Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Пора отдыхать!

(апрель 2018 г.)

3

"Самоцветы":
внизу-Маликов, Дьяконов, Жарков, Могилевский;
вверху-Генбачёв, Березин, Шачнева, Петерсон.

-Хочу спросить, как вы вспоминаете тот конфликт, после которого все участники ушли от Маликова и образовали ансамбль «Пламя»?

Я не помню всех подробностей, но помню, что мне все надоело, стало неинтересно, и я хотел чего-то нового. Я любил западные ансамбли «Земля, ветер, огонь», «Чикаго», «Кровь, пот и слезы». И мне казалось, что мы способны делать что-то подобное. Но реальность оказалась совершенно иной.

-И как стало в «Пламени»?

Стало еще хуже! Никакого развития, примитив. «Пламя» – это полный мрак. Я выдержал только один год и ушел.
Я знал руководителя ансамбля «Верные друзья» Ефима Дымова через Анатолия Могилевского. Дымов и пригласил меня в «Верные друзья». Тогда в этом коллективе был очень сильный состав участников. В духовую секцию входили: сам Дымов – великолепный саксофонист, и тромбонист, Гена Киселев, который позже перешел в оркестр Лундстрема. А его заменил Владимир Грачев, тоже прекрасный тромбонист.
"Верные друзья":
Мамиконов, Буренкова, Пивоваров, Капитанников, Петров, Фельдбарг и Жарков.

Также в «Верных друзьях» работали на тот момент великолепные музыканты: гитарист Боря Пивоваров, ударник Володя Плоткин (его сменил Анатолий Петров) и бас-гитарист Аркаша Фельдбарг. Это были супермузыканты!

-Еще была вокальная группа?

Да, Игорь Капитанников, Георгий Мамиконов и Нина Буренкова. И еще скрипач Илья Фойгель и клавишник Сергей Жаров.
И самое главное – это величайший певец Валерий Ободзинский. Когда ты аккомпанируешь такому певцу, то понимаешь зачем это делаешь. Тогда с ним мог сравниться, пожалуй, только Магомаев. Таких как Ободзинский сейчас и близко нет. Ну, может быть, только Серов в каких-то композициях в отдельные годы где-то приближался к этому уровню…

-Скажите, есть такая песня в исполнении Ободзинского, которая вам больше всего нравилась?

Все! Я не могу выделить одну. Валера любую песню делал шлягером. В исполнении другого певца песня могла вообще не звучать, а Валера пел и – получался хит.

-Срывы у него начались уже при вас?

Да. У нас был администратор Алов, который очень любил выпить. Вот он и «совратил» Валеру. Потом и таблетки пошли. Были срывы, даже как-то его в клинику положили. Мы потом там давали шефский концерт. Эта клиника была в районе Чистых прудов.
"Верные друзья":
Мамиконов, Пивоваров, Капитанников, Ободзинский, Петров, Буренкова, Фельдбарг, Дымов, Грачев и Жарков.

-Как мне рассказывали бывшие участники ансамбля «Верные друзья», концерт строился таким образом – начинал ансамбль, потом выходил Ободзинский и заканчивал отделение. Второе – так же. Вы в ансамбле только играли на трубе, петь не приходилось?

Пел вместе с Буренковой и Мамиконовым «Как прекрасен этот мир». Что-то в группе исполнял.

-Когда вы ушли из «Верных друзей»?

Как ушел Ободзинский, я сразу написал заявление. Может быть еще месяц я отработал и ушел.

-Вы перешли в «Красные маки»?

Да, меня порекомендовал администратор Феликс Кац. Он пригласил меня на беседу с директором Тульской филармонии Михайловским. А Михайловский предложил поработать в «Красных маках» музыкальным руководителем. В «Красных маках» на тот момент была сложная ситуация. Был руководитель Валерий Чуменко и еще два-три музыканта, оставшихся из прежнего состава. И всё!
Я почти сразу пригласил, игравшего почти на всех духовых инструментах, Юрия Веселова, тромбониста Владимира Грачева и легенду «Цветов» Александра Лосева.
На барабанах играл местный тульский парень, но был слабоват. Я пригласил, ушедшего из ансамбля «Лейся, песня» барабанщика Владимира Заседателева, которого знал по «Самоцветам». Володя – классный барабанщик, мог играть в совершенно любых стилях.
ВИА "Красные маки":
Вверху; Денис – барабанщик из Тулы,Юрий Веселов , Геннадий Жарков, Евгений Струц, Володя Грачев («Барсик»)- тромбонист.
Внизу: Александр Евдокимов, Александр Лосев, Владимир Пономаренко.

На рояле играл тоже местный парень – неплохой пианист, но сильно пьющий. Его за это и уволили. Валера Чуменко пригласил своего земляка из Запорожья Илью Бенсмана. К тому же у Ильи были фирменные клавиши. Такого дорогого инструмента до этого в «Красных маках» не было.
Из прежнего состава оставались вокалист Александр Григорьев, гитарист Евгений Струц и бас-гитарист и вокалист Владимир Пономаренко. Помню, что мне тогда звонил Аркаша Фельдбарг с просьбой взять его в «Красные маки», но я не мог. Пономаренко – прекрасный шоумен, но как бас-гитарист, конечно, не ровня Фельдбаргу. Но я не мог взять Аркашу. Тем более, что кроме Пономаренко иногда брал бас-гитару на концертах и Саша Лосев.

-Вы были знакомы до этого с Александром Лосевым?

До этого мы были шапочно знакомы: привет-привет. Но я знал, что Саша ушел от Намина. Мы встретились, и я ему сделал предложение перейти в «Красные маки».
Когда Женя Струц решил уйти, то Саша Лосев пригласил своего хорошего знакомого яркого гитариста Сергея Дюжикова. Талантливый гитарист, неплохой вокалист, владеющий голосоведением. Мог петь и вторым голосом, и третьим. Но была у него одна слабость – выпить любил. Я его сразу об этом предупредил, но что тут сделаешь – на гастролях он позволил себе. Пришлось нам с ним довольно быстро расстаться. А ему на смену был приглашен (не помню кем и откуда) Евгений Смыслов по кличке «Шопен». Тоже очень сильный гитарист.

-Был у вас такой вокалист Александр Ляшенко?

Да, но недолго работал. Он исполнял в концерте песни Евгения Мартынова. Например, "Аленушку" он здорово исполнял.

-Не Ляшенко исполнял песню из репертуара «Червонных гитар» - «Не успокоимся» на русском?

Нет, ее исполнял Александр Евдокимов.

-Что можете вспомнить о вокалисте Александре Григорьеве?

У него был очень хороший, крепкий тенор. В начале 2000-х я с ним встречался в Харькове. Он там жил вместе с супругой. Супруга Саши была солисткой хора при Тульской филармонии. А в Харькове Саша тогда работал заместителем директора музея Клавдии Шульженко.

-Чем занимался в коллективе духовик Сергей Левиновский?

Сергей при мне практически не работал в ансамбле. Иногда ездил с нами по договорам. Брат знаменитого Николая Левиновского, он периодически делал нам очень хорошие, живые аранжировки. Талантливый музыкант и аранжировщик, но тоже был подвержен русской национальной болезни.

-Довольно много песен в «Красные маки» отдавал Вячеслав Добрынин. Аранжировки его песен делал исключительно Виталий Кретюк?

Я такого не помню. Но я помню, что Кретюк делал аранжировку песни «Все, что было». Пел Саша Лосев, и в ней прекрасная партия трубы прописана. Мы тогда выступали в Ереване по отделению с Аллой Пугачевой, и Кретюк приезжал туда. Аранжировку там делал.

-Что за песню на стихи Бернса исполнял Александр Лосев под акустическую гитару на концертах?

Был такой факт. Помню, что у публики проходило на ура. Кажется, эту песню раньше записал Градский – «В полях под снегом и дождем».

-Лосев нес большую вокальную нагрузку?

Саша Лосев – прекрасный певец с удивительным тембром. У него был замечательный вокальный аппарат, если можно так выразиться. Он никогда не фальшивил, что для нас - музыкантов было очень важно.

-Публика понимала, что это тот самый легендарный солист «Цветов»?

Думаю, что большинство не понимало. Но знатоки и фанаты конечно знали.
ВИА "Красные маки" (1978):
Владимир Грачев, Илья Бенсман, Валерий Чуменко, Геннадий Жарков, Александр Лосев.
Внизу -Владимир Пономаренко

-Был такой эпизод. После ухода Евдокимова и других солистов, Лосев остался один. И ему срочно в помощь стали искать певцов? Нашли Калугина и Штремпиэла…

Да, что-то было такое. Но Лосев выдерживал. Пел свою часть песен, а остальное мы исполняли ансамблем.
Штремпиэла мы встретили в Сочи в гостинице «Жемчужная». Хороший певец с западной манерой пения, «фирменной» фразеровкой. В «Жемчужине» других не держали (смеется).

-Штремпиэл исполнял песню «Где же ты» из репертуара Джо Дассена?

Нет, эту песню исполняли всем ансамблем.

-Хочу спросить про духовую секцию. Кто в нее входил?

Второй трубой был Юра Веселов, хотя он мог играть практически на всех духовых инструментах. Плюс к тому он сольно пел и мог станцевать степ. В общем, этакий шоумен.
На тромбоне играл Владимир Грачев по кличке «Барсик», с которым мы работали в «Верных друзьях». Он потом работал в оркестре Кролла и у Пугачевой.
И на баритон-саксофоне играл руководитель ансамбля Валерий Чуменко.

-При вас были в составе солистки?

Нет, при мне не было певиц.

-Известный в будущем композитор и певец Аркадий Хоралов пришел при вас?

Нет, это уже после моего ухода из коллектива.

-Еще в ансамбле числился персонаж по фамилии Стоноженко?

Он был известным фарцовщиком, как и многие в то время. И у него был приличный аппарат, с которым его пригласили в коллектив, поскольку у нас не было приличной аппаратуры. И только спустя какое-то время филармония приобрела аппаратуру у Игоря Гранова, которую он привез из поездки в Югославию.

-Ансамбль базировался только в Туле? Не было базы в Москве?

База была в Туле. Если не было гастролей, то на репетиции мы – москвичи, ездили на электричке. Чаще всего мы ездили с Сашей Лосевым.

-Ансамбль участвовал в конкурсе на лучшее исполнение советской песни?

При мне – нет. Но нас почти сразу, как я пришел, представили на лауреата премии Тульского комсомола. Это очень здорово нам помогло в дальнейшей работе.

-Известно, что художественный руководитель "Красных маков" Валерий Чуменко был зятем директора Тульской филармонии Михайловского. Это давало ансамблю какие-то преференции?

Наверное, все-таки к нам отношение было благоприятным. Валере легко было решать определенные вопросы. Потребовалась аппаратура – дали. Надо было взять в коллектив «Пупса», то есть, Стоноженко, - сразу взяли. Комсомольскую премию тоже легко получили.

-Каким был Чуменко как саксофонист?

Нормальным. Играл по нотам, как положено. Он же и у Кролла поработал. Это о чем-то говорит.

-Чуменко жил тогда в Туле?

Да, у них с женой была в Туле отдельная квартира.

-Не знаете, где сейчас Валерий Чуменко?

Мы виделись с ним, когда приезжал в страну Феликс Кац и собирал друзей. Это было в середине 90-х. Валера тогда вроде бы каким-то бизнесом занимался. После этого я о нем ничего не слышал.

-Сколько пластинок при вас было записано?

Две - на «Мелодии» (первая - с песнями «Поцелуй для любимой», «Зеркало», «Не успокоимся», «Остановите музыку», вторая – с песнями «У меня бессонница», «Скажет девчонка», «Все, что было»), и одну – на узбекской студии. Названия песен я не помню, но на ней точно одну песню записал Юра Веселов. Я эту пластинку подарил Юре незадолго до его смерти.

-Что вас подтолкнуло покинуть «Красные маки»?

Надоело мотаться в Тулу. А тут руководитель «Поющих сердец» Виктор Векштейн пригласил. К тому же им предстояли длительные гастроли в Африку. Я согласился.

-«Красные маки» не выезжали за рубеж?

Один раз - в Польшу. Сам Михайловский ее пробил, и он тоже с нами ездил.

-Чем запомнилась работа в «Красных маках»?

Ансамбль «Красные маки» моего времени был довольно веселый. Мы много шутили, даже показывали басню «Ворона и лисица». Концерты были ближе к шоу. Большинство ВИА этим не занимались. Музыкальный уровень нашего коллектива тоже был в порядке. Тот же барабанщик из «Мелодии» Гараняна Саша Симоновский мне говорил, что на наших концертах смешно и весело. Трубач из «Смерички» Сальников говорил, что наши духовые вносят как минимум 30 процентов успеха концертов.
Окончание