Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Сергей Шалаев:
Кабак для меня - привычное дело
(2007)
.

2

Сергей Шалаев
В 1976 г. к нам пришёл руководителем очень хороший музыкант - Саша Добров, который работал в ресторане и учился в консерватории. Очень любил группу "Песняры", сам был похож на Мулявина. Соответственно прозвище у него была Муля. Так до сих пор его в Свердловске Муля и зовут.
С ним у нас началось все по-взрослому. Он пригласил 2 девчонок из музучилища. Мы стали делать серьезные аранжировки с 4-х голосым вокалом. А до этого было так: один поет, а остальные аккомпанируют. Мы играли даже «Дип Папл» где гитарное соло я играл на органе, поскольку гитарист был «ритмач».
С Добровым мы прорепетировали и заняли на городском конкурсе 1 место, где исполнили 2 песни. Первую сделал Добров в песняровском стиле "Как служил солдат". Это была совершенно шикарная аранжировка. С женским вокализом, со сменой ритмов. Мы очень ею гордились. Вторая песня была моя, совсем простенькая, на стихи какого-то болгарского поэта в русском переводе, которые я нашел в настенном календаре. В качестве награды нас пригласили на местное ТВ на сьемки и сказали, что петь мы должны вторую песню. Но мы спели первую песню, поскольку нам самим она нравилась больше. За это самоуправство нас так и не показали по ТВ.
А в тот день у меня была 4-часовая контрольная по математике, я 10-й класс заканчивал. Меня внизу ждало такси, я все написал за 30 минут и сразу поехал на сьемки на ТВ.
Потом мы ушли из этой «Горэлектросети» и у нас появился другой руководитель Игорь Захаров. Хороший барабанщик. Он пригласил нас в ДК "Урал" играть танцы за деньги. Причем, мы там играли танцы по очереди с биг-бендом Сандакова. Вот тогда я и полюбил биг-бендовую музыку.
В 1977 году состоялось знаменательное для меня (как позже выяснится) событие, я пошел на концерт ВИА «Поющие сердца». Они выступали в Свердловске во Дворце культуры железнодорожников. Я пошел вместе с одноклассником, у него был магнитофон. Весь этот концерт мы записали. Там блистал Ольцман. И как гитарист, и как певец. Он пел все хиты: «Облака в реке», «Сувенир» на русском языке... Они вообще много делали «фирмы» на русском языке. Индроков пел про маму (O mammi blue)...

-А как сам концерт показался?

Мне показался средним. Дело в том, что до этого я видел «Песняров». И более того, я прослушивался в «Песняры». Получилось так, что мой басист Игорь Попов по кличке «Пипл», где-то в Евпатории в санатории с «Песнярами» отдыхал и познакомился. И он рассказал им, что есть парень, который берет высокие ноты. И они в 1977 году приехали в Свердловск выступали в концертном зале "Космос" с "Песней о доле". А мой басист любил прихвастнуть и поэтому, ему никто не поверил. «Песняры» же тогда были, как «Битлз». Он мне говорит:
-Ты пойдешь на концерт? Я тебя проведу через служебный вход.
Я, естественно, пошел. Мы подходим к служебному входу, открывается дверь, выходит Леня Борткевич и говорит:
-Игорь, заходи.
Это был для меня шок. Словно Маккартни пригласил. Поднялись мы к ним в гримерку, подошел Юра Денисов. Они его, как раз, взяли на "Песню о доле". Он сам киевлянин, толстый такой, в очках а-ля Элтон Джон. Он очень высоко пел.

Он же "Беловежскую пущу» первый пел.

Да, он первый исполнитель этой песни. Я не спорю, кто лучше, но первый исполнитель он. И вот он мне говорит:
-Ну что ты там вверху берешь?
Я говорю:
-Ми-бемоль.
Он:
- Да, ладно. Ну-ка показывай.
Я не распетый, что-то там стал выть, потом хапнул ми-бемоль. Они переглянулись с Борткевичем:
-Сейчас шефа позовем.
Пришел сам Мулявин:
-Ну-ка повтори.
Я спел еще какую-то свою песенку. Опять цапнул ми-бемоль. Муля говорит:
-Сколько лет?
-17.
-Ну, что толку, мы тебя возьмем, а тебя в армию заберут. Отслужишь, потом звони.
Я не то, чтобы верил, что меня возьмут в «Песняры», сколько хотел посмотреть на них из-за кулис. В общем, после «Песняров» мне «Поющие сердца» не приглянулись особо.

А кто бы в сранении с «Песнярами» мог приглянуться?

«Ариэль». Я тоже их видел на концерте. Причем, все понимали, что «Ариэль» работал в значительно худших условиях. Они выступали во Дворце спорта на ужасных «биговских» аппаратах. И при этом выступили очень здорово. У них очень много юмора было в концерте. Боря Каплун- это просто прирожденный шоумен. Они все очень здорово хохмили.

-Наверное, «Песню про извозчика» пели?

Да, конечно. Еще хит был тогда... Была такая польская группа «НА ТО ЦО» и у них была песня "Порт". «Ариэль» спели ее на русском языке и это уже был рок. Также пели какую-то польскую переделку про приведения. В своем первом альбоме они пели две битловские песни на русском языке.

-На каком альбоме?

На первом магнитоальбоме. Он ходили по Свердловску в огромных количествах. У всех продвинутых пацанов был. Одна из битловских песен была такая (напевает):
-«Ариэль» поет
Для вас, друзья...
(на мотив You want see me)
А главный хит «Ариэля» был романс "Выхожу один я на дорогу». В «босса-новочке» такой кабацкой. Первый раз, я помню, «Ариэль» засветился на передаче "Алло, мы ищем таланты". И пели они "Спят курганы темные" Богословского. Это был год, наверное, 1973.

-Богословский им потом очень здорово помог. А кто из наших ансамблей тебе тогда нравился?

В то время любимыми группами для меня из наших были:
1-Песняры
2-Ариэль
3-Цветы (именно, Цветы а не группа Стаса Намина) и "Веселые ребята.

-А, например, «Поющие гитары»?

У них я до сих пор люблю только одну песню "Сумерки". У них была очень большая текучка. В те времена любого питерского лабуха спроси, и он скажет, что играл либо в «Поющих гитарах», либо у Пьехи. Но надо отдать им должное , всё-таки они были первыми. Было и второе их пришествие, благодаря Журбину с «Орфеем и Эвридикой». У меня была оригинальная запись с Понаровской и Асадулиным. Очень сильно.

-Вернемся к концерту «Поющих сердец».

Этот концерт мы записали на магнитофон, и потом некоторые песни включили в свой репертуар. Мы сделали «Сувенир» на русском языке. Кстати, текст был Ольцмана.
Он мастер писать стихи на любой шлягер. Очень много текстов для «Поющих» он написал. Но лучше всего у него получались эпиграммы на Тоню.
Сашка тогда был красавец, и пел здорово, и на гитаре играл классно. Тогда, не столько солисты запомнились, сколько Ольцман. Странно, что я не запомнил дудки. Дудки тогда точно были, но я их не запомнил. Это значит, что они играли хорошо. Иначе бы запомнил.
Я, когда первый раз увидел «Машину времени» с дудками, это был ежегодный фестиваль «Весна УПИ» в Свердловске, то поразился. Как же ужасно они играли! Особенно не строили дудки. И когда потом мне говорили:
- О, «Машина времени»!
Я всегда отвечал:
- Как же так? Я их слышал. Это просто дворовый состав. Типа школьной самодеятельности.
Зато в году, примерно, 1978 в Свердловск приехал «Арсенал» и тогда я понял, какими должны быть дудки. Там вопросов никаких не было.
Продолжение