Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Концерт ВИА "Самоцветы" в ДК пос. Протвино 13.03.1982 г.


1 ряд: С.Кузнецов и А.Миансаров.
2 ряд:А.Брондман, А.Нефедов, С.Беликов, А.Кондаков, В.Полонский.
3 ряд:Е.Кобзева, В.Пресняков, В.Беседин, Е.Курбаков, С.Горбачев и Ю.Маликов.
1 ряд: С.Кузнецов и А.Миансаров.<br> 2 ряд:А.Брондман, А.Нефедов, С.Беликов, А.Кондаков, В.Полонский.<br> 3 ряд:Е.Кобзева, В.Пресняков, В.Беседин, Е.Курбаков, С.Горбачев и Ю.Маликов.

Из-за закрытого занавеса появился конферансье Сергей Кузнецов Он кратко познакомил зрителей с историей ансамбля, сказав, в частности,что "Самоцветы" были созданы в 1971 году.3а время своего существования записали 3 больших и 15 маленьких пластинок."Самоцветы" сделали популярными такие песни, как "Увезу тебя я в тундру","Мой адрес-Советский Союз","Всё, что в жизни есть у меня" и т.д. Что касается первых двух, то их упоминание вызвало у меня улыбку,по той причине, что хотя популярность им действительно дал ансамбль "Самоцветы",но из того состава остался один Маликов, который к тому же на сцене с ансамблем не выступает. А что же тогда говорят участники ансамбля "Пламя"на своих концертах? Тоже, наверное, утверждают, что популярность этим песням принесли они. И они тоже будут правы, ведь костяк "Пламя"составляют бывшие члены ансамбля "Самоцветы".Кроме того Кузнецов поведал зрителям, что группа снималась на ТВ ГДР в программе "Рунд".


"Самоцветы" начали свой концерт песней Ю.Антонове "Жизнь" из т/ф "Берегите женщин".По итогам января 1982 года эта песня занимала 1 место (газета "Московский комсомолец").Слова песни разобрать было чрезвычайно сложно, то ли из-за плохой акустики зала, то ли по вине звукооператора. "Жизнь" была исполнена под фонограмму и по этому поводу даже произошёл маленький ляпсус."Самоцветы" в конце песни, не заметив, что оператор стал плавно убирать громкость, продолжали с энтузиазмом делать вид, что играют. И только после краткой заминки перестроились и всем своим видом пытались нас убедить, что уменьшение громкости, это их заслуга.


Состав ансамбля в тот момент выглядел так: Владимир Полонский-ударные, Олег Погожев-соло-гитара, Сергей Горбачёв-бас-гитара, Александр Нефёдов-вокал, Андрей Миансаров-клавишные. Горбачёв раньше выступал в "Коробейниках",а Нефёдов в "Поют гитарах".


На сцену вышел ещё один гитарист Евгений Курбаков и объявил:"Композитор Горбачев, стихи Маргариты Чебышевой "Человек". И он же её исполнил. Это была сложная в инструментальном отношении рок-композиция с интересным текстом. Исполнена она была с блеском, может быть только вокальные данные Курбакова несколько отставали от того уровня, на котором композиция была исполнена. Великолепно показали себя инструменталисты ансамбля, особенно Погожев и Миансаров. Прекрасная техника, сложные импровизации, ненавязчивость. Всё было оправдано и необычайно интересно. А когда в конце песни исполнители выдали хореографический этюд в виде танцев под стробоскоп, то получилось исключительно эффектно, неожидано и немного жутко. И всё это под аккомпанемент какого-то рваного ритма в стиле Хендрикса или "Пинк Флойд". Успех "Человека" был колоссальным, но, думаю, он был бы ещё большим, если бы эта композиция была не в начале концерта, а в конце. Дело в том, что зрители после этой песни просто обалдели и не сразу пришли в себя. Даже самые отчаянные поклонники ансамбля не ожидали от "Самоцветов" столь высокого мастерства. Все ждали "Всё, что в жизни есть у меня", а получили "Человека". Контраст поразительный, как между балалайкой и синтезатором.


Кстати, за весь концерт "Самоцветы" не исполнили ни одной своей старой песни, как бы давая понять всем, что ансамбль полностью отошёл от той музыки, которую исполнял раньше.


А.Нефедов
А.Нефедов

Александр Нефёдов взял гитару и подошёл К микрофону. Зазвучала ещё одна песня Ю.Антонова из т/ф "Берегите женщин"-"20 лет спустя". За исключением разницы в тембрах голосов Нефёдова и Антонова, других отличий исполнения этой песни от авторской трактовки я не заметил.


На сцене появились два новых участника ансамбля Александр Брондман и Елена Кобзева. Этот дуэт исполнил песню "Ты- сама красота" с мелодией характерной для французских композиторов Ф.Лея и М.Леграна. Брондман в этой песни смотрелся, благодаря приятной внешности и хорошим вокальным данным. Кобзева старалась больше себя показать, чем продемонстрировать свои певческие таланты. И правильно делала. Первое у неё явно сильнее.


Брондман ушёл за кулисы, а Кобзева взяла в руки гитару. На сцену вышел новый солист Алексей Кондаков. Он исполнил песню В.Добрынина и М.Пляцковского "Раз и навсегда". Кобзева делала вид, что аккомпанирует ему в числе других инструменталистов на гитаре, но только делала вид, потому что её гитара не была подключена. Сам Кондаков особого впечатления не произвёл. Его манера пения, да и сама песня была на уровне "Самоцветов" 5-6 летней давности.


Конферансье объявил выход лауреата Всесоюзного и Международных джазовых фестивалей Владимира Преснякова. Он солировал на саксофоне в джазовой пьесе Л.Гомеса "Ты моя единственная". Пресняков попал в "Самоцветы" примерно в 1977 году, когда на гастроли в Москву приехал переферийный ансамбль "О чём поют гитары", которым Пресняков руководил. Мне довелось читать рецензию на их выступление в столице, там их крупно ругали, но это не помешало им записать несколько песен своего репертуара на фирме "Мелодия". Домой группа вернулась без своего ркуоводителя. Преснякова пригласили в "Самоцветы".


С.Беликов
С.Беликов

Перед началом концерта не было ясно, будет ли выступать Беликов. На афише он не упоминался. Но пришло время и, к великой радости зала, конферансье объявил:
-Сергей Беликов!

Он появился в жёлто-зелёных кроссовках и чёрных штанах-дудочках по щиколотку, в белой рубашке с чёрным треугольным воротником, спускавшимся на спине до пояса. Взял гитару. "Недавно на экранах нашей страны прошёл фильм "Опасные друзья". Я записал песню к этому фильму." Это была песня П.Аедоницкого и Т.Каршиловой "Сон-трава".Когда песня кончилась, стало очевидным, что Беликов хотел прежде всего показать свои вокальные возможности, а не донести до слушателей смысл песни. Брал излишне высокие ноты, держал их неоправданно долго и в результате были смещены акценты в песне по сравнению с оригиналом. Впечатление от этого осталось крайне отрицательное .Он словно был не на эстрадном концерте, а сдавал экзамены в консерваторию. Беликова, конечно, можно ругать за эту рисовку, да и нужно это делать, но надо отдать ему должное-голос у него от Бога. Второй была старая-престарая песня А.Буйнова и В.Сауткина "Разрыв-трава", исполнявшаяся им ещё в "Араксе". Исполнена она была опять с желанием себя показать. Песня А.Дольского на стихи Р.Бёрнса "Как женился Джон", представляющая из себя шуточную бытовую сценку, получилась у него банальной и не смешной, Зато новая песня Ю.Маликове и В.Преснякова на слова В.Сауткина "Зеркало и шут" в его исполнении получила заслуженные аплодисменты зала. Здесь Беликов неплохо двигаться по сцене с тросточкой, были найдены и удачные жесты в песне.


Одной из нескольких удачных песен концерта стала композиция "Памяти Джо Дассена", исполненная А.Нефедовым. В мелодию песни вплетены фрагменты популярных песен французского певца. Были в концерте и откровенно слабые, заштампованные песни, которых раньше в репертуаре "Самоцветы" было множество. И тогда сквозь лёгкую пелену музыки проступали старые добрые "Самоцветы" не очень умелые, не очень взыскательные и очень смешные в своём усердии придать ценность тому, что этого не стоит.


Конферансье С.Кузнецов показал себя неплохим пародистом, особенно удачно у него получился С.П.Капица- ведущий передачи "Очевидное-невероятное". Однако у него либо дурной вкус, либо отсутствует такт. Некоторые его пародии являют собой образцы пошлости.


"Танец с саблями" Хачатуряна очень популярен у эстрадных исполнителей. "Самоцветы" тоже не обошли его своим вниманием. Исполнен "танец" был прекрасно, кульминацией его явилось великолепное соло на ударных В.Полонского.
В своё время первыми стали пародировать эстрадные группы ансамбль "Синяя птица".Мне довелось видеть эти пародии. Наиболее интересной была пародия на азербайджанский ансамбль "Гая". "Самоцветы" не обошли стороной этот перспективный жанр и, взяв за основу песню В.Добрынина "Прощай", они показали, как бы эту песню исполнили некоторые популярные артисты. Опять же наиболее удачной стала пародия на "Гая". Как и "Синяя птица","Самоцветы" обыграли песню из репертуара азербайджанского ансамбля "Люди бродят вдоль по улице беспечно", проделав её на мотив песни "Прощай". Причём пародия у "Самоцветов" была значительно интересней и, я бы даже сказал, талантливее.


Выше я уже отмечал, что ансамбль исполнил несколько песен Ю.Антонова из к/ф "Берегите женщин". В конце концерта прозвучала ещё ода "Не забывай". Она вошла в тройку самых популярных песен 1982 года (З место) по анкете газеты "Московский комсомолец". По-моему "Самоцветы" впервые обратились к творчеству этого композитора. Не избежали "Самоцветы" и соблазна исполнить несколько боевиков зарубежных композиторов. Кобзева, например, исполнила "Влюблённую женщину" Б.Страйзанд. Побаловался этим и С.Беликев, но особенно интересно это не выглядело, хотя все было очень профессионально.


В целом "Самоцветы" вступили намного лучше, чем можно было предполагать. Хотелось бы также отметить инструменталистов группы. Пожалуй, "Самоцветы" уже не назовёшь ВИА, они вполне заслужили определение рок-группа своей чёткой ориентацией на музыку "рок". Что касается вокалистов, то кроме Беликова и Брондмана ярких индивидуальностей в ансамбле нет. Думаю, если "Самоцветы" не сойдут с выбранного пути, хотя это и чревато потерей некоторой части слушателей, то они легко войдут в десятку лучших ансамблей года по анкете "МК", в которую уже на протяжении 4 лет её существования никак не могут попасть.



Март 1982.