Сергей Шалаев: Кабак для меня привычное дело.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Сергей Шалаев:
Кабак для меня - привычное дело
(2007)
.

8

От группа "Третий Рим" до ВИА "Флирт".

В 1986 году мы со Светой сыграли свадьбу (в тот день произошла Чернобыльская авария-26 апреля, но о ней объявили лишь через неделю). В 1987 у нас родился первый сын-Тимофей. Всем ансамблем мы поступили в музыкальное училище, и перешли в другой ресторан.
Сергей Шалаев в ресторане "Морской" (1988).

Ресторан «Морской» находился в гостинице «Севастополь» на Каховке. Это потом там стал вьетнамский торговый дом, а в наше время это была приличная интуристовская гостиница, олимпийский объект. Вот только народ туда не ходил. Мы недели две честно работали на пустой зал, и своего добились, через месяц к нам можно было попасть только за взятку метрдотелю.
Во время отпуска за 2 года, я умудрился ещё съездить на гастроли. Позвал Костя Шмидт (бывший руководитель ансамбля «От Сердца к Сердцу»), у него всегда работало много свердловчан, и Лёша Глызин когда-то там работал. Тогда у него была хеви-металл группа «Фокус». Я, конечно, ни по имиджу, ни по мировозрению им не подходил, но волосы имел длинные и высокие ноты выпевал. Сначала мы работали в грандиозной солянке, собранной Эдиком Смольным с присущим ему масштабом. Ведущие – Тётя Валя Леонтьева и Балашов, (всего было 6 народных артистов), загримированный Ленин на броневике под фонограмму «Декрета о Мире», ДОСААФовцы на мотоциклах с флагами 15 республик, Юрий Богатиков, Зоя Рудник, сам Смольный читал «Открытое письмо президенту Рейгану» (Вы - артист, и я- Артист) против нейтронной бомбы, Первые секретари обкомов на трибунах, Миру-Мир. Полная агония Совка. И всё это в Средней Азии на стадионах. Концерт заканчивала «Ялла», они-то и обеспечивали сборы.
В Чимкенте на первом концерте мы пели три песни, кожанно-цепочная толпа смела милицейский заслон и ломанулась на поле, в дальнейшем мы пели одну- лирическую. Эдик наверное мечтал от нас избавиться, но нашим директором был легендарный Кандей (Василий Васильевич Кондаков), который ещё во времена работы с Высоцким был Учителем и Наставником Смольного, и нас терпели. Даже селили в лучших гостиницах. Чимкент, Ташкент, Душанбе, Ленинабад, Гулистан, Янгиер, а потом уже «сольники» Фергана, Коканд, Наманган, Андижан , Ош, Брест, Гродно, Реутов, Лыткарино. Это ещё 50 живых концертов за 2 месяца. На одном из концертов в Подмосковье Костя познакомил меня с Володей Семёновым –гитаристом из первого состава «Цветов» - автора моих любимых «Звёздочка моя ясная» и «Больше жизни».
Между тем, в ресторане у нас произошли изменения: ушёл Тахир Садеков, пришёл Коля Тишков (приехал из Томска). Используя его интересный тембр (высокий тенор), мы сделали несколько вещей Майкла Джексона, Квин, ещё много модного, прикупили новой аппаратуры, мне –синтезатор, лучший на то время. Мы реально круто звучали, может быть лучше всех в Москве. Кабацкая кальчужка стала нам маловата, и мы стали подумывать о творчестве и сцене. Нас часто приглашали на студии, кому-нибудь что-нибудь записать, и мы решили, что и сами можем попробовать.
Группа "Третий Рим".
Сергей Шалаев,Юрий Кузнецов,Владимир Голубенко,Михаил Ломов.

Так появился проект «Третий Рим». Миша Ломов писал тексты, музыку - я и Юра Кузнецов (я его уговорил перебраться в Москву). Аранжировки делал Володя Голубенко. Первые песни мы сделали и записали ещё работая в ресторане. Чуть позже к нам присоединился Виктор Шлёсс- очень талантливый музыкант из Целинограда. Он играл на клавишных, и внёс массу идей в аранжировки. Встал вопрос о «живом барабанщике» сперва играл Саня Дегтярёв, наш давний товарищ, потом Вова Герасименко, в конце концов, появился «Сявик» Слава Кушниров из Кривого Рога (до этого он работал в Херсонской филармонии, аккомпанировал Серову, теперь барабанит у Кристины Орбакайте). В 1990году мы ушли из ресторана (кстати, на наше место пришёл состав, где гитаристом был Юра Стожаров, который ранее работал в ВИА «Надежда», бас-гитаристом был Михаил Мень, ныне губернатор Ивановской области, а я часто подменял их клавишника).
Песни группы "Третий Рим" можно послушать ЗДЕСЬ.
Мы за пару месяцев на ГДРЗ в пятой студии по ночам дописали наш первый альбом «Черновики судьбы». Поначалу всё складывалось хорошо, мы победили в зональном конкурсе «50 на 50» , сняли несколько клипов, засветились на ящике в самых рейтинговых передачах «Программа А» и «Взгляд», съездили на гастроли на Украину, в Питер и на Дальний Восток, а так же в Алма-Ату на фестиваль «Голос Азии» и на рок-фестиваль в Бердянск. Ещё был большой гала-концерт в Лужниках – финал конкурса «50 на 50». Результат там был известен заранее, Пугачёва приказала, чтобы победил Челобанов.
В 1990 году у нас со Светой родился второй сын –Данилка, ездить становилось всё трудней, и мы работали в основном в Москве, на всех основных площадках- Олимпийский, Дворец Молодёжи, Лужники.
Фестиваль Голос Азии 1990г.
Сергей Шалаев, Виктор Шлёсс(наш клавишник),Иоланта Яшковска(польская певица) и кумир моей юности Валерий Иванович Ярушин.

Мне наша музыка до сих пор нравится, хотя понятно, что тогда она была не вовремя. Страна тащилась от "Ласкового Мая", "Миражей" и "На-На". А тут мы со своим арт-роком. Надо было иметь толкача-продюссера с толстым кошельком, чтобы оплачивать эфиры,а у нас такого не было. Зато множество фирмачей обратили на нас внимание и возникли различные варианты с отъездом за бугор. Мы записали 3 сингла на английском языке (переводы делал наш друг Вася Чемохуд, он знал язык в совершенстве). Пришлось менять аранжировки; на английском песни зазвучали совершенно по-другому, появился какой-то другой драйв, потребовалась другая ритмика. И всё-таки когда нас позвали в ресторан «Белград» мы туда пошли.
«Белград»- (именно правый корпус или «Белград»-2) –кабак с колоссальными традициями, через него прошли Таня Конькова, Серёга Мазаев, Игорь Бутман, Саша Маршал ещё много хороших музыкантов. Руководил там легендарный Юра Лемберт ( о нём можно отдельную книгу писать). Завсегдатаями были Кобзон, Градский, Розенбаум , Шуфутинский и много-много известных людей. Помимо денег (а в Белграде мы зарабатывали больше, чем когда-либо), у нас появилось много друзей, а самое главное уверенность, что мы действительно хорошие музыканты. Когда приехали 3 импресарио из Скандинавии, то из тридцати прослушанных коллективов они выбрали нас, и ещё состав из ресторана «Сказка» (на Ярославке в районе Пушкино, один из самых популярных загородных ресторанов). С нами подписали предварительное соглашение и отдали документы на рабочую визу. А тут вдруг меня пригласили в Италию.
Лино ди Сомма -известный певец и гитарист, а по совместительству владелец крупного ресторана , пиано-бара и частной музыкальной школы услышал нашу демо-кассету и предложил мне поработать с ним. В марте 1992 года я прилетел в Милан, а через 2 дня уже работал в пиано-баре. Я ошалел от обилия информации, ноты и тексты любой нужной песни можно было найти в любом музыкальном магазине, знакомый продавец копировал мне всё бесплатно. Естественно, я был там экзотикой, мне быстро сделали афишу «Элтон Джон из России», я снялся на местном телевидении. Лино познакомил меня с музыкантами Милана, я попел на гламурных тусовках и спрос на меня сильно вырос, по крайней мере Лино объявлял за меня гонорар в 2 раза больше, чем платили местным.
Фестиваль Голос Азии 1990г.
Сергей Шалаев-слева, Юрий Кузнецов-справа.

Всё складывалось прекрасно, но позвонила Света и сказала:
-Срочно вылетай, контракт с Норвегией подписан и 1 июня надо начинать работать.
Я поменял свои итальянские лиры на финские марки (нам надо было покупать транспорт) прилетел вечером в Москву, а утром уже ехал в Хельсинки. Интересы команды я всегда ставил выше личных. В Хельсинки мы купили автобус и на нём поехали в Норвегию.
Норвегия мне снится до сих пор. Она прекрасна как музыка Грига, только люди странные, после итальянцев, у которых темперамент и коммуникабельность почти наша, норвежцы как инопланетяне. Но работать было весело, принимали нас замечательно, звучали мы здорово. Все местные были уверены, что мы англичане или голландцы , очень удивлялись когда узнавали, что русские. До нас в Норвегии работали в основном болгары или поляки. В Бёргене нас пришли послушать венгры и искренне сказали, что мы намного лучше их и должны получать в 3 раза больше. В Хонефоссе ( это пригород Осло-норвежская Рублёвка) в шикарном ресторане прошло наше последнее выступление, успех трудно передать, мы все до сих пор вспоминаем тот вечер. Вернувшись в Москву, я резко улучшил наши жилищные условия, (из однокомнатной мы перебрались в «двушку») и поехал в Италию уже надолго.
Я мог бы жить в Италии, работы было полно, язык я освоил быстро, уверенно пел на итальянском, преподавал в школе музыки сольфеджио и теорию. Но видимо я - очень командный человек, работать одному или со случайными напарниками надоело, я сильно тосковал по коллективному труду и когда заработал достаточно для следующего улучшения наших жилищных условий, вернулся в Москву. Миша Ломов в это время вернулся из Америки, куда ездил на разведку. Но вместо контракта на работу в ресторане (а нас много куда звали) привёз контракт на дистрибьюцию музыкальных инструментов.
В сентябре 1993 года мы открыли музыкальный магазин в Гнесинке, я стал его директором.
С тех пор вот уже 15 лет в этом бизнесе. Сменил 3 компании. Объездил полмира. Считаюсь ведущим специалистом в области комплектования оркестров. Поставляю инструменты в филармонии, консерватории, училища, школы, Большой театр, Кремль……. Всем, кто играет.
Общался со многими кумирами моего музыкального прошлого: Чик Кореа, Алан Вайт (барабанщик из «Yes»), Кен Хенсли (главный в Юрай Хип), Глория Гейнор, Майкл Бреккер, Грег Бизонетт - все очень приветливые и контактные люди без пафоса.
ВИА "Флирт".
Сергей Шалаев-слева, Юрий Кузнецов-справа.
ВИА 'Флирт' 06.08.2008

5 лет назад познакомился с гитаристом Сергеем Матвеевым и певицей Леной Курлановой, заменял их клавишника, да так и прижился . С тех пор мы играем вместе на юбилеях, свадьбах, корпоративках, банкетах , а в последнее время и концерты даём. Называемся ВИА «Флирт».
В 1997 году у нас родились двойняшки Лиза и Елисей. Старшие сыновья хоть и одарённые музыкально (оба закончили хоровую капеллу) по моим стопам не пошли. Тимофей поиграл в разных группах, но работает видео-режиссёром, а Данила учится на кафедре футбола в РГУФК (а ведь отработал 40 концертов в Америке с хором, правда и международных футбольных турниров -4). И только младший учится на флейте в музыкальной школе и очень чисто интонирует. Может он запоёт ?
А то ведь беда на эстраде нашей. Прилично работают только те, кто прошёл школу ВИА или ресторана, т.е. умеет петь живьём –Лёша Глызин, Саша Маршал, Коля Носков, Лёня Агутин (он хоть и моложе, но тоже наш, его отец был директором в «Поющих» ). Кстати, его концерты с Элом ди Меолой считаю лучшим шоу в России за много лет, у него потрясающие музыканты и сам он молодец. То же самое скажу про Валеру Сюткина , с которым недавно вместе работали. Как он ведёт концерт !!! Потрясающе умно и стильно. Из молодых отметил бы Стаса Пьеху – за красивый тембр, естественную манеру и отборный репертуар, но ведь он тоже в какой-то степени приемник.
С русским роком беда ещё сильней. «Ария» и «Мастер» – вроде всё хорошо играется, но….2 хита за 25 лет. И если честно, старый «Круиз» пел и играл лучше.
Андеграунд всё больше походит на КВН или агитбригады, а иногда и на пьяный сельский хор.
Вот и получается, что самым ярким рок-явлением стали первые альбомы Земфиры - по духу, по текстам, по инструментарию (наконец-то орган), по куражу, наконец. Это самый правильный рок. Если гламурное болото её не погубит… Или уже погубило ?
Зато с джазом всё хорошо. Масса крепких музыкантов (выпускников Гнесинки в основном) в разных сочетаниях и проектах дают очень качественный продукт. Благодаря Юрию Сергеевичу Саульскому и Игорю Бутману, которые начали приглашать западных джазовых звёзд не на закрытые концертные площадки, а в различные джаз-кафе, рестораны, бары для общего внимания ,общения ,совместного музицирования.
А вот в жанре Вокально-Инструментальном ничего нового.Всегда считал идею ВИА (в том смысле, что все поют, играют и пританцовывают ) идеальным шоу.Когда всё делается как надо на сцене, не нужны никакие подтанцовки, балеты, пиротехника, декорации и другие отвлекающие факторы. Многоголосое пение и мультиинструментализм – вот основа ВИА.Так работают 2 самые любимые мои группы « Земля, Ветер, Огонь» и «Чикаго». В принципе так же работали Битлз.

(Май 2007-март 2008)