Юрий Метелкин.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Том Джонс и старое советское радио.

(апрель 2019)

1

...я слушал жизнь и молодым
она была легка как дым,
как незамеченное мной
мгновенье смытое луной,
бесцельное стремленье дней,
лететь и обгонять коней,
любая ноша по плечу,
куда хочу туда лечу...
Moon


Юрий Метелкин.

-Расскажите о себе?

Я родился 27 июня 1953 года в Гомеле на ул. Комиссарова, д.1. Этот дом примыкал к огромной кирпичной стене, которая опоясывала гомельский парк, созданный князем Паскевичем. Мои родители профессионально к музыке не имели никакого отношения. Отец мой фронтовик, попал в плен в Крыму, был угнан в Германию, там бежал и попал во французкую бригаду сопротивления. Когда в 1944 году союзники высадились в Нормандии, он попал в действующую американскую армию вместе с этой бригадой. Война закончилась, отец пришел в военную комендатуру, попал под следствие, но его оттуда вытащил полковник железнодорожных войск, которому понадобился водитель (отец по специальности был - шофер). Вместе с ним отец поехал на восстановление железнодорожного вокзала в Гомеле, где и осел. Там он познакомился с моем мамой.
Я был мальчишкой послевоенного поколения. Всё, как у всех, но помню, что у меня рано проявилось ощущение музыкального звука, как такового. Малейшую фальшь, детонацию звука я чувствовал и в голосе, и в инструменте. У меня не было никакого музыкального образования тогда, это было от природы. Был такой случай. Мне было пять лет и к нам на какую-то домашнюю вечеринку пришли знакомые с дочкой лет 13, которая пела в хоре. Её попросили спеть, и когда она спела, то взрослые почему-то спросили моё мнение о её пении. На что я совершенно серьезно сказал, что, к сожалению, Вита фальшивит. Разразился скандал и я тогда понял, что говорить правду в лоб надо не всегда.

-В школе какие-то музыкальные увлечения были?

Никаких. Я просто слушал всё, как потребитель, через радио, пластинки, а потом и ТВ.
Сразу после окончания школы я устроился на работу в электроцех завода Гомсельмаш, где мне доверили работать в радиорубке завода. Там я записывал дикторов и монтировал заводскую радиогазету "В рабочий полдень", которую выпускал в трансляцию по линиям завода.
Я тогда очень хотел потрафить заводской молодежи и вот после этих речей давал какой-нибудь рок-н ролл или "Лед Цеппелин". Меня за это часто ругали, но это было мне интересно.
У меня в то время был друг Витя Щербаков, и мы с ним играли на танцах по разным периферийным ДК в Гомеле. Сами делали гитары и аппаратуру. Это была обычная практика в то время.
Там же в Гомеле в 1971 или 72 я поступил в музыкально-педагогическое училище на культурно-просветительский факультет. Я учился очно, но его не закончил, поскольку никак не мог освоить баян. По этой причине не пошел на госэкзамен и вообще бросил учёбу. Еще учась в училище, я женился на однокурснице и вскоре родился сын.
На Фанерно-спичечном комбинате при гомельском ДОКе был мощный ВИА "Мы, вы и гитары", где и пел Сергей Дроздов.
ВИА "МЫ ВЫ И ГИТАРЫ":
впереди -Вячеслав Яцыно, Сергей Дроздов, Валерий Павлов, Людмила Дроздова;
сзади-Борис Белоцерковский и Яков Цыпоркин.

Я тогда осваивал гитару и пришел к ним на репетицию, планируя быть у них поющим гитаристом. Когда я им это предложил, то они сказали, что три гитары у них уже есть и этого достаточно. Предложили просто петь.

-А кто у них тогда был руководителем?

Явного руководителя тогда я не помню, но вот репетицию вел Яша Ципоркин- органист. Он был самый грамотный из нас, нотник и мог расписывать партии.
Яков Ципоркин.

-А кто конкретно сказал вам, что "берем"?

Это ребята решили коллегиально.
Потом был момент, когда мы пригласили возглавить наш коллектив специального человека - это был джазмен Сергей Буланов, контрабасист по специальности. Он был талантливым музыкантом с широким музыкальным мировоззрением и образованием. Он внес определенный вклад в наше музыкальное мировоззрение прививая нам не стандарты рока, а мягкого джаза.

-А кто тогда был в составе?

Барабаны - Боря Белоцерковский, Яков Ципоркин - орган, Владик Либеров - ритм-гитара, Валера Павлов - бас, Сергей Дроздов тоже гитара (он тогда на басу не играл). Вокалисты Наташа Бондарева (была вокалисткой в ансамбле "Реченька" при гомельском муз-училище под рук. Кирейцева) и Володя Блюм. Вот к ним я и добавился.

- А кто пел?

Все, кроме Павлова. Боря в меньшей степени.

- На чем играли?

У Яши был "Вельтмайстер" двухрядный и "Матадор". У Бори Белоцерковского какие-то чешские барабаны (кажется Amati). Акустика, усилители разные в т.ч. и самопальные... У Владика Либерова была знатная гитара - полуакустическая "Musimа". У Серого (Сережи Дроздова) была бас-гитара в скрипичном корпусе "Hoffner". Сейчас подробнее уже трудно вспомнить.

- Репертуар?

У нас была целая концертная программа. Там было много песен белорусских авторов, много "песняровских" песен, которые мы просто копировали и нам это очень нравилось. На танцах играли пару западных хитов... "Мисс Молли" Сережа пел... Еще что-то. Сергей очень здорово их пел. Не хуже оригинала. Я во всяком случае тогда так не умел.
ВИА "МЫ ВЫ И ГИТАРЫ" на репетиции:
Юрий Метелкин и Владимир Блюм.

- А вы что пели?

Вот этот советский репертуар и пел. Как певца того времени, я бы оценил себя на 4. Я пел чисто, не детонировал, но у меня еще не было всех тех исполнительских приемов, которыми я овладел позже.
Когда я пришел в ансамбль, то моего уровня вполне хватало для той эстрады. Мне это нравилось. Потом уже, много поездив по стране, я устал от этой советской застойной составляющей в концертах. По сути, я дважды уходил из "Синей птицы" и именно потому, что меня совсем не устраивало петь про БАМ, комсомол и целину.

- Лично для вас какие-то музыкальные пристрастия уже в то время сформировались?

Мои музыкальные пристрастия сформировались давно. Их можно назвать одним словом -Западничество.
У меня был старший брат, который таскал мне западные пластинки Битлз, Криденс, Кристи, Джимми Хендрикс конечно и многих других...

- Хендрикс вам нравился?

Очень нравился. Позже я подсел на такие группы, как "Кровь, пот и слезы", "Чикаго"... . Постепенно они стали влиять на меня все больше и больше. Кумиром среди вокалистов для меня был Том Джонс. На нем я очень много тренировался, чтобы отработать тембр, диапазон, приемы. Были и другие кумиры Джорж Бенсон, Стиви Вондер, Джино Ванелли, Джони гитар Васон... Это уже было в период, когда я первый раз ушел из "Синей птицы" и месяцев 8 с ними не работал.
Продолжение