Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.

Три судьбы Игоря Офицерова (2011).

5

2."Голубые гитары".

Вячеслав Кузин,Игорь Офицеров, Наталья Киреева, Павел Бабаков и Наталья Шеманкова

Значит, Вас пригласили в «Голубые гитары» специально под мюзикл? Кто тогда работал в коллективе?

Баба Яга – Наташа Шеманкова.

То есть, она из "Поющих сердец" перешла в "Голубые гитары"?

Да. Красная шапочка – Наташа Киреева, Черт – Слава Кузин, блестящий актер и певец. Сказочник- Паша Бабаков.
Челябинск 14 октября 1978 года.
«Маврикиевна и Никитична»:
Владимир Колобов и Игорь Офицеров

Мы с Владимиром Колобовым- директором коллектива, делали вставной номер «Маврикиевна и Никитична». Приглашали Тонкова и Владимирова, они восторгались похожестью, давали полезные советы. Школа была невероятная!

Малежик тогда уже ушел в «Пламя»?

Да, он ушел к тому времени. Мюзикл был не для него.

Кто был режиссером?

Саша Левенбук.

Музыканты?

Юрий Гранов
Игорь Гранов
Алексей Милославский
Владимир Большаков
Игорь Борисов
Михаил Мелик-Дадаев
Юрий Финк
Виктор Коняев

Леша Милославский – гитара. Очень талантливый парень, но тоже со своеобразным характером. Писал аранжировки очень грамотно.
Ударные – Юра Финк, в будущем стал депутатом Госдумы. Мы с ним часто жили в одном номере на гастролях. Очень интеллигентный, образованный парень.
Трубач – Михаил Мелик-Дадаев, саксофонист и флейтист – Стас Борисов (он из самого первого состава). Позже (вместо Борисова)пришел саксофонист Витя Коняев, очень артистичный, с необычным звуком. Что он творил со своим альтом!
Клавишные – Юра Гранов (брат Игоря Яковлевича), сам Игорь Яковлевич иногда выходил к роялю.
Гитарист Володя Большаков, бас-гитара – Стас Ариевич, джазовый музыкант, недолго проработал, и всегда честно признавался, что пришел из-за денег. Очень интересный человек, любимая тема – летающие тарелки.

Игорь Борисов еще не работал?

Он пришел попозже. Неплохой музыкант. Он играл на бас-гитаре и на фортепиано, но с постоянно грустным выражением лица. Настоящая фамилия – Гейзенцвейг, отсюда кличка - Гезя.

Когда Вы пришли уже запись мюзикла была?

Нет, только отдельные номера были записаны. А премьера состоялась в Театре Эстрады. Позже мы записали и пластинку.

Когда Вы пришли в ансамбль в программе были обычные песни?

Конечно. Помимо вставок и обкатки мюзикла была и обычная концертная песенная программа. Но потом сели на месяц-полтора репетиций и дали премьеру в Театре Эстрады. То ли неделя, то ли десять дней премьерных.

Аншлаги?

Сумасшедшие аншлаги! Зал битком был.

А Вы исполняли что-то из песенной программы?
Игорь Офицеров в роли Волка.

Нет, я был «заточен» исключительно под мюзикл.

И до 80-го года Вы работали только мюзикл?

Да.

А песню «Дождь осенний» Вы записывали?

Это песня Игоря Гранова, она не из мюзикла. Я очень хотел ее записать, но Игорь Яковлевич, чтобы не обижать Игоря Борисова, отдал эту песню ему.Песня красивая, до сих пор живет…
Года три-четыре назад я был в гостях у Гранова. Игорь Яковлевич вспомнил об этой песне. Говорит:
- Звоню Пенкину, а он,сволочь, трубку бросает. Ничего слышать не хочет относительно этой песни. Выдает эту песню за песню Жана Татляна. Еще и на х… меня послал (смеется)!
Но позже вроде бы они уладили противоречия.
Я очень благодарен Гранову. Это настоящий руководитель в полном смысле этого слова. Очень справедливый по-человечески. Характерный случай. Гранов нагрубил при всех какому-то музыканту на репетиции. На следующий день он собирает весь коллектив и публично, при всех за это извиняется. Представляете себе такое? Я видел такое в первый раз в жизни. А он, между прочим, был членом парткома Москонцерта.
Хотя поначалу я его просто возненавидел. Он постоянно оставлял меня после репетиций и заставлял импровизировать. Представляете, каково мне было? Все разъехались по домам, а я один продолжаю репетицию. Но позже я понял, как Гранов был прав. Как руководитель он для меня идеал.
Гранов все делал четко и целенаправленно. Такого количества концертов не было ни у кого. Первый концерт начинался в 9 утра. И дальше в 11, в 13 и т.д. И последний концерт в час ночи.
Столько не зарабатывал ни один коллектив!

Больше получали, чем в "Поющих сердцах"?

Намного больше.

С Вами не работал гитарист Сергей Цирес?

Нет, Цирес, Леша Абрамов, Игорь Браславский пришли после моего ухода. То есть по окончании мюзикла.

На фото 79-го года присутствует еще Анатолий Щербаков…

Да, был такой человек. Что-то пел, немного играл на гитаре, но ничего не определял. Его брали в расчете на мой возможный уход.

Кто был конферансье?

Анатолий Федотов.

И еще был певец Виктор Рафаэлов?

Витя Рафаэлов – уникальная личность! Во-первых, отличный клавишник, во-вторых, прекрасный певец. У него был очень высокий голос, он исполнял в концертах песни Демиса Руссоса. Прекрасно владел английским, с прекрасным чувством юмора. Он играл Бабу Ягу. Очень смешно!

А Юрий Гранов это старший брат?

Старший. Участник войны, имел награды. Тоже удивительный человек. Весь в осколках, в ранениях, плохо видел, а при этом делал растяжки, занимался йогой, много ходил пешком. Кстати, с конферансье Федотовым они любили нахаживать определенный ежедневный километраж.

Я слышал, что Петр Подгородецкий когда-то работал в «Голубых гитарах»?

Это было до меня.
Еще немного позже и совсем ненадолго у нас появился клавишник Руслан Беликов. Полуджазовый музыкант, с незаконченным высшим образованием. Человек-недоразумение. Все терял, все забывал, но зато не пропускал ни одной юбки. В этом направлении он работал четко (смеется).

Игорь Крутой при Вас появился?

Эту историю я расскажу. Перед самым моим уходом из ансамбля ко мне подходит Игорь Борисов и предлагает классного музыканта. А Игорь Борисов, Игорь Крутой и Александр Серов играли вместе на танцах еще в Николаеве. Будучи в «Поющих сердцах» мы были на гастролях в Николаеве и познакомились с Крутым и Серовым. Мы ужинали в ресторане, а они там играли. Игорь на рояле, а Саша на саксофоне. Они к нам подошли, попросили провести на следующий концерт. Я их лично встретил, провел в зал, посадил Так вот, Борисов просит меня подойти к Гранову и попросить, чтобы взял Крутого в «Голубые гитары». Правда, у него не было московской прописки. А мне что? Я пошел к Гранову и стал предлагать Крутого в ансамбль в качестве клавишника. Говорю, что играет по нотам, непьющий. На самом деле я понятия не имел играет он по нотам или нет, пьет или нет. Но настаивал. Гранов согласился и оформил его в Москонцерт даже без прописки. Игорь Яковлевич Гранов имел все-таки вес. Крутой и теперь часто говорит:
- Никто мне не помог! Только один Офицеров…Все только – ля-ля-ля, а он пошел и сделал!
Многие мне говорят:
- Ты знаешь Крутого, помог ему когда-то. Попроси пусть он тебе поможет.
А чем он поможет? Поставит меня петь в Кремлевский Дворец? Или что? Денег даст? Это не серьезно.

Самые известные хиты «Голубых гитар» 70-х годов – «Ветер северный», «Первый поцелуй», «Зеленый крокодил» исполнялись при Вас?

«Первый поцелуй» был одним из номеров мюзикла. Я пел ее с Наташей Киреевой. Мы выходили навстречу друг другу…
«Ветер северный» вообще не пели.
«Зеленый крокодил» мне предлагал Гранов исполнять, но мне она не нравилась, и я отказался. Другие ее не пели. Ее записал Леша Пузырев. Он еще раз пришел в ансамбль, уже после моего ухода. Гранов к нему очень хорошо относился потому, что он делал замечательные аранжировки Леша вообще очень хороший музыкант. Конечно, со своими слабостями, но тем не менее.

В «Первом поцелуе» Вы поете как-то тихо, в тени Киреевой. Это было специально сделано?

Наташа Киреева пела в определенном диапазоне. Я просто под нее подстраивался. То есть плясали от нее.
Игорь Офицеров и Юрий Финк.


Продолжение