Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Галина Стельмах

Я-женщина!

(март 2013 г.)
4

-А когда был самый первый успех коллектива на публике, когда стало ясно: «Вот оно началось!»

Это был концерт в «Эрмитаже» в августе 1971 года. Было наше официальное выступление, мы вышли заканчивать первое отделение. Там даже произошла роковая случайность, упало напряжение, были проблемы с техникой, а фанеры тогда, естественно, не было. Мы спели из-за этого хуже, чем могли бы и не очень были довольны, как всё звучало, но раздался шквал оглушительных аплодисментов. Это был наш первый официальный большой успех.
Мы очень быстро стали популярны. В радиопередаче «С добрым утром» прозвучала «Увезу тебя я в тундру» и пришли сотни тысяч писем. Слушателей попросили придумать название коллективу, и письма приходили мешками.
По радио мы прозвучали всего 2-3 раза, по телевидению нас не показывали, пластинок ещё не было. Люди переписали песню с радио, на концертах. Тоже с такими же, как моя, здоровенными «Кометами», приходили и записывали, переписывали друг у друга. И буквально через несколько месяцев мы стали собирать стадионы по 4 в день. При этом почти ничего не получая, смешные гроши.

- В основном ваши многочисленные поездки пролегали по стране. Отчего зависело, в какие города вы ездили чаще: от вашего желания или распоряжений руководства? Например, почему в вашем гастрольном графике начала 70-х часто значился Воронеж, как вспоминают поклонники «Самоцветов» – уроженцы этого города?

Мы работали в Москонцерте, многие города хотели заполучить «Самоцветы» и другие раскрученные коллективы. Концертный график нам составлял Москонцерт. Мы не могли сказать, что куда-то хотим поехать, а куда-то нет
В Воронеж мы, скорее всего, часто ездили из-за того, что были хорошие связи у Москонцерта и Воронежской филармонии, но ездить в Воронеж мы сами очень любили. Там было много студенческой молодёжи, которая составляла большинство наших зрителей, хотя на наши концерты приходили люди всех возрастов.

-А в какой первой записи «Самоцветов» Вы принимали участие?

Наша общая первая запись была «Увезу тебя я в тундру».

-А кто делал её аранжировку?

Вокал - точно я, это 100%, а вот инструментал, уже не помню.

-Расскажите историю песни «Если будем мы вдвоём».

Эту песню нам принёс Вячеслав Добрынин. Она стоит особняком в его творчестве. Он работает в жанре нашей популярной музыки, а у этой песни западное звучание. Мы записали её в Дрездене в 1972 году, когда ездили на «Шлягер-72», и там она вошла в десятку лучших песен. На «Мелодии» нам бы не дали её записать, А там предоставили студию на целую ночь, и мы записали то, что хотели. Мы всегда очень гордились этой песней и этой записью.

1995 год:
Ирина Шачнева и Анатолий Могилевский исполняют песню
"Если будем мы вдвоем".

-А как получилось, что песни на украинском языке "Верба" и "Чаривна бойкивчанка" попали в московский ансамбль?

Такое было и раньше. В первый наш выезд в город Томск, когда мы ещё даже не назывались ансамблем «Самоцветы», мы пели «Червону руту». Маликову её дали раньше, чем Софии Ротару.
Мы её пели и проходила она "на стон" на стадионе. Маликов потом жалел, что эта песня от нас ушла. Он сначала подумал, что начать карьеру московскому российскому ансамблю на украинском языке, как-то вот, не очень. И она от нас уплыла. А мы, вообще-то, самые первые её исполнители.
Хотя, конечно, настоящую жизнь этой песне дала София Ротару.
Это была такая дружба народов.

-На фонограмме "Чаривной бойкивчанки" присутствует абсолютно фирменный ход - унисонное пропевание гитарного соло в стиле Гилмора. Были ли ещё примеры подобного использования на студийных записях 70-х?

Есть, например, в той же «Вербе». Это была моя идея, мне так хотелось, чтобы что-то такое прозвучало. Я думала, ведь чиновники же не поймут, что это совсем не из моей головы, не из нашей музыки. Мы так иногда делали совсем не от того, что собственных мыслей не было, а от того, чтобы вставить этот кусочек и побалдеть от того, что мы играем западную музыку. Мы были очень юные и очень хотелось такую цитатку, такой вот маленький фрагмент. Некоторые люди в зале понимали, и им тоже было приятно, что вот это тоже звучит.

-А почему для пластинки 33С62-05881-2 (1975 г.) с песнями Экимяна вами были записаны только вокальные партии, а инструментал записывал ансамбль «Мелодия»?

Нет, такого не было и быть не могло, особенно в те времена.

-По словам Светланы Резановой, она была объектом неприязни поклонниц в «Весёлых ребятах», когда была солисткой этого коллектива. Её слова: « Когда в ансамбле появляется женщина, то все поклонницы ее просто ненавидят. Так же как они ненавидели Ирину Шачневу в "Самоцветах".
Лично у меня тогда не создавалось такого впечатления. А что Вы можете сказать по этому поводу?


Со Светланой Резановой у нас разница в том, что она пришла в ансамбль «Весёлые ребята»,когда это был уже состоявщийся коллектив, выпустивший много хитов, гастролировавший не один год.
А я появилась в ансамбле «Самоцветы» одновременно с остальными, и без меня уже ансамбль не воспринимали, поэтому это были «две большие разницы». Я никогда не испытывала никакой неприязни со стороны поклонниц.
У меня было очень много своих поклонниц, и очень часто я беседовала с поклонницами своих коллег, которые мне поверяли свои тайны, в кого они влюблены, о чём они мечтают.
Это были поклонницы Вали Дьяконова, Юры Петерсона и других ребят. Они мне не дарили цветы, но ходили с моим значком. Не знаю, откуда они их брали, тогда вроде бы такого предпринимательства не было?

-А у меня тоже был такой значок. Это делалось очень просто: покупался пластмассовый значок с бумажной картинкой, картинка выбрасывалась и вставлялась фотография.

Да-а-а?!! Ну значит, как-то так. В общем, я появилась сразу же, а Света пришла в готовый коллектив, где вкусы у девочек уже были сформированы, тогда как вкусы поклонников «Самоцветов» формировались в моём присутствии. Но кто-то меня, наверное, всё-таки, ненавидел, и сейчас, вероятно, ненавидит.
Ирина Шачнева с самыми юными юными поклонниками «Самоцветов».

А в то время у всех у нас были свои поклонницы: у Юрия Петерсона, у Анатолия Могилевского, у Сергея Березина, у Гены Жаркова, и у меня. И даже дрались из-за нас:
-Ты не смей больше к ней подходить!
Я помню, что один раз мне даже пришлось вмешаться. Пришли ко мне какие-то ходоки с жалобами, что одна группа поклонниц так лупасит других моих поклонниц, что мне пришлось выйти и разбираться с этим. Я сказала:
-Я всех вас люблю...
И так далее, и тому подобное. В общем, была проведена такая содержательная беседа.
Иногда вырывали цветы, которые для меня приносили и для покупки которых копили деньги. Девчонки цветы вырывали, выбрасывали, чтобы только она одна с цветами пришла.
Так что были такие разборки. Я больше про себя знаю, а уж что там было у Петерсона, у Дьяконова… Это вообще,боже мой…

-В одном интервью, которое брали у Юрия Петерсона и его жены, Ольга вспомнила, что как-то шла домой и заметила, что за ней идут четыре поклонницы её мужа с не слишком доброжелательным видом. Тогда, войдя во двор и увидя там соседа, попросила проводить её до квартиры.

Совершенно верно, могли что-нибудь устроить. Может не искалечить, но обозвать как-нибудь, ущипнуть – это было в порядке вещей. Хотя и между собой поклонницы дрались, но на нас вроде бы не нападали.
А писем было колоссальное количество! На радио, на телевидение и лично нам. Все знали наши адреса, приезжали. Я всегда очень переживала, что такие молоденькие девчонки приезжали одни из других городов. Они воровали у своих родителей золото, бриллианты, серебро, привозили и присылали мне в подарок.
Я потом так из-за этого волновалась! Отсылала всё назад, по этому адресу и очень волновалась, благополучно ли дойдут эти посылки. Потом звонила, спрашивала, получили ли. Они отвечали:
-Да Ирина, всё получили.
А другие могли бы сказать, особенно сейчас, когда очень много авантюризма, что ничего не получали:
-Мы ждём от вас три бриллиантовых кольца, серебряные ложки – вилки и прочее.
Чего только ко мне не попадало! То шесть старинных серебряных ложек прислали, шесть вилок, шесть ножей. Откуда брали? Понятно что у родителей. Откуда это всё у юных девчонок? Если бы я всё это у себя оставляла, могла бы сейчас быть очень богатой женщиной.

-Это было бы неплохо!

Нет, такой способ обогащения для меня невозможен. Мой жизненный принцип – всё надо заработать! Так просто мне никогда ничего не давалось. Всё, что у меня есть - я всё сделала сама. И слава Богу!
Продолжение
Сайт управляется системой uCoz