Юрий Метелкин.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Том Джонс и старое советское радио.

(апрель 2019)

3

Юрий Метелкин в составе ВИА "Мы, Вы и Гитары".

- Что вы что делали после ухода?

После ухода из "Синей птицы" я работал в группе которая, кажется, тоже гастролировала от Горьковской филармонии. Я их приметил еще на одном из конкурсов. Это была такая серьезная команда западного типа. На концертах они играли "Кровь, пот и слезы", "Чикаго" один в один. Там были консерваторские ребята и называлась она "Колокола". Меня взяли вторым вокалистом, и я там пел Том Джонса и других.

- Это была самодеятельность?

Нет, профессионалы и классом они были выше, чем "Синяя птица". По-моему, они работали когда- то и от Брянской филармонии. Я с ними поездил. И тут к ним тоже попал Семен Каминский в качестве худрука ставить программу. Что-то у меня там не сложилось и Сеня, опустив глаза, сказал мне:
- Ребята хотят, чтобы ты ушел.
Меня "подсидел" их первый вокалист. Он был немножко дубовый, но тем не менее они не смогли ему противостоять. Они все были давно вместе, из одного города.
Я ушел от них и вернулся в Гомель. Тем не менее, это был хороший опыт для меня. Я там попрактиковался в англоязычном репертуаре.
Дальше я устроился в Гомельский университет лаборантом, но работу эту не выполнял. Я руководил там факультетской самодеятельностью. Для этого и был взят на лаборанта, формально. Там был ансамбль большого состава, человек восемь с флейтой и скрипками. Я был "играющим тренером" и вокалистом. Сделал с ними программу, аранжировал и добавил в неё несколько песен написанных моим приятелем. Сам их и спел, мы приняли участие в гомельском областном конкурсе, где обошли всех, в том числе и своих давних конкурентов группу "Радимичи". Это было очень знаковым и ярким событием для меня лично и моих музыкантов. Хотя, все равно, это было уже шагом назад: "футболом на школьном дворе".

- Группа ваша имела название?

Я уже не помню, какое-то было.

- Дальше?

Меня позвали назад в "Синюю птицу": сказали, хватит дурить, возвращайся. Мне к тому времени уже надоела самодеятельность, я с радостью рванул и присоединился к ним в Калуге.

- Состав к тому времени поменялся?

Да. Не было уже трубача Валеры Мельникова (мы его звали Абара), пришли Толя Мурыгин, Женя Завьялова, Эдик Дейнеко.
ВИА "Синяя птица":
впереди: Ю. Янин, С. Мурыгин, С. Дроздов, Э. Дейнеко;
сзади: Р. Болотный, Ю.Метелкин, Е..Завьялова, Л. Панин, Б. Белоцерковский и М. Болотный.

- Репертуар к тому времени тоже изменился?

Да. Я снова входил в репертуар. У меня не было костюма и я договорился с Ромой, чтобы работать в одном из его костюмов.

- А какая ставка у вас была?

То ли 3-40, то ли 3-60.

- Что-то больно маленкая. Бесставочники тогда получали 5-00 рублей.

Нет, нет. я помню мы начинали со ставки 3-20 и на гастролях суточные кажется 60 или 64 копейки в "Современнике", а в "Синей птице" по моему было 5-20.

-То есть вы в месяц зарабатывали 100 рублей?

Может быть 160 в зависимости от концертов, но все равно мало. Помню, что постоянно у меня были долги. У нас был директор Леонид Журавель, и я часто приходил к нему занять денег до зарплаты.

- Сколько концертов было в день?

Обычно один, в выходные бывало два, а по праздникам иногда и три. И это было очень тяжело. Однажды 8 марта на первых горьковских гастролях у нас было четыре сольных концерта в Норильске (это первая поездка на гастроли еще "Современником"). В четырех разных местах. При этом, тогда у нас не было грузчиков и мы все сами таскали.

- Что пели лично вы?

Пел я сольно песни три. Одна из них "Роща кудрявая", раньше я её не слышал, "Мы от любви зависим"... . Стало повеселей. Вскоре мы записали вторую пластинку - "Ты мне не снишься", "Прости вместо прощай". Тут пришел в коллектив Володя Шурыгин. Про него я бы хотел сказать отдельно.

- Скажите.

Я не знаю, как он к нам попал. И вообще не помню этот момент. Помню только, что как-то вдруг у нас появился такой христоподобный человек. Удивительно лучезарной внешности. Отстраненный от всех. Другой. С невероятной внутренней силой. Ты смотришь ему в глаза и попадаешь под их влияние. Мы все на него так смотрели. Необыкновенный парень, который всё делал хорошо. Садился за барабаны или рояль и прекрасно играл. А брал гитару и это было - потрясающе! Я таких гитаристов живьем на тот момент не видел. И живописью занимался!

- Он употреблял наркотики?

Нет. Я этого за ним не знал. По-моему, он их никогда не употреблял.

- Так он же от этого умер?

Нет. Я знаю, как он умер. Я его хоронил.

- Расскажите?

Я с ним очень близко сдружился. По крайней мере, я так считал. Как думал он, не знаю. Он был очень отстраненный человек. Я мог с ним общаться, но в какой-то момент он вдруг замыкался и мог тебя оборвать резко. Резко и обидно. И ты терял с ним контакт, как будто его и никогда не было. Потом, как-то внезапно всё восстанавливалось. Сейчас я уже думаю, что находясь в своем каком-то своём пространстве, он не мог быть никем присвоен. А дружба предполагала элемент присвоения. Ты - МОЙ друг. Когда он с кем-то другим сходился, то я мог его даже ревновать. Как же так, ведь ты мой друг. В этом не было никакого сексуального подтекста. Это элемент дружбы. Мужской особенно.
Владимир Шурыгин.

В момент возвращения в "Синюю птицу", произошел такой случай. Я еду в электричке в Калугу (там была Синяя птица с концертами), электричка забита, но я ехал с женой, мы приехали на Киевский вокзал раньше и заняли места, сидели. И вот мимо идет красивая девушка с поклажей. Я уступил ей место, мы разговорились, обменялись контактами и дальше, спустя некоторое время я позвонил ей в Москву и всё завертелось-закружилось.
Мы серьезно увлеклись друг другом. Приезжая в Москву, я уже жил у неё. И вот, как-то, у нас были выступления на ВДНХ в Зеленом театре и я решил её пригласить в первый раз на концерт ВИА "Синяя птица". Мы приехали вместе, прошли за кулисы в гримёрку, а там в этот момент за пианино сидел Володя Шурыгин и что-то наигрывал. Моя девушка подходит к нему, обнимает его и целует. И он её тоже. Я обомлел. И тут она меня с ним знакомит:
-Познакомься, это мой младший брат, Володя Шурыгин!
Вот такой невероятный случай. Спустя какое-то время мы поженились. И тут я уже узнал всю их семью. Я часто ездил в Калугу к ним, и мы еще больше сдружились. Вместе занимались спиритизмом. Он очень сильный медиум. Когда мы с ним сидели на сеансе, то у него тарелка летала по комнате. У меня от этого мороз шел по коже. Он был очень мистический парень.
О его смерти мы с Татьяной узнали находясь на их даче на Оке, в окрестностях Калуги. Мы тут же рванули в город. Володя в Калуге снимал какое-то жилье. Мы приехали, и я увидел комнату метров 9 с деревянными полами и кроватью типа тахты. А слева стоял деревянный помост, на котором лежал мертвый Володя в сиреневом саване. Рядом стояла какая-то склянка пустая. Свечи погасшие и катушечный магнитофон с закончившейся пленкой, на которой был записал Лед Цеппелин. Он всё сделал заранее. Долго выяснял состав, покупал в разных аптеках снадобья, все это смешал с толченым стеклом, чтобы наверняка не вернуться. Как подтвердили потом криминалисты, там было толченное стекло и какие-то аптечные препараты, включая сильно действующие барбитураты. Никаких наркотиков там не было. Только то, что можно было купить в аптеке. Возможно, какие-то транквилизаторы. Он сам составил свой рецепт и всё это выпил.

- А причины?

Могу только догадываться. У него был определенный круг последователей. Это не была секта, но что-то в этом же духе. И вот он и несколько человек приняли решение в один день все уйти из жизни. Причина была в том, что в этой жизни он уже свою роль исполнил и надо её покинуть. Вероятно, к этому у него была генетическая предрасположенность. Его сестра (моя жена) Татьяна, тоже обладала мощной энергетикой. В Москве в центровых кругах у неё была кличка "Акула". Если она что -то задумала, то мощно шла к цели, не взирая ни на что. Могла очень сильно воздействовать на людей. Я сам у неё замечал какие-то странности. Она говорила, что общается с покойниками. И у Володи это было, но еще более мощно выражено. Это всё у него проявлялось и в его картинах. Я спрашивал его, что это? Он говорил, что тебе это сложно будет понять. Это ИНОЕ. Уже потом, когда я с ним общался, когда он уже ушел из "Синей птицы", он всё дальше и дальше уходил от мирского. Я это видел, но не знал, что он задумал.
Когда мы его хоронили из "Синей птицы" не было никого.

- А они знали о его смерти?

Знали. Все знали. Утверждаю определенно, хотя сам уже там в тот момент не работал.

- А почему ушли из "Синей птицы" во второй раз?

Мы были на гастролях в Ленинграде. Я был с Татьяной, его сестрой. Там возникла какая-то размолвка между мною и ребятами. Мы выступали в каком-то ДК около Ленинграда. И там эта размолвка и возникла. Весь ансамбль, зная про нашу размолвку, демонстративно снялся и уехал без нас. Мне сорвало крышу, я их всех послал и ушел.

- Это какой год?

1976 (?). Я получил расчет и уехал в Москву.


Продолжение