Веселые ребята.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Александр Кудряшов


"Ах, Арлекино, Арлекино..."

(апрель 2022)

2


Б.Нонаковский «Алла Пугачева. Встреча для Вас.», газета «Комсомольская правда», 11.07.1976г.

Алла Пугачева: «В Болгарию я везла три работы, и, хотя бы одна из них, должна была стать "моей" песней. Решила взять некогда популярную песню Эмила Димитрова. Делала всё заново: сама написала сюжет, отдала молодому поэту Борису Баркасу, вместе с композитором Павлом Слободкиным мы аранжировали мелодию. Потом я долго выбирала пластику, интонации, придумывала одежду...»

А.Степовой «Весёлый Арлекино. Алла Пугачёва отвечает на вопросы», журнал «Студенческий меридиан», №10, 1976 г.

А.Пугачёва: «Реставраторов» (песни «Арлекино») трое: аранжировка — Павла Слободкина, русский текст — Бориса Баркаса, я создавала жизненный рисунок, зримый слепок образа арлекина. Но это не значит, что каждый был занят узкой специализацией. Мы взаимно помогали друг другу расставить нужные акценты в песне, выделить, на наш взгляд, самое существенное и характерное. Особенно трудно приходилось Борису Баркасу: в словах песни он должен был «вместить» и руку уставшего арлекина, и гармонично «вплести» в текст обоснованность его смеха. Считаю, что русский вариант текста песни и, главное, композиционное воплощение сильнее оригинального.»

Вот рассказ Павла Слободкина о создании оркестровки песни «Арлекино».
Павел Слободкин (из гостевой книги официального сайта «Весёлые ребята», 02.08.2016г.):

"В марте 1975 года выбрали старую болгарскую песню "Арлекино". Мне принесли довольно слабый текст и вокальную строчку песни. Мне эта песня не понравилась, но времени для выбора не оставалось, поэтому пришлось именно её доводить до нужного качества.
Прежде всего, нужен был хороший и сюжетный текст. Сначала я показал песню Илье Резнику, но она ему тоже не понравилась. Потом появился Борис Баркас. Он часто приходил на репетицию и был со многими дружен. Борис написал много вариантов текста, и мы с Аллой Пугачёвой выбрали наиболее интересный вариант слов.
В начале апреля я сделал аранжировку песни, придумал цирковой марш, поменял местами припев, и убрал, как мне казалось, музыкальный довесок (там, где она смеялась, этот музыкальный кусок в старом варианте был припевом).
В конце апреля, перед гастролями по городам Кавказа, мы отрепетировали эту песню, и я на базе этой аранжировки дописал партии скрипок для большого оркестра. Существенной разницы между аранжировкой для малого состава и большого оркестра не было.
После победы Аллы на конкурсе, мы записали эту песню в ГДРЗ. Никаких коррекций после конкурса я не делал, так как аранжировка была сделана раньше.
Что касается Валерия Дурандина, то он никакой аранжировки этой песни не делал, так как я её сделал в апреле. Он появился на репетиции ансамбля только в июне 1975 года. На записи Арлекино он играл на бас-гитаре, перед записью просто переписал себе эту партию.
Никого не хочу обижать, но спустя много лет, некоторые музыканты, чтобы придать большую весомость своей персоне, придумывают и рассказывают разного рода байки."

На фото, сделанном в ГДРЗ, П.Слободкин, А.Пугачёва и звукорежиссёр ГДРЗ Сергей Беднов.
Фотограф Александр Макаров.

Через много лет после конкурса «Золотой Орфей» стали появляться придуманные легенды на тему «кто делал аранжировку песни "Арлекино"».

2. Элементы обработки песни «Арлекино» Э.Димитрова, которые сделал Павел Слободкин, никто не оспаривает.
П.Слободкин изменил структуру песни - добавил цирковой марш, из припева варианта Димитрова убрал текст и сделал из него фрагмент с «хохочущим» вокализом, поменял местами этот фрагмент с новым припевом, которого не было в песне. В этих изменениях структуры и содержится основа новизны песни. В итоге вместо детской песенки получилось серьёзное драматическое произведение.
Я никогда не слышал, что все эти изменения в структуре песни придумал Валерий Дурандин. Везде и всегда говорили, что эту обработку песни сделал Павел Слободкин.

3. По поводу создания текста песни «Арлекино» рассказывал Вадим Голутвин (см. аннотацию к CD «Найти дорогу до любви».

Песни на стихи московского поэта Бориса Баркаса.» (2009г)):

"Процесс создания сюжета знаменитой «Арлекино» выглядел следующим образом: А.Пугачева, стоя на авансцене д/к «Красная Звезда», говорила примерно следующее: «Здесь мне нужны «силачи», а здесь «цепи», а здесь «слезы» и т.д., выкладывая известную только ей драматическую идею песни покуплетно. Боря (Баркас) все зафиксировал и, по-моему, на следующий день принес готовую песню, впоследствии ставшую «золотой» на «Золотом Орфее»".

4. Валерий Дурандин вспоминал (Валерий Колпаков, Сергей Соловьев «Валерий Дурандин: Я играл рок на Красной площади.», март 2011), что ему передали готовую партитуру песни для большого оркестра, которая исполнялась на конкурсе «Золотой Орфей-75».
Вот что он говорил дословно:
«"Арлекино" я расписывал для нашего ансамбля на основе оркестровой аранжировки, которую мне дал Слободкин. Сам клавир был написан очень аккуратно, явно рукой так называемого "переписчика".»

Здесь В.Дурандин не говорит, что он делал аранжировку песни «Арлекино» для малого состава. Он говорит лишь о том, что выступил в роли переписчика: переписал (расписал) для музыкантов ансамбля партии их инструментов, которые были записаны в оркестровой партитуре. До этого момента Валерий Дурандин никаких действий с оркестровой партитурой делать не мог. Он её увидел впервые. Но и после этого партитура не претерпела каких-либо изменений. Т.е. никакого творческого элемента в аранжировку «Арлекино» Дурандин не привнёс, он просто переписал уже придуманные не им партии инструментов.
Малый состав ВР записал на миньон песню практически в этой же аранжировке, как и в оркестровой партитуре, только без партии скрипок.

Если прослушать запись выступления Пугачёвой, сделанную 6.6.1975 на конкурсе «Зологтой Орфей-75» (Алла Пугачова – Голямата Награда "Златният Орфей"-1975, BTK-3249, 1975, Балкантон, 7", 45 об./мин)

и запись ансамбля «Веселые ребята» на миньоне (запись сделана 20-21 июня 1975 в ГДРЗ), «Алла Пугачева, вокально инструментальный ансамбль «Веселые ребята», С62-06759-60, 1975 г., ВФГ «Молодия», 33 об./мин)

то большой разницы в вокальных партиях, а также в партиях инструментов для малого состава и для большого оркестра - не обнаруживается.

5. Первоисточниками информации являются очевидцы событий – в данном случае П.Слободкин, А.Пугачева, К.Орбелян, музыканты ансамбля «Веселые ребята». Информацию, связанную с аранжировкой песни «Арлекино», я слышал в изложении:
- П.Слободкина в гостевой книге сайта «Весёлые ребята»,
- К.Орбеляна в видео-интервью в интернете,
- А.Пугачёвой в её газетных интервью.
Никакой подробной информации от В.Дурандина, А.Чиненкова, В.Голутвина, А.Алёшина о непосредственной работе над созданием аранжировки «Арлекино» я не встречал. В.Дурандин ни разу не рассказывал о том, что он привнёс нового в аранжировку песни, в момент переписывания партии инструментов из партитуры для большого оркестра.
Если бы Дурандин изменил в партитуре песни какие-либо мелизмы в вокальных партиях или, например, рудименты в партии ударных, то он бы, непременно, рассказал бы об этом.

Послушайте запись ансамбля «Веселые ребята» на миньоне, и сравните её с записью Аллы Пугачевой с оркестром, сделанную во время выступления на конкурсе «Золотой Орфей-75». Вы сможете убедиться, что никаких ярких отличий, которые можно было бы отнести к новым элементам аранжировки, в вокальных и инструментальных партиях этих записей - нет.

Аранжировку песни «Арлекино» для Аллы Пугачёвой сделал Павел Слободкин, и всяческие попытки «жёлтых» изданий «переписать» биографические факты демонстрируют некомпетентность.