Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru

Марина Мулявина:

Эпохи меняются, «Песняры» остаются.

(Газета «Ежедневные новости ПОДМОСКОВЬЕ» 30 июня 2007.)
2

- Как белорусы воспринимали его творчество?
- Любили. Правда, кое-кто не мог простить отцу, что он не белорус. Как же так, русский, а сумел поднять образ белорусской народной песни до такого высочайшего уровня. Кто-то просто говорил: «Они мамку превращают в обезьянку». Имелось в виду, что «Песняры» искажают народную песню.
Свой коллектив папа называл фолк-бит-ансамблем. Его противники не учитывают законы этого стиля. Но папа не обращал на них внимания. Его мысли занимала работа, новые песни. Он всегда говорил: «Мы хотим вести зрителя за собой, а не плестись у него в хвосте. Можно не любить «Песняры». Только не надо делать вид, что белорусская песня так просто, сама собой, вырвалась на просторы Родины, зазвучала в других странах. Это сделали «Песняры».
- Особенность «Песняров» - тембровое сочетание голосов, использование старинных и современных музыкальных инструментов.
- Солисты подбирались так, чтобы их голоса, разные по диапазону, почти не отличались по тембру. Голоса сливались не только друг с другом, но и с инструментом, что характерно для народной музыки. Использовались подлинные народные инструменты (дудочки, цимбалы, скрипки) в сочетании с электрогитарами, трубой и ударными, что создавало некую новую акустическую реальность.
- Кто в ансамбле был ведущим солистом?
- Солистом некоторое время папа был один. Потом из ансамбля «Золотые яблоки» пришел Леня Борткевич. Через какое-то время появился Толя Кашепаров, который, пел по вечерам в ресторане «Юбилейный». В конце 70-х Борткевич замечательно спел «Александрину", а Толя стал особенно популярным после исполнения «Спадчины».
Папе очень нравился 18-летний киевлянин Юра Денисов, который впервые великолепно исполнил «Беловежскую пущу». Он по образованию был скрипач, немного избалованный, из влиятельной номенклатурной семьи. Его мама - секретарь райкома партии в Киеве, отец работал руководителем на крупном авиационном предприятии. Юра был из золотой молодежи. Но папа его очень ценил и любил.

(Послушать «Беловежскую пущу» в исполнении Юрия Денисова можно ЗДЕСЬ)

- Как появился знаменитый шлягер «Вологда»?
- К одному из правительственных концертов в Москве срочно понадобилась русская песня. И тогда Володя Николаев, сам по профессии органист, предложил малоизвестную песню 50-х годов поэта Михаила Матусовского. Ее текст он разыскал в какой-то московской библиотеке. На концерте в Колонном зале Дома союзов «Вологда» в исполнении Толи Кашепарова имела грандиозный успех.
В 1985 году Николаев покинул коллектив из-за смерти отца и болезни матери. Уехал в деревню Чебсара Вологодской области.
- До сих пор эту песню повсюду поют.
- Сейчас люди нуждаются в ностальгических песнях.

ПОСВЯЩАЕТСЯ КАЗАКАМ

Последняя программа «Песняров» называлась «Вольность». - Толчком к ее созданию послужили страницы истории белорусского казачества. Многие не знают, что на белорусской земле тоже жили казаки. Папа изучал историко-музыкальные памятники и пришел к выводу, что казаки на белорусской земле обосновались давно. Впервые здесь они появились в XVII веке, во времена Богдана Хмельницкого. После революции казачество в Белоруссии нещадно вырубалось, как вырубалось оно на Дону и Кубани.
- Алла Пугачева всегда подчеркивает, что благодарна Владимиру Мулявину. А за что?
- Папа во Франции очень выручил её. После получения в Болгарии на фестивале «Золотой Орфей» премии за «Арлекино» Аллу пригласили в Канны на концерт, который проводился в рамках Всемирной музыкальной ярмарки грампластинок. В этом концерте принимали участие и «Песняры». Так получилось, что музыканты Пугачевой оказались невыездными. Певица приехала одна. Была расстроенная. Когда встретила папу, очень обрадовалась, попросила подыграть ей на концерте пару песен. Нот не было. «Песнярам» пришлось аккомпанировать по слуху. Все получилось хорошо. На 50-летие папы Алла прислала такую телеграмму: «Песняры», я все помню, а вы?».
После удачного выступления в Каннах иностранные продюсеры предлагали Мулявину разные контракты. В Госконцерте не давали добро на гастроли. Только один продюсер из США Сидней Харрисон добился, чтобы ансамбль отправили в Америку. «Песняры» совершили гастрольное турне по американским штатам. Все концерты прошли с аншлагом. Тамошние газеты окрестили эти гастроли вторжением русского рока в Америку. Посол Анатолий Добрынин говорил: «Песняры» за 10 дней пребывания в Штатах сделали значительно больше, чем неко¬торые дипломаты за всю свою карьеру».
- У Мулявина не было желания уехать в другую страну, как это сделали Тышко, Борткевич, Кашепаров и многие другие «песняры»?
- Нет, никогда не было. Другие страны - это место гастролей, это работа, концерты. Он говорил: «Может быть, там и жить хорошо, но это не мое. Если бы я перебрался куда-нибудь в США, то скорее бы всего потерял себя как творческую личность». Более того, он отказался переехать в Москву. Ельцин давал ему трехкомнатную квартиру в престижном районе Москвы. Папа не поехал. Он мог жить только на белорусской земле.
- Как папа пережил раскол «Песняров»?
- Он тяжело пережил разрыв с бывшими коллегами по ансамблю, ставшими «Белорусскими «Песнярами». Но свои чувства не афишировал, считал это божьим испытанием.
- Мулявин был верующим человеком?
- Да. Он нередко ездил в Жировичский монастырь. Однажды сказал мне: «Побывал в Жировичах и понял: перед Богом я никто».
- У Владимира Георгиевича были друзья?
- Он был одиноким человеком. Всегда говорил: «Спутник славы - одиночество. В нашем мире мало друзей. Это нормально. В компаниях я кажусь окружающим скучным. Я ухожу в себя, оставаясь как бы наедине со своими мыслями. Это не все понимают». В молодости дружил с «песняром» Яшкиным.
- В прессе много писали о пьянстве Мулявина.
- В прессе преувеличивали. Он выпивал. Он был человеком тонким и ранимым. Тяжело переживал развал Союза, все перестроечные проблемы. Выпивал, когда тяжело было на душе. Но он все равно победил то трудное время, не пропало его дело. Снова зазвучали старые «Песняры».
Сейчас в «Песнярах» выступает мой брат Володя. Он учился в консерватории, потом уехал в Германию. Работал там, но отец сказал; «Возвращайся домой». Брат вернулся.
- Mapина Владимировна, вы стали pyководителем центра музыкальной культуры. Чем занимается ваш центр?
- Приобщает юных к наследию «Песняров», выявляет молодые таланты, проводим концерты молодых певцов и музыкантов
. - Какое у вас образование?
-Я окончила дирижерское отделение музыкального училища. У меня есть опыт работы в музыкальных коллективах, школах.
Беседу вела Татьяна БУЛКИНА.
Фото из личного архива Марины МУЛЯВИНОЙ.

Любимый анекдот Владдимира Мулявина.
Журналист обращается к артисту:
-Я слышал, что вы под «фанеру» поете.
Тот отвечает:
-Конечно. Под водочку я и сплясать могу.
Сайт управляется системой uCoz