"Песняры".

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков

Блуждающие в тупике.

(май 2023)

5

Кадр из фильма

Первоначально я хотел подробно разобрать весь фильм на предмет несоответствия изложенных в фильме событий реальной истории ВИА "Песняры" и общей жизни в Советском Союзе в частности, но потом бросил это занятие. В силу неадекватности затрат к результату. И история "Песняров" и жизнь в СССР показана не правдива и тенденциозно.
В общем, как обычно в таких фильмах. Но!
Этот сериал продемонстрировал и определенные сдвиги в этой либерально-копрадорской позиции современных киношников. И сдвиги эти, пусть и едва заметные, позволяют предположить, что перемены не за дальними горами, а уже где-то за углом.
Стоит набраться терпения.

Выскажу только самые общие соображения по фильму и на этом закончу. Смотреть его повторно не буду.

Итак, на протяжении 7 серий из 9 мы видим, как Мулявин работает над "рок-оперой" "Песня о доле". При этом из его уст мы слышим разные высокопарные заявления, которые реальный Мулявин никогда бы не произнес.
-Нам не будет равных...
-С "долей" мы объедем весь мир...
Конечно же, ничего из этого в реальности не осуществилось.

Фрагмент истории советских ВИА, связанный с их увлечением разного вида опер, можно назвать черным. Получив определенный опыт в постановке больших театральных форм на концертной эстраде, наши ВИА заплатили за это дорогую плату. Кто-то из них, выбрав этот путь, забрел в тупик, другие этим шагом разрушили прекрасные коллективы, и сломали многие артистические судьбы.

Само по себе оперное увлечение возникло на нашей эстраде в середине 70-х, когда жанр ВИА погрузился в кризис новых идей. Огромное количество ВИА были похожи друг на друга, используя одни и те же приемы, одних и тех же музыкантов, одни и те же песни.
Никто не мог предложить ничего нового.
И вот.

21 июня 1975 года в помещении оперной студии ленинградской консерватории состоялась премьере зонг - оперы "Орфей и Эвридика" на музыку Александра Журбина. Исполнитель - первый советский ВИА "Поющие гитары".
Опера вызвала небывалый интерес у зрителей и в профессиональной среде. Казалось, вот оно новое направление и туда надо идти. И Мулявин туда пошел.
Его можно понять, ансамбль на вершине успеха, всё уже завоевано и всё всем доказано. Надо идти выше, а куда?
В 1976 году "Песняры" показали оперу-притчу "Песня о доле", музыку которой написал Мулявин. А в основу литературного материала была положена лирика белорусского поэта Янки Купалы.
Собственно основная тема сериала- работа ансамбля над "Песней о доле".

Почему авторы фильма выбрали именно этот кусок истории великого ансамбля для меня понятно: желание представить "Песняров", как первооткрывателей жанра рок-оперы на советской эстраде. Как и многое другое в этом фильме, это трактовка не является правдивой.
А уж обстоятельства, при которых создавалась "Песня о доле", представленные в фильме, вообще не выдерживают никакой критики.
Владимир Мулявин не видел в Берлине рок-оперу "Исус Христос суперзвезда" и, соответственно, она не послужила в 1973 году толчком к написанию "Песне о доле".

Еще боле дико выглядит обращение Мулявина к политическому лидеру Белорусси П.М. Машерову за разрешением на создание оперы-притчи. Это так же, вероятно, как и обращение в то же время писателя Успенского к Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу за разрешением написать книгу о Чебурашке.

Существовал стандартный способ создания новых программ для ВИА, который и был использован при работе над "Долей".
Саму идею Мулявину подал бывший "песняр" Валерий Яшкин, на тот момент учившийся в ГИТИСе на режиссерском факультете. Яшкин же стал и первым режиссером новой работы.
Когда замысел обрёл реальные очертания Мулявин изложил его руководству Белорусской госфилармонии, где его идею поддержали. Новая работа требовала и дополнительных финансов для реквизита, костюмов, повышения оплаты труда артистов.
Более того, руководство филармонии специально под новую постановку скорректировало гастрольный план ансамбля, чтобы они могли больше репетировать.
Весной 1976 года опера была готова и представлена на худсовет филармонии и Министерства культуры БССР. В итоге программа была принята.
Однако, это давало право "катать" её только по территории Белоруссии. Для гастролей по России программа была представлена худсовету Росконцерта, а для гастролей по всему СССР- Союзконцерту. За пределы СССР опера никогда не выезжала, просуществовала в репертуаре "Песняров" около года, и никогда не была полностью записана.

К началу 80-х стало ясно, что жанр рок-опер в концертном исполнении ВИА не имеет будущего. Это путь в тупик, и всякие метания в этом направлении прекратились. Мировая поп-музыка поняла это еще раньше.
Да, Мулявин в 1976 году этого еще не знал, но спустя 45 лет авторы фильма, уже зная об этом (или нет?), всё равно выбрали для своего сериала такую невыигрышную тему. Семь серий из девяти прекрасный коллектив блуждает по этому "оперному" тупику в нереальных декорациях и на фоне личных драм в семье Мулявиных. При этом всё это разрывается несуразными прыжками в прошлую жизнь последних. Очень сомнительный подход.

Намного более интересной для сериала была бы тема поездки "Песняров" в США в том же 1976 году. Здесь они, без дураков, были первыми в Союзе. И простор для фантазий создателей сериала тут просто безграничный.

Теперь пару слов про сдвиги.
Раньше во всех подобных фильмах артист боролся за свободу творчества с первыми лицами Советского Союза: Фурцевой, Лапиным, Сусловым, Брежневым. И все эти чиновники, как хозяйственные, так и партийные, действовали за одно "угнетая и гнобя" бедного артиста -одиночку.
В этом сериале произошел тектонической сдвиг в сознания кинодеятелей современности. Здесь региональный чиновник (министр культуры Белоруссии) противостоит региональному политическому лидеру (первый секретарь Компартии Белоруссии). Министр пытается "уничтожить" коллектив Мулявина, а лидер его всячески защищает.
При этом нет ни Фурцевой, ни Лапина, ни Суслова, ни даже Брежнева.
Чудеса, да и только.

Эпилог.


Кадр из фильма

К несомненным достоинствам сериала надо отнести удивительно (для меня) качественную игру многих актеров. В первую очередь главных героев: Анну Банщикову и Анну Демидову в роли Лидии Кармальской и Артема Волобуева в роли Владимира Мулявина.
Артем Волобуев в роли Владимира Мулявина.

Так же здорово и убедительно сыграли в роли Валерия Мулявина Владимир Свирский и Анастасия Ильинская в роли Али.

Анастасия Ильинская в роли Али.

Да и некотрые остальные "песняры" в фильме выглядят очень достойно.

За подбор актеров создателям твердая пятерка.
Но, к сожалению, на этом все достоинства сериала заканчиваются.