирали деньги для приобретения аппаратуры.

-Если не считать вокалистов, то самое большое количество музыкантов у вас работало на ударных. Кто-то известен, о ком-то ничего не известно: Митрохин, Поляков, Демин, Ненастин…?

Знаю, что Демин сейчас живет в Швеции. Виталий Ненастин, кроме всего прочего, очень хороший аранжировщик. Мы до сих пор общаемся.

-В «Надежде» работал тромбонист Вячеслав Назаров. Его голос звучит в фильме «Три мушкетера». Арию Атоса он исполнял.

Да? Я этого не знал. Слава работал непродолжительное время. Но, насколько я знаю, он сменил много коллективов.

-В конце 70-х в ансамбле «Надежда» сложился очень интересный квартет музыкантов: басист Юрий Горьков, вокалист Николай Носков, гитарист Алексей Белов и барабанщик Дмитрий Серебряков?

Юра Горьков пришел вообще как ассистент. Потом смотрю – вроде поет неплохо. И я его передвинул в вокальную группу. А потом оказалось, что он неплохой бас-гитарист.
Коля Носков пришел, кажется, из «Ровесников». Пришел прослушиваться. Я сразу понял, что это талант.
Леша Белов - великолепный гитарист. Я часто приглашал на наши репетиции композиторов, и однажды пришел Давид Тухманов. Я ему напомнил про Борю Пивоварова, который записывал гитару к альбому «По волне моей памяти». И предложил послушать гитариста, который ничуть не хуже, а может даже лучше. И зря. Тухманов потом перетянул Белова, Носкова и Серебрякова к себе в рок-группу «Москва».

Ю.Горьков, М.Плоткин, А.Белов.

-В начале 80-х вышла пластинками, на которой «Надежда» записала две песни молодого композитора Ильи Словесника?

С Ильей меня познакомил Алексей Кондаков. Илью тогда никто не знал, но песни его мне понравились. Словесник мне тогда предложил стать соавтором этих песен. Так часто делалось. Но я ему сказал:
- Илюша! Я не хочу, чтобы надо мной смеялись!
Илья сейчас живет в Америке. И когда мы встречаемся, то я могу честно и открыто смотреть в его глаза. И он это понимает. А протолкнуть тогда песни молодого автора получилось только благодаря дружбе с Рыжиковым.

-Многие музыканты жаловались на длительные гастроли в то время. Как с этим было в «Надежде»?

Меня еще Горовец учил, что самое большее на сколько можно уехать – это на две недели. За больший срок люди начинали тосковать по дому, по семьям. Могли просто все побросать и уехать. И я старался делать выезды не более недели. А потом пару недель дома репетировали.

-Вы слышали о таком негласном соглашении между Слободкиным, Маликовым и Грановым не брать музыкантов, ушедших из этих ансамблей? Исключение составили, перешедшие из «Веселых» в «Голубые» Малежик и Пузырев.

Нет, не слышал. Я очень не любил все эти интриги. Но все эти коллективы были в Москонцерте и им не просто было брать друг у друга музыкантов, руководство ведь одно. А я – москвич Плоткин, работал в Ставропольской или Калмыцкой филармонии, и при этом имел больше свободы. А с другой стороны, работать в Москонцерте было престижней. И я понимаю ту же Люду Барыкину, которая перешла в «Веселые ребята».
Окончание