Веселые голоса

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

"Веселые голоса" - ленинградская история.

(январь 2021)

1

В Ленинграде в советское время, в отличии от той же Москвы, было довольно мало профессиональных ВИА. Точнее их было четыре: "Поющие гитары", "Калинка", "Веселые голоса" и "Лира". История первого сегодня хорошо известна, второго- более или менее, двух последних- очень мало и отрывочно. Особенно период их создания.
И вот сегодня я попробую изложить свою версию появления на свет ВИА "Веселые голоса".
В октябре 2006 года интернет- портал "Специальное радио" опубликовал большой материал об Эдуарде Кузинере.
От него я и начну плясать.


В 1970 году в Ленконцерте был расформирован ВИА "Ровесники", который аккомпанировал певцу Анатолию Королеву.

Ленинград, 1969 год.
Анатолий Королёв и ВИА "Ровесники":
Эдуард Кузинер, Валерий Звонов, Калле Аккерт, Юрий Соколов, Юрий Иваненко, Борис Жилинский.

Вот, как описал этот случай Э.Кузинер.

... в 1970 году произошел один неприятный случай, который положил конец «Ровесникам». Администратором у нас тогда был близкий друг кого-то из руководителей Ленконцерта – омерзительный тип. Мы поехали на гастроли в Рославль, и по графику у нас там должен был быть один свободный день. Наш администратор договорился на этот день о двух внеплановых концертах, но поскольку в тот момент был в ссоре со всеми ребятами, то никому ничего не сказал. Ребята, считая, что у них выходной, уже с утра приняли дозу, а Анатолий Иванович, вообще, набрался по полной программе. Конечно, они бы не стали пить,если бы знали, что вечером будет концерт. И вдруг я узнаю, что вечером концерт. Надо срочно ехать в какой-то другой город. Поезд стоит 2 минуты, Королев, Иваненко и Соколов на поезд, конечно, не успели, приехали потом на такси. Зал битком, в первом ряду руководители города. Надо выходить на сцену, а Королев ни в какую! Пытались его хоть как-то поставить на ноги – бесполезно.
В первом отделении у нас был чтец. Он проговорил 40 минут, потом еще 20, а потом зале раздался свист. Тогда Анатолий Иванович вышел на сцену, сказал: «Если вы думаете, что я пьян, то вы ошибаетесь» — и ушел…
В этот же день в Ленконцерт по партийной линии пошла депеша. С гастролей нас не сняли, но когда мы через неделю вернулись в Ленинград, вызвали на ковер. Я готовился защищать Анатолия Ивановича, но дело обернулось совсем не так, как я ожидал. В срыве концерта обвинили не Королева, поскольку он был одним из лучших гастролеров страны, а музыкантов ансамбля. Ансамбль «Ровесники» был расформирован.


А теперь давайте разберем этот случай, понимая, что всякий участник спорных событий всегда излагает их в свою пользу.

Итак, ансамбль отработал положенное количество концертов в Рославле и дальше должен был переехать в другой город, где были запланированы следующие концерты. Обычно, когда отработана какая-то часть гастролей, администратор выдает музыкантам аванс. А окончательный расчет происходит уже по окончании всего гастрольного тура. Судя по всему, после последнего концерта в Рославле музыканты потребовали от администратора выдать им аванс, но он по какой-то причине сделать это отказался. Этим поссорился со всеми и стал "омерзительным типом". А музыканты, как принято, стали бухать.

Переходим к двум внеплановым концертам.
Администратор не может договорится о внеплановых концертах ОФИЦИАЛЬНО. Отправляясь на гастроли он получает в своей организации гастрольное удостоверение, где указаны все города, в которых предстоит выступать и количество концертов в каждом из них. Договориться о внеплановых дополнительных концертах можно только в тайне от своей концертной организации, которая и выдала тебе гастрольное удостоверение. Однако в этом случае концерты будут носить полукриминальный характер и для организаторов (администратора коллектива и принимающей стороны) в некоторых случаях могут кончится уголовной статьей. Так что, если администратор договорился о таких концертах, то не предупредить об этом музыкантов-участников концертов он не мог. Ибо срыв "левых" концертов неминуемо приведет к огласке и серьезным последствиям, в первую очередь, для самого администратора.
Я думаю, что дело было так. Эти два концерта на следующий день вечером были плановыми и все об этом знали. Но не получив аванс от администратора, музыканты, тем не менее, нашли способ отпраздновать вечером окончание гастролей в Рославле. Утром некоторые из них "гульбу" продолжили и опоздали на поезд (потом догоняли на такси).
Три артиста- три веселых друга:
Иваненко, Соколов и Королев.

Остальные (во главе с руководителем коллектива Э.Кузинером) благополучно прибыли на место. Но отсутствие ритм-секции (Иваненко-Соколов) и Анатолия Королева не давало возможности полноценно провести концерты. В первом отделение концерта должен был выступать чтец.
Чтец отработал своё отделение, потом еще какое-то время занимал зрителей, пока не появились опоздавшие. Но хотя они и появились, главная "звезда" концерта -Королев, ради которого и собрались зрители, будучи в сильном подпитии работать отказался. И оба, идущих друг за другом концертов, в этот день были сорваны.
Программка их типичного концерта того времени.

Конечно, никакой депеши по партийной линии в Ленконцерт не приходило. Ленконцерт не принадлежал к структурам КПСС, а срыв концерта не являлся нарушением партийного Устава. Упор на политическую причину в подобных случаях- это обычный прием в современном изложении событий советского прошлого для усиления драматизма и вызова сочувствия к "угнетаемой" творческой личности.
В Ленконцерт пришла депеша от руководства той концертной организации, которая организовала эти концерты. В те времена подобные документы подписывала "тройка": руководитель организации, председатель профсоюзного комитета и секретарь партийной организации. Вот за их подписями пришла в Ленконцерт бумага о срыве концертов.

Срыв гастрольного графика в те времена считался одним из самых тяжких проступков, и последствия у этого события могли быть самыми серьезными. В том числе и для руководства Ленконцерта. Коллектив не сняли немедленно с маршрута, чтобы не усугублять ситуацию. А после окончания гастролей произошло разбирательство, на котором виновным в срыве концертов признали руководителя ансамбля "Ровесники" Э.Кузинера, а не музыкантов. Что было совершенно обычным делом, потому что руководитель отвечал за всё. В результате ансамбль был расформирован, а руководитель уволен.
Кстати, этот факт подтверждает и мое предположение, что эти два злополучных концерта были плановыми. В противном случае нельзя обьяснить, почему за срыв "левых" концертов руководство Ленконцерта расформировало свой коллектив и уволило его руководителя.
Другие участники "банкета" не пострадали: Королев остался солистом, но без аккомпанирующего состава, а Иваненко с Соколовым даже пошли на повышение и перебрались в ведущий коллектив Ленконцерта ВИА "Поющие гитары".

А в это время другой солист Ленконцерта Жан Татлян решил податься за бугор и подал документы на выезд из СССР. Ему закрыли гастроли и музыканты его инструментального ансамбля остались без работы и без денег. Руководитель этого коллектива Виктор Щепочкин чтобы возобновить гастрольную деятельность и не зависеть от капризов очередного "великого" солиста, решил преобразовать свой состав в вокальный ансамбль.

Почему в "вокальный", а не в "вокально-инструментальный"?
Дело было в системе оплаты. Поскольку официально такого жанра (ВИА) еще не было в системе тарификации Министерства культуры СССР, то эти первые ВИА получали по "инструментальным ставкам" от 6 (низшая) до 8,5 рублей (высшая). При этом они не имели права на сольный концерт, а только на отделение. А вот вокальный ансамбль имел ставки от 7 до 15 рублей и право на сольный концерт в 2-х отделениях, где ставка удваивалась. Плюсом к этому была еще гастрольная надбавка 25% , а за игру на инструменте платили еще 3 рубля. Вот по этой причине называться "вокальным ансамблем" было намного выгодней, чем "вокально-инструментальным".
Нина Воробьева (Ляля) и Виктор Щепочкин (Фрэнки).

Виктор Щепочкин и Нина Воробьева (тоже работавшая с Ж.Татляном) занялись вокальной подготовкой своих музыкантов.
В результате их работы бывший инструментальный состав стал вокальным ансамблем "Веселые голоса" и получил право работать сольным отделением.

Это было, как нельзя кстати, для директора Ленконцерта Георгия Михайловича Коркина. Его решением новоиспеченный состав был прикреплен к Анатолию Королеву и получил право на гастрольную работу.

Так они и работали до 1971 года, когда в стране была проведена первая всесоюзная аттестация - перетарификация, после которой никто уже не мог работать на профессиональной сцене без аттестата с указанной в нём тарифной ставкой . Каждый коллектив в стране, должен был сдать программу комиссии Минкульта СССР. Во время этой перетарификации и узаконили ранее найденный выход, как платить ВИА побольше - ведь они не только инструменталисты, а ещё и поют. Музыкантам ВИА (не всем) стали давать ставку "Артист камерного ансамбля" 1-й или 2-й категории. Это была разовая ставка. Если ансамбль "тянул" отделение - тогда полторы ставки, плюс четверть за гастрольную надбавку, плюс четверть за "красную строку" в афише. Таким образом выступать в качестве вокально-инструментального состава стало выгодней, чем просто вокальным.

"Веселые голоса" переквалифицируются в ВИА. Однако имя для нового коллектива необходимо было утвердить в Минкульте, чтобы в процессе преобразования не появились коллективы с одинаковыми названиями. Пока документы на утверждение путешествовали по кабинетам министерства, новый ВИА п/у В.Щепочкина работал без названия.

Когда пришли все согласования, новый ВИА обрел своё старое название и начал новую, вполне успешную жизнь на советской эстраде.