Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru

А. ТРИФОНОВ.
Доцент Куйбышевского педагогического институт.

Куда лететь "Синей птице".


(статья из газеты "Волжская заря" 11 января 1985 г.)

В первом отделении концерта выступала модная рок-группа "Витамин". Один за другим в зал летят "шлягеры" грохочет мощная аппаратура, в клубах дыма, освещаемого разноцветными прожекторами, бегают фигуры исполнителей, кричит в микрофон охрипший солист- словом полный набор давно проверенных на эстраде средств, способных довести зрителей до экстаза, заставить их вскочить с мест, вторить жестам и движения исполнителей...
Я сижу оглушенный и подавленный. Но вот на сцену вышел ансамбль "Синяя птица"- и зазвучала совсем другая музыка. Тревожная и веселая, лирическая и драматическая,но без внешней аффектации, без дыма и грохота. Оказывается, на той же аппаратуре можно играть мягко, чутко аккомпанируя певцам, оказывается , у песен есть слова, а у солистов- голоса и голоса разные!
Яркий, свободный тенор у С. Дроздова, мягкий благородного тембра баритон Л.Арсланьяна, то мальчишески задорный, то драматически взволнованный голос С. Лазаревой.. Поют С. Левкин, В. Преображенский и Д. Галицкий, незаметно переходит от инструмента к инструменту руководитель ансамбля Михаил Болотный, где-то на заднем плане неожиданно возникают звуки саксофона (Р. Болотный) и трубы (Э. Дейнеко), ласково и органично вплетаются в оркестровую ткань скрипки (Л. Болотная и Ю. Банковский) , отлично звучит группа гитар, и все это цементируется ритмически четкой, но ненавязчивой и динамически разнообразной играй на ударных инструментах И. Доценко...
Постепенно от исполнителей в зрительный зал и от зрителей к исполнителям протягиваются незримые нити творческого контакта, взаимного доверия, единства чувств, все дружнее звучат аплодисменты, и когда в финале концерта ансамбль поет великолепную песню В. Шаинского "Круглый стол Земли" и весь зал дружно скандирует: «Браво!», становится ясно, что одержана победа. Победа одной тенденции нашей эстрады над другой. Тысячи молодых куйбышевцев, присутствующих на этих концертах во Дворце спорта, отдали свои симпатии искусству «Синей птицы».
...Десять лет тому назад, в феврале 1975 года, в дирекции филармонии раздался телефонный звонок—не известные тогда еще никому Роберт и Михаил Болотные предложили создать в Куйбышеве вокально-инструментальный ансамбль. Предложение было принято, и появилась на свет «Синяя птица». Молодые музыканты-энтузиасты, четверо из которых — Р. и М. Болотные, С. Дроздов и Э. Дейнеко — и поныне работают в ансамбле, сразу и безоговорочно приняли основной творческий курс — советская песня. Это было смелое решение, ибо в ту пору существовало повальное увлечение западными группами с их репертуаром и исполнительской манерой. Лететь против ветра было трудно, но руководители ансамбля смотрели вперед и курса не изменяли.
Вскоре пришли и первые успехи — на всесоюзном конкурсе ВИА в 1977 году коллектив «Синей птицы» стал лауреатом. В 1980 году — новое серьезное испытание: международный конкурс в Чехословакии «Братиславская лира», на котором выступление ансамбля было отмечено почетным дипломом. В последующие годы «Синяя птица» успешно концертирует в Болгарии, где на международном фестивале политической песни «Ален мак» завоевывает диплом, а солист ансамбля Л. Арсланьян в 1982 году па конкурсе в Сочи получает специальный диплом издательства «Советская музыка» за лучшее исполнение патриотической песни.
Избранное творческое направление предопределило и исполнительскую манеру ансамбля, ведь советской песне в равной мере чужды и нарочитая аффектация, и чрезмерная громкость звучания, и жесткость гармонии, и обостренность ритмики. Понятно поэтому стремление, коллектива отойти от традиционного состава ВИА и облагородить его звучание тембрами скрипок, трубы, саксофона, кларнета, рояля, Именно поэтому в составе ансамбля так много хороших и разных солистов-вокалистов.
Именно поэтому так тщательно работает музыкальный руководитель М. Болотный над аранжировками исполняемого репертуара, стремясь сделать их стилистически точными, соответствующими духу и характеру произведения и возможностям солиста. Десять лет существования «Синей птицы»—это и много, и мало. Много, потому что за это время возникали и лопались, как мыльные пузыри, десятки вокально - инструментальных групп. Мало, потому что наш ансамбль только-только набрал силу и укрепил свои крылья. Каким же представляется нам будущее «Синей птицы»? Приверженность артистов ансамбля к советской песне достойна всяческой похвалы и поддержки, эти творческое и репертуарное направление должно остаться и впредь. Однако, нам кажется, что девиз «только советская песня» спорен. Подобное самоограничение, сужает репертуарные рамки ансамбля и не позволяет использовать все богатейшие его творческие возможности. Мы уверены, что если в программе, составленной в основном из советских произведений, появится "блок" лучших песен зарубежных композиторов, органично вплетающихся в общую идею концерта, то от этого выиграют все — и исполнители, и зрители.
Выступая в городах Советского Союза и за его пределами под эгидой Куйбышевской филармонии, ансамбль «Синяя птица» представляет искусство нашего города, славного своими революционными и трудовыми традициями, ставшего ныне крупнейшим индустриальным и культурным центром страны. Поэтому мы не мыслим себе программы без песен, отражающих и эту тему. Тем более, сейчас, когда городу исполняется 400 лет.
«Синяя птица» — один из самых «певучих» ансамблей на нашей эстраде. Однако свои богатейшие вокальные возможности он, по нашему мнению, использует еще не в полной мере. Речь идет об ансамблевом, многоголосном пении, которое звучит в сегодняшних программах лишь эпизодически. Природа советской и, в особенности, русской, волжской песни, к которой мы рекомендуем обратиться, часто требует трех- или четырехголосной фактуры, более смелое использование, которой внесло бы ёще одну привлекательную краску в общее звучание ансамбля.
Благодаря своей популярности и «кассовости», коллектив «Синей птицы» сегодня диктует условия своей гастрольной работы и выступает исключительно на крупнейших концертных площадках страны — во Дворцах спорта и центральных концертных залах, вмещающих тысячи зрителей. Все это излагает особые требования и к внешнеоформительской стороне его концертов. И едва ли мы сможем отнести к достоинствам концерта "Синей птицы" свет, отданный на откуп вкусу электроосветителей зала, высвечивающих «пистолетом» неизвестно что и устраивающих цветовую «карусель» в самый неподходящий момент. Современная световая аппаратура стала непременной принадлежностью большинства гастролирующих ансамблей. Почему же один из лучших советских ансамблей — «Синяя птица» вынужден выступать при «керосиновых лампах»?
Заинтересованными областным и организациями должны быть выделены необходимы средства для приобретния первоклассной звуко- и свето аппаратуры, музыкальных инструментов и костюмов для «Синей птицы». Нужно немедленно при содействии Министерства культуры РСФСР создавать авторский и режиссерско-постановочный коллектив для выпуска качественно новой программы, надо, наконец, добиться для этого талантливого коллектива права выступления с концертами в двух отделениях, на что он совершенно справедливо претендует в течении уже нескольких лет. Мы знаем, что с вводом в строй нового концертного зала филармонии ансамбль получит и великолепные условия для репетиционной работы.
Мы любим наш вокально-инструментальный ансамбль, в верим в его хорошее творческое будущее. Попутного тебе ветра «Синяя птица»!


Материал из архива Дмитрия Галицкого прислал Георгий Симонян.
Сайт управляется системой uCoz