Юрий Андреев

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


Это была величайшая эра в жизни страны и целого поколения!


(июнь 2019)
7


-Давайте поговорим о гастролях "Веселых ребят" вашего периода. Когда вы пришли, какая была у вас ставка, сколько было концертов в день/месяц? Сколько зарабатывали музыканты?

Я пришёл со ставкой 7.50 рубля за один концерт. Это была инструментальная ставка. По ней я мог работать как солист-инструменталист аккомпанирующего состава. В ВИА эта ставка не действовала. Тут были вокально-инструментальные (22.50руб.) и камерные. Камерная была самая высокая 24 рубля, но чтобы получать по ней нужно было иметь в репертуаре камерные инструментальные произведения. Таковыми были Бах и Паганини.
После моего сногсшибательного и неожиданного дебюта, Слободкин, обругав меня (чтобы дальше не зазнавался), улетел прямо с гастролей на следующий день делать мне ставку. Исходя из того, что в Москонцерте, наверное, он отвечал за тарификацию, то собирать комиссию из 10 человек и устраивать прослушивание, не было смысла, он сам все решил! До выхода на сцену у меня шел испытательный срок и я получал оклад, который полагался для этой категории. Что-то около 250 руб.
Ну а затем уже по ВИАшной ставке я получал в зависимости от количества концертов в месяц. Когда я пришёл работы было много!!! Помню мы уехали на целый месяц!!! Точно не вспомню, но концертов за 30 мы сделали!!! В среднем наверно было по 12-15 в месяц. Сколько выходило можно посчитать, умножив на ставку. В день всегда было по два концерта, но иногда по три, а раза три по четыре!!!
Когда началась перестройка мы перешли на хозрасчёт и стали зарабатывать, естественно, еще больше. Я не знал кто сколько получает, это, как и везде, была тайна. Лично я стал получать 100 руб. за концерт. Но справедливости ради надо сказать, что начинавшаяся тогда инфляция постепенно уничтожала мою "большую" зарплату. Радость от этих денег была не долгой. Изменение показателей соответствовали тогдашней обстановке в стране. Люди нищали и ни денег, ни настроения ходить на концерты не было. Я постепенно стал замечать пустые кресла в залах.

-Когда вы перешли на хозрасчет, то ушли из Москонцерта или это было в рамках Москонцерта?

Мы не увольнялись, по моему, но точно сказать не могу. Все варианты с увольнениями, переходами, реорганизациями делались без нашего ведома и нам об этом не говорили. Я узнал обо всем только по записям в трудовой книжке, когда забрал ее в 1994 году...
А тогда нам просто сказал Слободкин, что мы перешли на хозрасчёт. В июне 1988 года мы отработали первые концерты на хозрасчете в Ставрополе.

-А что за акустическая аппаратура была тогда у ансамбля?

Еще во время моей работы у Отиевой нам передали в пользование аппаратуру "веселых ребят" «Динакорд» (производство -Германия), а они в свою очередь тогда получали новую аппаратуру Peavey (США). Вся аппаратура принадлежала Москонцерту. На ней мы и работали до конца.

-Кто был звукорежиссером ансамбля и концертным директором в период вашей работы?

Когда я пришел в ансамбль звукорежиссером работал А.Фирсанов, а после него были Д.Сухин и последним до 1993 года А.Баранов.
А. Латыпов никогда не был концертным директором. Он был штатным конферансье ансамбля. Иногда в силу своего огромного опыта, и по просьбе Слободкина немного помогал этим самым концертным директорам.
При мне было два концерных директора - Роман (это фамилия, ударение на О, имени не помню) и Сергей Пудрин, который работал до 1993г.

-А как и чем возили аппаратуру на гастроли? Сколько она весила?

Сколько весила сказать не могу. За 2-3 суток, в зависимости от дальности уходили 2 полных фуры. Аппаратуры было много плюс свет, лазер, дым- машина, машина для льда (спасла она однажды мою жизнь), инструменты, костюмы, кухня, мешок гречки (всегда). В общем все, что необходимо для долгих гастролей.
Техперсонал состоял из двух звукорежиссёров, художник по свету, лазерщик, ответственный за барабаны, зав.постановочной частью и, по моему, три грузчика-охранника. Хотя в разгрузке участвовали все,кроме зав.поста.

-Расскажите, как машина для льда спасла вам жизнь?

Не помню какой был город. В концертном варианте каприса Паганини в середине произведения игралось соло бас-гитары. Мы останавливались в определенный момент и на этом последнем аккорде полностью гас свет, затем одинокий луч высвечивал басиста, и он начинал, а мы уходили в гримерку.
Я уже говорил, что лестница на мой почти двухметровый помост состояла из составленных ящиков из под микрофонных стоек. Машина для льда стояла внизу, у основания помоста. Она была из нержавейки очень тяжелая. Особенно, когда ее полностью заправляли для работы. Когда погас свет, я промахнулся ногой мимо ящика, когда пытался уйти и полетел вниз головой!!! Я уже успел подумать, что это конец. Воткнуться головой в пол, а там лежали еще всякие железяки, запчасти и ещё стояла угловатая дым-машина, шансов мне не оставляло! Но спасло чудо! Машина для льда была высотой от пола порядка 40 см и моя голова пролетела от неё в считанных сантиметрах, а удар приняла на себя левая ключица. Удар был такой силы, что левая рука вылетела из неё и повисла за спиной!!! Но благодаря этому я не ударился головой ...совсем! Меня развернуло от удара и я упал боком на дым-машину, разрезав довольно глубоко правый бок.
От дикой боли я потерял сознание. Очнулся в гримерке в окружении врачей скорой, которая дежурила на концерте. Кровь остановили замотав бинтами, а вот руку вправить на место без анестезии было не реально. До нее было не дотронуться . Тем более, что она болталась за спиной только на мышцах!
Дело осложнялось тем, что отменять концерт в середине было нельзя: Дворец спорта около 10000 человек!!!! Но самое страшное, что нужно было после соло доигрывать коду в очень быстром темпе!!!! Соло заканчивалось. За анестезией в машину уже не успевали, и врач сказал, что у него есть большой опыт вправления конечностей, и он попробует одним движением это сделать. Мне нужно было просто потерпеть??!!! Время быстро таяло. Я понял, что выхода нет и согласился. Это была самая сильная боль в моей жизни!!!!!
Когда все закончилось, я почувствовал небольшое облегчение. Рука встала на место. Мне ее сделали на жесткой повязке, примотали в согнутом состоянии к туловищу, и я пошёл на сцену. Играть предстояло одной рукой. Буйнов не стал загонять темп, как он это делал всегда, и мы благополучно закончили. Аплодисменты были не только Ерастову, но и мне. Люди все поняли и оценили...
Практически до сегодняшних дней у меня это хроническая травма. При малейших физических нагрузках рука выскакивала из ключицы раз 20!!! Один раз даже за рулём, вызывали скорую вправлять, правда уже с анестезией.
Ю.Андреев, А.Буйнов, С.Перегуда, И.Ерастов.

-Вот на этом фото у вас в руках машина для льда?

Это один из контейнеров, в который загружается лёд. Их два, и двумя руками, в нужный момент опускаются резко в кипяток. Однажды брызги этого кипятка мне сильно ошпарили спину! А когда этот "дым" тебя полностью обволакивает, то совсем исчезает звук, даже барабанный. Полная тишина, ощущаешь, что бьешь по чему-то твёрдому и всё!!!
Про Паганини вспомнил ещё один случай, правда уже весёлый.
Мы работали по отделению с группой «Рондо» и на последнем концерте, а последний -"зелёный", где допускаются разные приколы и розыгрыши. Так вот, все шло по сценарию описанному мной ранее. Только вот на соло Ерастова ко мне подошёл барабанщик «Рондо» и попросил показать палочки, которые у меня были в руках, типа посмотреть! Я без проблем отдал ему, он их опробовал, а меня в этот момент окликнул Сашка Иванов. Когда я обернулся барабанщика уже не было, вместе с моими палками. Ну я не переживал, в колчане, который висел на том-басе у меня всегда было пар 10-12.
Ничего не подозревая, я после соло бас- гитары пошёл доигрывать тот самый быстрый кусочек. А Буйнов всегда имел привычку "загонять" это место, так как он один и начинал его! Иногда, по настроению, он специально пытался загнать так, чтобы я не "выхилял" и получал огромное удовольствие, широко улыбаясь своей голливудской улыбкой. Однако я не всегда доставлял ему это удовольствие, успевал всегда, иногда просто "подыгрывал" ему в этом. Потому что когда Буй в настроении, он в ударе! И концерт катит первоклассно!!!
Так вот, я залез на помост почти в последний момент перед началом этой быстрой части, потянулся за палочками и, о ужас, они были связаны скотчем по всей длине. Я стал судорожно их разматывать, чувствую не успеваю! Взял двумя руками, и начал дубасить, как бревном. При этом кусок скотча, который я успел размотать, прилип к рукам и сильно мешал. Буйнов об этом не знал, и в настроении разогнал так, что двумя- то руками было бы тяжело, а я махал этим бревном! С меня сошло не семь, а сорок семь потов!!!
Зато вокруг все упали со смеху! Вот так веселятся музыканты, а зрители и не догадываются!

-Где территориально проходили гастроли? Куда ездили чаще всего? Какие залы собирали?

Изначально были Дворцы спорта (Киев-10 аншлагов), стадионы (большие стадионы на одну трибуну- Днепропетровск, Махачкала), небольшие забивались под завязку, Зеленые театры на открытом воздухе, Велотреки (Львов, Кишинёв). А затем постепенно перешли на дворцы культуры и клубы, но иногда Дворцы спорта ещё всплывали, правда без аншлагов.
Больше всего работали на Украине. Ну и по стране тоже было достаточно, особенно за Уралом.
Расскажу про самый ужасный, веселый и неповторимый концерт в моей жизни!!!
Уж не знаю, почему мы летом 1988 года поехали в Дагестан без своей аппаратуры...!? Дальность значения не имела, и за Урал возили. Сэкономленные деньги на фурах? Тоже смешно! Ну как бы там ни было, приехали в Махачкалу на открытую площадку "Зеленого театра". Как говорил Слободкин, нам там поставят равноценную аппаратуру...
То что я увидел на сцене, не было похоже не то что на равноценную, но и на просто нормальную аппаратуру!!!
Я не буду описывать акустическую и электронную часть, но то что стояло вместо барабанов заслуживает отдельного описания. Еще издали я заметил полное отсутствие подзвучки. Единственный микрофон стоял в большом барабане. Ну думал, не успели поставить, хотя по договоренности мы должны приехать и сразу репетировать.
Скажу сразу, Слободкин тогда с нами не поехал, сославшись на дела, но если бы он поехал, я представляю, что бы там было!!!!!! Н ам один раз к поезду подали вместо "Икаруса" львовский автобус, так был такой скандал,что мы чуть не уехали обратно. Сразу нашли "Икарус"!!! А тут такое..!!???
Я подошел к этому "чуду". На пластиках лежали резиновые круги. Я подумал,тогда был дефицит пластиков и люди для сохранности, чтобы случайно не проткнуть их, закрыли резиной. Но когда я попытался их снять, мне сказали, что этого нельзя делать, это оказывается не просто барабаны, а электронные!? На мой немой вопрос, мне сказали что под резинками стоят датчики. Как оказалось обычные иголки от проигрывателя с пластинками !!!!!! От удара они срабатывали, мало того через раз, но еще и с жуткими повторами, как ревербератор. Только в отличие от ревербератора, повторы эти были хаотичные и разной громкости. К примеру, третий повтор мог быть громче в разы основного, т.е. первого удара!!!!
Стало ясно играть на них не получится. Из всей установки рабочими были только тарелки, хай-хэт и большой барабан! А мне ведь еще соло предстояло играть!!??? Звукорежиссер сказал, что постарается прибирать малый барабан по громкости, а я должен стараться как то играть без повторов...!!??? Потому что без доли по малому барабану играть не возможно. "Томы" мы просто сразу исключили, т.е. без брэков!!! Но как быть с соло?
Латыпов стал звонить в Москву Слободкину с просьбой отменить соло барабанов, но ответ был резкий, в стиле диалога Крамарова с Леоновым из известного фильма:
- Доцент, у меня насморк....!!!
- Играть все строго по списку!!!
Стали думать,что делать? Я решил играть по всему, что лежало на сцене, кроме барабанов. По шнурам, стойкам, фонарям и т.д.!!! Буйнов предложил включить перкуссию на клавишах, чтобы я пальцами смог что-то воспроизвести. Это был хороший вариант. Так и порешили.
И вот началось это незабываемое ШОУ!!! Глызин постоянно поворачивался и смотрел на меня, как на врага!!! А что я мог сделать? Малый барабан творил такое!!! Ребята с трудом старались держать ритм. Я кричал им, чтобы слушали большой барабан и хай-хэт! Вроде к третьей песне, как- то сориентировались, но тут у меня ломается педаль!!!! И ритм просто исчезает. Видя растерянность на лицах ребят, я начинаю просто бить ногой по большому барабану, как по мячу, от таких ударов он тут же поехал вперед. Я закричал басисту, чтобы он подошел и ногой держал его!!! Понимая, что скоро СОЛО меня постепенно охватывал ужас.
И вот момент настал. Я старался..., но предметы на сцене, по которым я играл стали постепенно заканчиваться, а повторяться не в моем стиле. Вспомнив про клавиши, я стал продвигаться к ним по авансцене. К моей великой радости люди, не понимая, что происходит, постепенно начинали хлопать и выражать всякие одобрительные эмоции!!! Это меня вдохновило. До клавиш еще было приличное расстояние. Играть, сидя на корточках, стало тяжело. И я решил просто сплясать, типа, лезгинку и таким образом быстрее подойти к буйновским клавишам. Я взял палочки в рот, как кинжал, и выдал все, что смог! Люди просто были в восторге. Я уже вошел в роль артиста театра и стал жестами общаться с залом. Показывая, что это не все, сейчас я выдам еще лучше, имея ввиду клавиши, на которых я решил сыграть ту же лезгинку! Подойдя в танце к клавишам, с палками в зубах, я уже был спокоен, зная, что сейчас зазвучат, хоть электронные, но все же барабаны. Но не тут-то было. Буйнов забыл переключить звук на перкуссию!!!!! И вместо барабанов зазвучал страшнейший орган, причем полная какофония. Я не видел по каким клавишам бил пальцами. От такого у меня палки изо рта выпали!!! Буйнов пулей выбежал на сцену и двумя движениями включил мне перкуссию. Я заиграл самозабвенно, услышав знакомые звуки барабанов.
В общем соло удалось!!! Зал аплодировал долго!!!
Ю.Андреев, А.Буйнов, С.Перегуда, И.Ерастов.

Но концерт продолжался. Я думал, быстрее бы все закончилось, хотя знал, что предстоит еще один, сразу после этого. Но уже была какая-то уверенность, все-таки репетиция состоялась!
Скажу сразу, главное было впереди. Под конец концерта начался сильный ливень, мы не доиграли только "Тетю". Сцену залило полностью. Оставаться на ней было небезопасно, но люди не расходились и требовали "Тетю". Сложилась патовая ситуация. Пришли уже люди на второй концерт, а эти не хотели уходить. Ни один человек с места не поднялся, и дождь нипочем!!! Все объяснения не принимались. Начались даже угрозы!!!! Единственный милиционер, который нас охранял сказал, что лучше выйти и сыграть!!!
Прошел уже примерно час, а люди как приклеенные сидели. Решили все же играть, но для этого принесли много резиновых ковриков и закрыли ими сцену полностью. Вышли и стали играть, вообще без всякого настроения. Какое уж тут настроение.
И тут у меня перед глазами начался салют из синих искр, я ничего не понял... Барабан затрещал, как сумасшедший, хотя я в тот момент по нему не играл, была пауза. Тут я увидел, что на нем лежит огромная деревяшка, размером с кирпич. Как потом я понял, ее бросили с забора, на котором сидели безбилетники и попали мне точно в лоб !!!
Это был заключительный аккорд!!! Вот так было "весело". Такое не забудешь!!!!
Вообще Дагестан запомнился надолго!!!
После того концерта мы переехали в Махачкалу. Отработали 2 концерта на стадионе. Так вот во время репетиции, наши гримерки успешно освободили от наших вещей. Куртки,кроссовки ушли безвозвратно!!! Домой ехал в концертной обуви. Как компенсацию нам вручили 3-х литровую банку чёрной икры, которую мы ели три дня!!!
Махачкала.
И.Ерастов, Ю.Андреев, А.Глызин, А.Буйнов, А.Добрынин.

-Были ещё какие-то интересные случаи на концертах?

"Осень моя"- так называется очень пафосная песня В.Матецкого. Ее исполнял один Глызин, аккомпанируя себе на гитаре. Пел он ее под электронный рим-шот, который я ему включал педалью, стоявшей у меня под ногой. Но в конце этой песни звучало соло гитары, где уже вступали мы все. На момент начала соло я должен был в долю отключить этот Рим-шот.
Чтобы не сидеть на сцене всем, пока Алексей споет два куплета и два припева, песня длинная и медленная, мы уходили в гримерку и успевали даже попить чай! За кулисами сидел специальный человек из тех.состава, который должен был оповещать нас о скором выходе на это соло. Всегда все шло отлажено и без сбоев. Но однажды, этот самый человек, под эту очень медленную, заунывную мелодию... уснул!!! Мы естественно ждали его с приглашением на выход, но его не было!!! Чувствуя по времени, что здесь что-то не то, прислушались и, о кошмар!!!! Звучали последние аккорды перед соло!!!
Можете представить: в полной тишине послышался топот бегущих людей, что есть мочи!!! Оставался буквально один такт до начала, а мне ещё нужно в полной темноте заскочить на почти двухметровый помост по железным ящикам, вместо ступенек!!! Я понял что не успеваю сесть на стул и, практически в прыжке, в сильную долю ставлю ногу на педаль, правую руку по тарелке, а левой рукой упав грудью на стул отключаю рим-шот!!! Акробатический трюк!!!
Только вот это вступление на соло гитару, которое тоже исполнял Глызин, должно было произойти в полной тишине. В этом- то и была вся фишка в этой песне! А тут топот бегущих "бизонов", грохот железных ящиков, истерический смех!
И вот, не помню, по моему, кто-то из гитаристов, всё-таки, не успел начать вовремя!?? По окончании Глызин одарил всех "комплиментами", "выразив огромную благодарность"! А люди в зале догадались и улыбки были на их лицах, хотя песня то совсем грустная...
Но так вот тоже бывало!!!
Мы же всё-таки "Весёлые ребята"!!!
Продолжение