Владимир Пресняков

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Владимир Пресняков- футбол и музыка.

(январь 2013 г.)
3

3. "Самоцветы".

-И что было дальше?

Совершенно неожиданно в сентябре 75 года мне домой звонит Юрий Федорович Маликов и… приглашает работать в «Самоцветы».
Честно говоря, мне всегда больше нравились «Веселые ребята», тем более, что в одном из первых составов работали наши хорошие друзья – это Нина Бродская и ее муж Володя Богданов. А «Самоцветы», тогда мне казалось, играли немного устаревшую музыку. Мне совершенно не нравились аранжировки. Это сейчас я понимаю, что музыка – это работа, а тогда…

-Где Вы познакомились с Бродской и ее мужем?

Когда Бродская совсем юной работала в оркестре Рознера, сам Эдди меня неоднократно приглашал играть в его коллективе. Мы очень часто общались с ним. Эдди рассказывал о годах заключения, как он чудом остался жив. Общались с музыкантами и тогда познакомились с Ниной. Но поработать вместе не сложилось.
А Володя Богданов работал у Чохели еще до меня. Ну, а позже пересекались на гастролях…

-Вернемся к «Самоцветам». Почему Маликов обратился именно к Вам?

Тем летом Юрий Федорович вместе с женой Люсей отдыхали в Одессе. И однажды вечером посетили концерт ВИА «О чем поют гитары». Как оказалось, наше выступление произвело на него большое впечатление. А тут еще и весь состав ушел от Юрия Федоровича. Но я этого ничего не знал.
Я сказал Маликову о нашем положении, о том, что мы не москвичи. Юра все знал и пообещал все вопросы решить. Я поехал в Москву, договорился со своим знакомым Борисом Семеновичем Левитаном пожить первое время у него. Еще раз все обсудили с Маликовым и я вызвал из Свердловска Лену.
И мы начали репетировать.

"Самоцветы":
Полонский, Маликов, Брондман, Пресняков,Преснякова, Винокур, Кретюк, Барыкин, Беседин и Милославский.


-Как создавалась первая программа для нового состава?

Чтобы ехать на гастроли ее надо было сделать очень быстро. Мы с Кретюком засели за аранжировки. Здесь Юра все очень грамотно понимал. Что-нибудь по-попсовей, то это он давал делать мне, переделывать старые песни дал Виталию. Надо сказать, что Виталий очень грамотный, крепкий музыкант.
В общем, мы быстро сдали программу и поехали на гастроли, но в сборной программе. Выступали второе отделение. Для меня шоком было несколько моментов. Первое – ездить в купе, второе – поселяться в гостиницах с горячей водой, и, наконец – зарплата. Мы с Леной долго не могли поверить.

-Скажите, а почему Кретюк делал аранжировки песен старого состава?

Надо было немножко освежить, добавить драйва.

-А Маликов занимался аранжировками?

При мне – нет.

-Он занимался только организационными делами?

Он выдающийся организатор. Но при этом он определял репертуар коллектива. идеологию, тенденции, общение с авторами.

-Раз речь зашла об аранжировках, то давайте о них и поговорим. Есть разные мнения по поводу аранжировки самого звездного хита того времени песни «Всё, что в жизни есть у меня». Кто ее делал?

Виталий Кретюк. Полностью. Единственное, что я сыграл там соло на саксофоне. А так все рифы гитарные, весь вокал - это Виталий.

-Кто делал «Первое свиданье» Мигули?

Я. Вставил туда цитату из «Свадебного марша».

-«Ласковая песня»?

Кретюк делал.

-«Бамовский вальс»?

Тоже Кретюк

-А кто играл на аккордеоне?

Там только правая рука. В принципе, любой мог сыграть. Но, кажется, записывал Кретюк. А я на съемках «Песни года» стоял с аккордеоном, но играл все в точности.

-«Уголок России»?

Я делал, Сережа Беликов записал.

-«У деревни Крюково» исполняли?

Да. Женя Курбаков часть пел, остальное в унисон все пели.

-А «Конопатую девчонку», которую пел Курбаков?

Аранжировку я делал. Автор музыки Борис Савельев.

-Песню «Сколько в мире дорог» кто делал?

Это я делал аранжировку в стиле фанк. Точно помню, что Беликов играл в ней на басу.

-Вы исполняли тогда хит всех времен «Прощай»?

Да, исполняли, аранжировка там Кретюка была, но через некоторое время перешли к пародии на нее. Надо было вносить в наши концерты что-то юмористическое. А поскольку в этом виде Володя Винокур наиболее отличался во время наших длительных поездок, то Юрий Федорович поручил это дело ему. Как он сопротивлялся! Я – певец! Но Юра был неумолим. Кстати, тогда Володя Винокур очень здорово пародировал Папанова.
Когда мы делали пародию на «Прощай», то я там сделал кусок подражание военному ансамблю, а Кретюк – пародию на «Гая». И Володя, несмотря на свое нежелание, воплощал это на сцене. Потом у него появился номер. Якобы он приводит домой девушку и просит ее ответить на телефонные звонки. А ему звонят Магомаев, Сличенко, Штоколов….
Первый раз Володя вышел с этим номером в шефском концерте в «Олимпийском комитете» на улице Горького. И успех оказался гораздо большим, чем даже успех Барыкина. Обычно Барыкину девушки несли безумное количество цветов, что вызывало большую ревность со стороны самолюбивого Беликова.
После этого у Винокура пошли номера. Я помогал ему, Володя Полонский - очень заводной и юморной парень - тоже способствовал этим веселым номерам. Ну, и пошло….
И вот так с легкой руки Юрия Федоровича Винокур встал на путь юмора. Поучаствовал в конкурсе артистов эстрады, стал лауреатом и ушел в свободное плавание.

-Винокура сменил Сергей Кузнецов?

Да. Мы поняли, что необходима юмористическая часть в концерте. Это и отдых для нас, и зрителям весело.

-Он только делал пародии?

Да, преимущественно разговорные. Он не пел, только делал пародии. Ну, еще объявлял названия песен.
А потом от нас ушел Виталий Кретюк. Как я понимаю, по рекомендации Добрынина он пошел руководить ансамблем «Лейся, песня». Кстати, Виталик Кретюк и Володя Винокур почти одновременно женились на девушках – балеринах.
Ну, а дальнейшую судьбу Виталия Кретюка Вы знаете….

-Владимир Петрович, Вы были знакомы с кем-то из прежнего состава "Самоцветов"?

Да, там работал мой хороший друг Юра Генбачев. Он у Кролла работал, потом в «Аллегро». Забегая вперед я тоже работал в качестве специального гостя с «Аллегро». Маликов меня с ними отпускал на всякие фестивали и конкурсы.

-Вас часто сравнивали с предыдущим составом «Самоцветов»?

Часто. Сумасшедшие девушки требовали Дьяконова (смеется).

-Вы так и жили в Москве у Левитана?

Да, На Речном, Петрозаводская улица.
Тут надо рассказать про один случай. Мы работали в Полтаве и на наш концерт пришел Иосиф Кобзон. После концерта он зашел за кулисы. Всех поблагодарил, но меня отметил особо. Юрий Федорович отвел его в сторону и нашептал о наших жилищных проблемах. Иосиф Давыдович ничего не сказал, но через несколько дней нам дали две смежных комнаты в общежитии Москонцерта в Колокольниковом переулке. Мы в этом доме прожили до того момента, пока не купили кооператив в Медведково. Тоже от Москонцерта и тоже, кажется, Кобзон пробил.

Отец и сын.

Володя наш в это время жил с бабушкой в Свердловске. На лето привезли его в Москву. Пошли в Зоопарк, выходим и я вижу здание училища имени Свешникова. Зашли, на месте оказался директор. Я представился, попросил, чтобы Володю послушали. Только он начал что-то исполнять, как завуч говорит: - Все, вы приняты!
Большим удобством было, что это интернат.


Продолжение