Роберт Болотный.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.

...нужно высокое качество.

(апрель 2009).
5

Роберт Аронович, как Вы думаете, почему лучше всех карьера сложилась у тех, кто в ансамбле не играл никакой роли? Я имею в виду Саруханова и Газманова.

Саруханов у нас недолго проработал, но я всегда считал его талантливым человеком. Он прекрасный мелодист, писал всегда хорошие песни. Очень талантливый!
Газманов тогда просто не работал музыкантом. Олег всегда был интересным человеком. Мне всегда было интересно с ним общаться. А Родион у него тогда пел как колокольчик. Очень интересный голос. Природа!

Только сейчас не поет...

Зато папа сделал прекрасную композиторскую и певческую карьеру, я очень рад за него.

А как Газманов у вас появился?

Он же калининградский. У нас сначала работали гомельские и калининградские, а потом Калугой размешали.

Вы его знали?

Нет, я его не знал. Витя Варвалюк знал. У него аппарат был классный. Он знал, что с ним делать. И он нам тогда очень помог. У нас был «Динакорд» тогда, но что-то разворовали, что-то разбили…Помню, был один рабочий у нас. Оступился и разбил микрофон. А нам их выдали в филармонии всего 6 штук. Да еще и сто подписей для этого надо собрать. Мы ему говорим:
- Что же ты делаешь?
А он: - Так это же филармонический...
Вот такое было отношение.

Вопрос еще по Антонову. После Вашей совместной работы, он у Вас забрал к себе гитариста Игоря Шабловского. Не обиделись?

Во-первых, каждый волен выбирать, где ему работать. Да, он у нас забрал гитариста и барабанщика, но ни на один день не было остановки. Пришел Гапонов, он знал наш репертуар. Две репетиции и мы поехали на гастроли.

А на ударных оставался Белоцерковский?

Нет, уже был Доценко.

Роберт Аронович, правильно ли я понял, если бы не Ваше хулиганское детство, то ничего бы не было?

Да не таким уж я был хулиганом. Так, на улице болтался. Но причалил бы точно не туда.

То есть, если бы родители не сослали в Калининград, то и «Синей птицы» бы не было?

Не было бы. Там в Калининграде столько встретилось на пути замечательных людей и музыкантов.
В Калининграде я научился играть на саксофоне. Там был фантастический джазовый оркестр. Люди ждали годами там места. Только кто-то уходил оттуда, как другой был готов занять его место.

А в Калининграде Вы только учились?

Нет, еще служил срочную службу в оркестре. Потом демобилизовался и был в первом составе оркестра, который открывал знаменитый ресторан «Атлантика». Потом поехали на гастроли. И замотало нас по Сибири…

А Левкина вы знали тогда?

Да, мы уже были знакомы. Вообще, смерть Сережи Левкина для меня это тяжелый удар. Мы в последнее время виделись довольно часто. Я делал всё, чтобы он как-то остепенился, пришел в норму. У него ведь голос был прекрасный до самой смерти. И записывался он легко. Левкин, вообще, очень способный человек… Трудно поверить, что его нет среди нас.

Из «золотого» состава с кем-то общаетесь?

Я готов общаться со всеми. Хоть я их и не намного старше, но воспринимаю их как своих детей. Всех их люблю. Ведь огромный период жизни вместе прожит!

Ну, вы общаетесь?

Я позваниваю иногда. Они…тоже иногда. Но я думаю, что тогда, когда им что-нибудь нужно…

Тяги особой нет поностальгировать, поплакать?

Не знаю, это их нужно спрашивать.

Что круче: недвижимость или музыка?

Недвижимостью я стал недавно заниматься, мне это интересно. Ну, а музыка… как же без нее? Столько лет ею занимался. Вот с Мишей хотим сейчас записать песни, которые никогда не выпускались. Плюс идеи по проекту. Если те люди, с которыми мы будем это делать, будут разумными, если нам не будут мешать, то думаю, что сделаем тур, проект…

И снова женщины по веревкам полезут в номера?

Да(смеется).

То есть, можно все вернуть на круги своя?

Можно сделать снова качественно. Потенциал у этих музыкантов есть.

Давайте вернемся к музыкантам «Синей птицы». У вас работали «дудки» - Дейнека и Лоос?

Витя Лоос в Германии, работает в оркестре. Звонил недавно. А Эдик Дейнека в США, в Бостоне. Когда я был в Нью-Йорке несколько месяцев назад, мы виделись с ним и с его супругой. Они подъезжали.

Они когда ушли из ансамбля?

В самом конце. Кстати, наших много в Америке. Во Флориде живет наш Яша Кулишевский. Он был конферансье и пел тоже. А Шабловский живет в чисто украинском городе. Есть там такой. Гитары продает.

А у вас был такой солист Виктор Рябков. Он пел припев в «Маминой пластинке»?

Да, и еще «Ветку жасмина» записал. Он жил в Нью-Йорке, но сейчас во Флориде.
Витя работал у нас тогда дня три. Приехал, показался. Спел очень проникновенно лирическую песню, мы его взяли. Помню, у нас были гастроли в Москве, жили мы в гостинице «Центральная». Он пошел погулять и познакомился с каким-то югославом. И купил у него 52 доллара. До 50 долларов не сажали, а 52 уже … Нам надо было выезжать из гостиницы в 16-00. Он выходит и, перед посадкой в автобус, идет в известный магазин «Минводы». Просто попить воды. Достает деньги и роняет доллары. А за ним в очереди стоит майор милиции в «гражданке». Ну, его и забирают. Во времена, были! Я иду на Петровку. Помню, что женщина его возглавляла. Я говорю:
- Отпустите! Мы на БАМ едем!
Она:
- Пиши письмо, что гарантируешь, что он не убежит!
В этот день у нас концерты были в ЦДСА. Приходит Витя и говорит:
- Мужики, сейчас будет кино! Югослав, ничего не подозревая, подходит к Вите и… на них обоих надевают наручники. Югослава потом выслали из страны, а Витю я вытащил, и он поехал с нами на гастроли. Но потом Витю все-таки посадили…

А он откуда появился в ансамбле?

Из Калининграда. Потом он пел в Питере в очень хорошем клубе. Туда приехал Вилли Токарев, они познакомились. Вилли устроил ему вызов в Штаты. Витя оформляется и едет в Америку. Приходит в ресторан «Одесса», его никто не встречает. Он спрашивает:
- Где Токарев?
Ему говорят, что Токарев в отпуске в России. Он подходит к музыкантам. Они не в курсе, но советуют ему сходить в ресторан «Националь». Он идет туда и устраивается на работу певцом, а потом руководителем ансамбля, на много лет.

Роберт Аронович, расскажите про Вашу первую солистку – Женю Завьялову?

Женя – замечательный человек!

А откуда она появилась?

Она работала в Гомельской филармонии, в оркестре Эдди Рознера.

Пела немного?

Да. В принципе, что-то можно было записать, но не знаю. Так получилось. Потом появилась Анна Салмина. Она молоденькая была, она скакала. Были надежды, что появится очень яркая солистка. Но потом Аня ушла, Света Лазарева пришла.

Как она появилась?

Мне позвонил Теодор Ефимов и сказал, что сделал программу в Краснодаре. Мол, есть такой ансамбль «Кубаночка». Очень хорошо поют. Я решил на нее посмотреть. Помню, что зима была, скользко. Приехал к ней. Выходит девочка юная, смешливая. А на завтра у нас концерт был. Перед концертом она спела под аккомпанемент Теодора «Памяти Эдит Пиаф», еще что-то, и осталась у нас надолго. Она была таким хорошим камушком, если можно так выразиться. В обрамлении. Актерски она была очень подвижна, хорошая такая.
Потом ей захотелось на конкурс. Я был против. Я никогда не раскручивал фамилии, мы всегда были все вместе. Я понимал, что после удачи на конкурсе она уйдет потому, что это шанс сделать сольную карьеру. Но и еще, к тому же, я не видел у нее шансов на том конкурсе. Уж очень сильный состав там подобрался, люди готовились. Она обиделась:
- Тогда я ухожу!
А я, как известно, никого никогда не удерживал. Мы были на гастролях тогда. Но процесс не остановился. Поменяли несколько песен и вперед.

И как она выступила?

В конкурсе Света выступила неудачно. Потом занималась сама своей раскруткой и до сих пор работает вполне успешно.

Еще у вас был солист – Олег Колесниченко?

Да, живет, кстати, в Нью-Джерси и очень неплохо. У него несколько больших домов. Встречаются иногда с Мишей в Америке, песни поют. Он родом из Донецкой области из Краматорска, к нам пришел из ВИА «Шестеро молодых», работал недолго, но на конкурсе с нами участвовал. Надо сказать, что он был очень красивым. Девки не просто умирали, сдыхали! Потом он женился на девочке из Москвы.
Кстати, где он только не работал. И в Якутске и еще где-то. Его голос звучит в песне «Нелетная погода».

Могли бы Вы тогда думать, что будете сидеть за столом с людьми, которым интересно кто пел, когда ушел и т.д?

Вы знаете, у меня когда-то была мысль книгу написать. Но потом я понял, что кроме меня это никому не интересно. Да и до конца откровенным, безжалостным быть не сможешь. А остальное это неправда.

А есть о чем написать?

Конечно.

Фамилия «Болотный» помогает бизнесу?

Конечно, помогает. Но уже есть поколение, которое не знает «Синюю птицу». Первое время я там в Калининграде жил довольно тихо, хотелось покоя. Но потом стал в чем-то участвовать. Ну вот, например, в организации джазового фестиваля. Хороший фестиваль сделали, с настоящими именами.

А сами по вечерам играете?

Никогда!

Продолжение