Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






М. САДЧИКОВ

Орфей, Тиль и «Поющие гитары».

(Газета "Московский комсоомолец"-май 1980 г.)

На фирме «Мелодия» готовится к выпуску двойной альбом с записью зонг-оперы А. Журбина «Орфей и Эвридика». Запись осуществлена ленинградским вокально-инструментальным ансамблем «Поющие гитары»


- В весеннем Ленинграде мокли афиши: «Вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары» показывает зонг-оперу «Орфей и Эвридика» и рок-оперу «Фламандская легенда». А мы с режиссером Борисом Флаксом, дожидаясь репетиции, говорили о том, что на самом деле ВИА «Поющие гитары» уже давно не существует. Ведь еще в 1975-м ребята перестали исполнять песни, поставили «Орфея» и по сути дела стали экспериментальным музыкальным театром.
Зонг-опера была сделана за три месяца. Юрий Димитрин, автор либретто, пишет первую сцену и тотчас отдает композитору. Александр Журбин пишет музыку этой сцены и отдает ансамблю. Они начинают репетировать. Тем временем Димитрин заканчивает вторую сцену... И все продолжается.
«Орфей» вызвал споры, дискуссии. Однако «Поющие гитары» уже думали о другой опере — куда более сложной. В 1976-м начали работу над произведением Р. Гринблада "Фламандская легенда" («Тиль»).
— Когда Ромуальд Гринблад познакомил музыкантов с оперой, ребята проста опешили. «Орфей» все-таки основывался на знакомом для них материале поп-музыки. А Гринблад предложил такую оперу, которая в другой оркестровке вполне могла попасть в афиши академических театров. Сложность интонации, ритмики, внешняя мелодическая «угловатость», неэстрадный характер оркестровки — было от чего растеряться вчерашним музыкантам ВИА — вспоминает Борис Флакс.
Мой собеседник — режиссер «Поющих гитар». Эта штатная единица непривычна для ВИА, но необходима в любом театре. Флакс после Ленинградской консерватории два года ставил спектакли в Горьковском оперном театре. Потом вернулся в Ленинград.
Времени на репетиции у музыкантов было предостаточно, так как первый, а затем и второй варианты либретто Ю. Михайлова и Ю. Димитрина, как говорится, пошли в корзину. Зато третий получился «выстроенным», увлекательным, глубоким. Переработка пьесы потребовала создания многих новых музыкальных фрагментов от композитора Р. Гринблада, а от постановщика С. Илюхина — новых сценических решений. Ну и, конечно, досталось хлопот А. Васильеву, который координировал всю работу над оперой и к тому же занимался с инструменталистами. Когда премьера наконец-таки состоялась, просто не верилось, что «Орфей» был сделан за три месяца — ведь на «Фламандскую легенду» ушло два года... Но это время не было потрачено напрасно.Авторы «Тиля» добились главного — рок-опера не повторяла «Орфея» ни в характере музыки, ни в характере либретто.
С головой уйдя в работу над операми, «Поющие гитары» не сразу заметили, как попали в кольцо непривычных для ВИА, но знакомых всякому театру проблем. Первая — болезни ведущих исполнителей, преследующие солистов и в ленинградской сырости, и в неустроенности гастрольного быта. «Орфей» же репетировался в единственном составе. Посыпались отмены спектаклей. Поэтому срочно был подготовлен второй и третий составы. Теперь в ансамбле три Орфея — А. Султанбеков, Б. Усенко, В. Помещиков, три Эвридики — А. Кожевникова, М. Цакадзе, А. Широченко.
Посерьезнее оказалась проблема замен, вводов. Текучесть кадров большая — из 28 сегодня работающих артистов лишь певец Б. Вивчаровский и мим Ю. Хамутянский играли в премьерных спектаклях «Орфея и Эвридики». Частые замены, вводы, конечно, на пользу не идут. Сегодня «Орфей» да уже и «Тиль» бледнее своих премьерных вариантов. В некоторых сценах смещены акценты первоначального режиссерского замысла. Новички, занятые в главных партиях, пока далеки от уровня первых исполнителей. И все-таки спектакли продолжают пользоваться стабильным успехом. А сколько талантливых групп потеряли былую популярность, а то и совсем распались из-за перемен в составе. «Поющие гитары» же существуют вот уже четырнадцатый год.
А. Васильев, руководитель крутой, требовательный, сумел создать атмосферу довольно жесткую, но творческую. В ансамбле нет «премьеров». Сегодня артист занят в главной роли, завтра в массовке — это давно не обсуждаемое правило. Здесь не воспринимается как трагедия уход любого исполнителя Даже такого, как А. Асадуллин, лауреата Всесоюзного и международного конкурсов.
— Альберту стали тесны рамки двух-опер. Кроме того, ему постоянно приходилось срочно уезжать в Москву — на «Мелодию», радио, телевидение. Совмещать поездки с работой в постоянно гастролирующем коллективе оказалось сложным и для него, и для нас, — объяснил Б. Флакс, но, вздохнув, прибавил:
— Потерять такого солиста, конечно, очень жалко.
Еще несколько ведущих артистов «собираются по собственному желанию». Среди причин нередко просматривается такая — музыканты тянутся к самовыражению не только в операх, но и в песнях. Нельзя сказать, что в «Поющих гитарах» возражают, когда артист коллектива записывается сольно, выступает в концертах, но все строится на личной инициативе солиста.
ВИА без песен?... Пять лет назад, когда ансамбль перестал исполнять песни, чтобы сосредоточиться на жанре эстрадной оперы и доказать его жизненность, их позиция была вполне оправданной. Но так ли верна сейчас?
— Мы не исключаем — песни могут вернуться в репертуар коллектива, — подумав, сказал Б. Флакс.
— Однако должны быть сделаны по-другому — театрализованы, выстроены в композиции... И песенная программа станет просто одной, среди нескольких в нашей афише.
А пока продолжают поиски в жанре музыкального театра. На выходе новый спектакль — мюзикл «Гонки».
— Почему мюзикл? Нам не хотелось повторять пройденное в двух предыдущих операх, — объяснил Борис.
— Музыку нового спектакля А. Васильев и Э. Кузинер написали с использованием элементов диско, кантри, «мягкого» рока. В музыке «Гонок» много нового, а вот в либретто (авторы Д. Принцев и Л. Палей) продолжает развиваться основная идея двух предыдущих опер.
Тиль, Орфей и... спидвей — что может быть общего? Однако в зонг-опере есть слова, сказанные в в осуждение Орфею, который добился славы, но забыл любовь, долг:
«Какое одержал ты поражение! Какую ты победу потерпел!».
Победа не должна, быть достигнута любой ценой — Орфей приходит-таки к этому. Тиль в опере гибнет потому, что не хочет примириться с победой, достигнутой путем подлости, обмана. К пониманию этой же истины приходит и мотогонщик Леднев, главный герой «Гонок».
— Меньше всего мы хотим сделать спектакль просто о ходе спортивных соревнований. Куда больше занимает столкновение характеров. «Гонки» коллектив посвящает Олимпиаде-80. Главные партии готовили Алла Кожевникова, знакомая меломанам по своему миньону, и наши новички — Сергей Ефграфов, Алла Широченко, Олег Борисов.

Специально для «Звуковой дорожки».
Ленинград.

В ансамбле выступал гитарист Валерий Бровко. Затем он был муз. руководителем варьете "Бригантина", а сейчас он муз. руководитель нового ансамбля "Солнце".
(апрель 1979)

В спектакле "Фламандская легенда" были заняты:
угольщик Клаас-Г. Степанов
Ламме-В.Псарев
Тиль-А.Асадуллин
Неле-А.Кожевникова
Жилина-О.Левицкая
Король Испании-Б.Флакс
Рыбник-А.Султанбеков
принц Оранский-Б.Вивчаровский
шут-Ю.Хоомутянский
а так же М.Леонов, А.Федоров, С.Ефграфов, В.Лазоренко, П.Принцев. (июнь 1979)

Алла Широченко в настоящее время выступает с ансамблем "Джазкомфорт". (май 1981)