Георгий Симонян
Пора отдыхать!
(апрель 2018 г.)
3
"Самоцветы":
внизу-Маликов, Дьяконов, Жарков, Могилевский;
вверху-Генбачёв, Березин, Шачнева, Петерсон.
|
-Хочу спросить, как вы вспоминаете тот конфликт, после которого все участники ушли от Маликова и образовали ансамбль «Пламя»?
Я не помню всех подробностей, но помню, что мне все надоело, стало неинтересно, и я хотел чего-то нового. Я любил западные ансамбли «Земля, ветер, огонь», «Чикаго», «Кровь, пот и слезы». И мне казалось, что мы способны делать что-то подобное. Но реальность оказалась совершенно иной.
-И как стало в «Пламени»?
Стало еще хуже! Никакого развития, примитив. «Пламя» – это полный мрак. Я выдержал только один год и ушел.
Я знал руководителя ансамбля «Верные друзья» Ефима Дымова через Анатолия Могилевского. Дымов и пригласил
меня в «Верные друзья». Тогда в этом коллективе был очень сильный состав участников. В духовую секцию
входили: сам Дымов – великолепный саксофонист, и тромбонист, Гена Киселев, который позже перешел в оркестр
Лундстрема. А его заменил Владимир Грачев, тоже прекрасный тромбонист.
"Верные друзья":
Мамиконов, Буренкова, Пивоваров, Капитанников, Петров, Фельдбарг и Жарков.
|
Также в «Верных друзьях» работали на тот момент великолепные музыканты: гитарист Боря Пивоваров, ударник
Володя Плоткин (его сменил Анатолий Петров) и бас-гитарист Аркаша Фельдбарг. Это были супермузыканты!
-Еще была вокальная группа?
Да, Игорь Капитанников, Георгий
Мамиконов и Нина Буренкова. И еще скрипач Илья
Фойгель и клавишник Сергей Жаров.
И самое главное – это величайший певец Валерий
Ободзинский. Когда ты аккомпанируешь такому певцу, то
понимаешь зачем это делаешь. Тогда с ним мог сравниться, пожалуй, только Магомаев. Таких как Ободзинский
сейчас и близко нет. Ну, может быть, только Серов в каких-то композициях в отдельные годы где-то
приближался к этому уровню…
-Скажите, есть такая песня в исполнении Ободзинского, которая вам больше всего нравилась?
Все! Я не могу выделить одну. Валера любую песню делал шлягером. В исполнении другого певца песня могла
вообще не звучать, а Валера пел и – получался хит.
-Срывы у него начались уже при вас?
Да. У нас был администратор Алов, который очень любил выпить. Вот он и «совратил» Валеру. Потом и
таблетки пошли. Были срывы, даже как-то его в клинику положили. Мы потом там давали шефский концерт. Эта
клиника была в районе Чистых прудов.
"Верные друзья":
Мамиконов, Пивоваров, Капитанников, Ободзинский, Петров, Буренкова, Фельдбарг, Дымов, Грачев и Жарков.
|
-Как мне рассказывали бывшие участники ансамбля «Верные друзья», концерт строился таким образом – начинал
ансамбль, потом выходил Ободзинский и заканчивал отделение. Второе – так же. Вы в ансамбле только играли
на трубе, петь не приходилось?
Пел вместе с Буренковой и Мамиконовым «Как прекрасен этот мир». Что-то в группе исполнял.
-Когда вы ушли из «Верных друзей»?
Как ушел Ободзинский, я сразу написал заявление. Может быть еще месяц я отработал и ушел.
-Вы перешли в «Красные маки»?
Да, меня порекомендовал администратор Феликс Кац. Он пригласил меня на беседу с директором Тульской
филармонии Михайловским. А Михайловский предложил поработать в «Красных маках» музыкальным руководителем.
В «Красных маках» на тот момент была сложная ситуация. Был руководитель Валерий Чуменко и еще два-три
музыканта, оставшихся из прежнего состава. И всё!
Я почти сразу пригласил, игравшего почти на всех духовых инструментах, Юрия Веселова, тромбониста
Владимира Грачева и легенду «Цветов» Александра Лосева.
На барабанах играл местный тульский парень, но был слабоват. Я пригласил, ушедшего из ансамбля «Лейся,
песня» барабанщика Владимира Заседателева, которого знал по «Самоцветам». Володя – классный барабанщик,
мог играть в совершенно любых стилях.
ВИА "Красные маки":
Вверху; Денис – барабанщик из Тулы,Юрий Веселов , Геннадий Жарков, Евгений Струц, Володя Грачев («Барсик»)- тромбонист.
Внизу: Александр Евдокимов, Александр Лосев, Владимир Пономаренко.
|
На рояле играл тоже местный парень – неплохой пианист, но сильно пьющий. Его за это и уволили. Валера
Чуменко пригласил своего земляка из Запорожья Илью
Бенсмана. К тому же у Ильи были фирменные клавиши.
Такого дорогого инструмента до этого в «Красных маках» не было.
Из прежнего состава оставались вокалист Александр Григорьев, гитарист Евгений Струц и бас-гитарист и
вокалист Владимир Пономаренко. Помню, что мне тогда звонил Аркаша Фельдбарг с просьбой взять его в
«Красные маки», но я не мог. Пономаренко – прекрасный шоумен, но как бас-гитарист, конечно, не ровня
Фельдбаргу. Но я не мог взять Аркашу. Тем более, что кроме Пономаренко иногда брал бас-гитару на концертах
и Саша Лосев.
-Вы были знакомы до этого с Александром Лосевым?
До этого мы были шапочно знакомы: привет-привет. Но я знал, что Саша ушел от Намина. Мы встретились, и я
ему сделал предложение перейти в «Красные маки».
Когда Женя Струц решил уйти, то Саша Лосев пригласил своего хорошего знакомого яркого гитариста Сергея
Дюжикова. Талантливый гитарист, неплохой вокалист, владеющий голосоведением. Мог петь и вторым голосом, и
третьим. Но была у него одна слабость – выпить любил. Я его сразу об этом предупредил, но что тут сделаешь
– на гастролях он позволил себе. Пришлось нам с ним довольно быстро расстаться. А ему на смену был
приглашен (не помню кем и откуда) Евгений Смыслов по кличке «Шопен». Тоже очень сильный гитарист.
-Был у вас такой вокалист Александр Ляшенко?
Да, но недолго работал. Он исполнял в концерте песни Евгения Мартынова. Например, "Аленушку" он здорово исполнял.
-Не Ляшенко исполнял песню из репертуара «Червонных гитар» - «Не успокоимся» на русском?
Нет, ее исполнял Александр Евдокимов.
-Что можете вспомнить о вокалисте Александре Григорьеве?
У него был очень хороший, крепкий тенор. В начале 2000-х я с ним встречался в Харькове. Он там жил вместе с супругой. Супруга Саши была солисткой хора при Тульской филармонии. А в Харькове Саша тогда работал заместителем директора музея Клавдии Шульженко.
-Чем занимался в коллективе духовик Сергей Левиновский?
Сергей при мне практически не работал в ансамбле. Иногда ездил с нами по договорам. Брат знаменитого
Николая Левиновского, он периодически делал нам очень хорошие, живые аранжировки. Талантливый музыкант и
аранжировщик, но тоже был подвержен русской национальной болезни.
-Довольно много песен в «Красные маки» отдавал Вячеслав Добрынин. Аранжировки его песен делал
исключительно Виталий Кретюк?
Я такого не помню. Но я помню, что Кретюк делал аранжировку песни «Все, что было». Пел Саша Лосев, и в
ней прекрасная партия трубы прописана. Мы тогда выступали в Ереване по отделению с Аллой Пугачевой, и
Кретюк приезжал туда. Аранжировку там делал.
-Что за песню на стихи Бернса исполнял Александр Лосев под акустическую гитару на концертах?
Был такой факт. Помню, что у публики проходило на ура. Кажется, эту песню раньше записал Градский – «В
полях под снегом и дождем».
-Лосев нес большую вокальную нагрузку?
Саша Лосев – прекрасный певец с удивительным тембром. У него был замечательный вокальный аппарат, если
можно так выразиться. Он никогда не фальшивил, что для нас - музыкантов было очень важно.
-Публика понимала, что это тот самый легендарный солист «Цветов»?
Думаю, что большинство не понимало. Но знатоки и фанаты конечно знали.
ВИА "Красные маки" (1978):
Владимир Грачев, Илья Бенсман, Валерий
Чуменко, Геннадий Жарков, Александр Лосев.
Внизу -Владимир Пономаренко
|
-Был такой эпизод. После ухода Евдокимова и других солистов, Лосев остался один. И ему срочно в помощь
стали искать певцов? Нашли Калугина и Штремпиэла…
Да, что-то было такое. Но Лосев выдерживал. Пел свою часть песен, а остальное мы исполняли ансамблем.
Штремпиэла мы встретили в Сочи в гостинице «Жемчужная». Хороший певец с западной манерой пения,
«фирменной» фразеровкой. В «Жемчужине» других не держали (смеется).
-Штремпиэл исполнял песню «Где же ты» из репертуара Джо Дассена?
Нет, эту песню исполняли всем ансамблем.
-Хочу спросить про духовую секцию. Кто в нее входил?
Второй трубой был Юра Веселов, хотя он мог играть практически на всех духовых инструментах. Плюс к тому
он сольно пел и мог станцевать степ. В общем, этакий шоумен.
На тромбоне играл Владимир Грачев по кличке «Барсик», с которым мы работали в «Верных друзьях». Он потом
работал в оркестре Кролла и у Пугачевой.
И на баритон-саксофоне играл руководитель ансамбля Валерий Чуменко.
-При вас были в составе солистки?
Нет, при мне не было певиц.
-Известный в будущем композитор и певец Аркадий Хоралов пришел при вас?
Нет, это уже после моего ухода из коллектива.
-Еще в ансамбле числился персонаж по фамилии Стоноженко?
Он был известным фарцовщиком, как и многие в то время. И у него был приличный аппарат, с которым его
пригласили в коллектив, поскольку у нас не было приличной аппаратуры. И только спустя какое-то время
филармония приобрела аппаратуру у Игоря Гранова, которую он привез из поездки в Югославию.
-Ансамбль базировался только в Туле? Не было базы в Москве?
База была в Туле. Если не было гастролей, то на репетиции мы – москвичи, ездили на электричке. Чаще всего
мы ездили с Сашей Лосевым.
-Ансамбль участвовал в конкурсе на лучшее исполнение советской песни?
При мне – нет. Но нас почти сразу, как я пришел, представили на лауреата премии Тульского комсомола. Это
очень здорово нам помогло в дальнейшей работе.
-Известно, что художественный руководитель "Красных маков" Валерий Чуменко был зятем директора Тульской
филармонии Михайловского. Это давало ансамблю какие-то преференции?
Наверное, все-таки к нам отношение было благоприятным. Валере легко было решать определенные вопросы.
Потребовалась аппаратура – дали. Надо было взять в коллектив «Пупса», то есть, Стоноженко, - сразу взяли.
Комсомольскую премию тоже легко получили.
-Каким был Чуменко как саксофонист?
Нормальным. Играл по нотам, как положено. Он же и у Кролла поработал. Это о чем-то говорит.
-Чуменко жил тогда в Туле?
Да, у них с женой была в Туле отдельная квартира.
-Не знаете, где сейчас Валерий Чуменко?
Мы виделись с ним, когда приезжал в страну Феликс Кац и собирал друзей. Это было в середине 90-х. Валера
тогда вроде бы каким-то бизнесом занимался. После этого я о нем ничего не слышал.
-Сколько пластинок при вас было записано?
Две - на «Мелодии» (первая - с песнями «Поцелуй для любимой», «Зеркало», «Не успокоимся», «Остановите
музыку», вторая – с песнями «У меня бессонница», «Скажет девчонка», «Все, что было»), и одну – на
узбекской студии. Названия песен я не помню, но на ней точно одну песню записал Юра Веселов. Я эту
пластинку подарил Юре незадолго до его смерти.
-Что вас подтолкнуло покинуть «Красные маки»?
Надоело мотаться в Тулу. А тут руководитель «Поющих сердец» Виктор Векштейн пригласил. К тому же им
предстояли длительные гастроли в Африку. Я согласился.
-«Красные маки» не выезжали за рубеж?
Один раз - в Польшу. Сам Михайловский ее пробил, и он тоже с нами ездил.
-Чем запомнилась работа в «Красных маках»?
Ансамбль «Красные маки» моего времени был довольно веселый. Мы много шутили, даже показывали басню «Ворона и лисица». Концерты были ближе к шоу.
Большинство ВИА этим не занимались. Музыкальный уровень нашего коллектива тоже был в порядке. Тот же барабанщик из «Мелодии» Гараняна Саша
Симоновский мне говорил, что на наших концертах смешно и весело. Трубач из «Смерички» Сальников говорил, что наши духовые вносят как минимум 30
процентов успеха концертов.