Геннадий Пузырев.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.


30-летию выхода диска "Любовь- огромная страна" посвящается...


Братья.

(сентябрь 2005)
4

Геннадий Пузырев.
Г.Пузырев

-А как ты встретился со Слободкиным?

-Он мне позвонил:
-Я, Павел Яковлевич Слободкин. Надо встретиться. Брат говорил, что ты можешь делать аранжировки .
Это было еще летом. До этого я его лично не знал. Хотя Леша там уже давно работал, но я не считал возможным наниматься на работу через Алексея.
Слободкин позвонил, и мы встретились. Он дал мне две песни Дьячкова "Качели " и "Ветка жасмина". Последняя как-то не пошла, там три части и все в разных тональностях. Чего-то там наплел Сережа не слишком хитово. Красиво, но совершенно не хитово. Сережа, он вообще человек-то крутой по гармониям. И пианист прекрасный.
Я писал аранжировки для "Веселых ребят", но в ансамбле не работал. Когда кончились гастроли с Микаэллой, Паша меня пригласил к себе. От них тогда уходил звукорежиссер, и Паша предложил работать у него звукорежиссером и писать аранжировки. Это было в феврале 74.
В этом же году начали записывать диск "Любовь-огромная страна". И довольно быстро его записали. Где-то во второй половине года. Там все песни записывалось по отдельности. А потом из них лепили диск. Мне досталась аранжировка заглавной песни диска.
Песню "Ты ко мне не подходи" делал Леша. Основную часть аранжировок диска делал он. Вокальные аранжировки я тоже делал. И на фоно отыграл всю партию. Леша там, на гитаре ножом играл. Эта песенка под Харрисона сделана, наложением в терцию. Леша сделал аранжировку в стиле "Give Me Love" Харрисона. Как раз пластинка вышла "Living In The Material World". В этом плане он и сделал аранжировку. Она том очень хорошо легла. Я там два раза наиграл, чтобы было погуще.
Я играл и в песне "Отчего", у которой на записи меняли текст и название. До этого она называлась, по-моему, "Двенадцать месяцев в году".
Леша много сделал на этой пластинки. К примеру, "Наша песня"-Гамалея. Так вот, Гамалея там никакого нет, там все было переделано. Там есть только Леша Пузырев, по существу.
На записи за пультом сидел обязательно Слободкин и тот, кто там писал.

-Звукорежиссер там, кажется, был Шахназарян?

-Шахназарян, да. С ним мы работали, но не только с ним. Но в основном он был.
Если за смену одну песню записывали, то это было хорошо. Там даже брался материал, который сначала не планировался для диска, но его добавили просто для метража.
Песни "Это-Москва" и "Вечная весна"- фонограммы Додика Тухманова, а не "Веселых ребят". Додик дал готовые фонограммы, а писали чисто вокал. Была еще третья песня такого рода "Как прекрасен этот мир". Больше подобных случаев не было. Я потом передрал все партии, которые у Додика были на фонограмме для нашего состава. И мы это играли. На сцене нормально, кстати, все это проходило. И без скрипок ничего было. Под орган. "Это Москва"-очень клево проходила. Вообще-это рок-н-ролл и там не обязательно скрипки.

-А почему использовались тухмановские фонограммы, что ансамбль не мог сыграть сам?

-Могли и играли. Играли все в ноль. Просто там были скрипки и все это звучало очень красиво.

-Это была инициатива Тухманова?

-Это была инициатива Слободкина. Когда накладывали вокал, приходила Таня Сашко и рассказывала нам как надо петь.

-А тебе приходилось потом видеть этот диск, где на конверте были фотографии музыкантов с их фамилиями и, где под фото Барыкина стоит фамилия Мушкамбарян?
(Я показал ему такой диск)


-Нет, раньше я не видел такого. Это, скорее всего, нестыковка разных ведомств. Один отвечает за это, другой за это. Это какое-то позднее переиздание.
Все барабанные партии на этом диске писал Полонский. Он по нотам почти не играл, он играл на слух, просто запоминал и лупил нормально. Парень он фактурный и играл ритмично в отличии от Багрычева, у которого ритм плавал быстрее-медленнее. Для ансамбля был лучше Полонский. Здесь главное чтобы ритм был жесткий. Метроном поставил и все совпадало. А у Багрычева все плавало.
Там многих пробовали. Приходили какие-то джазовые барабанщики. Они вообще никуда не годились. Они играли много, но когда человек поет, они вдруг, как залупят в тарелку, и человек слова забывает от неожиданности. Нельзя этого делать. Они были солисты, а барабан инструмент аккомпанирующий. А они пытались себя показать. И Багрычев тоже такой.

-А говорят, он играл Сантану один за двоих его барабанщиков?

-Он один играл соло без никого, а когда играешь соло, там не видно, что ритм плавает. Не к чему, ведь, соотнести. А ансамблю это неудобно когда, то ускорение, то замедление.

-Что было дальше после выхода диска?

-Там какие-то конфликты пошли. Долго что-то не было концертов. Потом мне попалась девушка, на которой я женился и решил, что лучше я не буду ездить на гастроли, а пойду играть в ресторан. Выяснилось, что в ресторане денег можно было не меньше заработать. Там еще какой-то бунт против Слободкина был... Что он груб бывает с музыкантами, не дает нам песни петь.
Глупо это все было. Слободкина нам давал деньги, а мы этого не понимали. Главное было не то, что какие мы великие артисты, а то, что у нас замечательный продюсер- Слободкин. А он был суперпродюсер.
Я видел его в работе. Как-то пришел к нему домой, что-то там ему показать, а он звонил по межгороду в разные места. Как он с ними разговаривал? Это что-то. Было четко и конкретно. Он свои условия навязывал очень жестко. По размещению артистов, по транспорту, по количеству концертов.

-А Слободкин, действительно, бывал груб?

-Со мной был, с Лешей то же был. А мы этого иногда и заслуживали. Напрмер, мы приезжаем на площадку, до концерта 40 минут и мне надо проверить звук, а мы где-то болтаемся в буфете. Наверное, сначала надо было отстроить звук, а потом идти в буфет. Других конфликтов у меня с ним не было.
Леша один раз не приехал в аэропорт. Слободкин должен был его прихватить по дороге в аэропорт, а он поехал другой дорогой и не прихватил его. Леша стоит, его ждет, потом плюнул и пошел домой. На другой день взял билет за свои деньги и прилетел. Из-за этого у нас полетели 4 концерта. Билеты были сданы. За это он на него орал, но не уволил.

-А вот тогдашние москонцертовские руководители ВИА: Маликов, Векштейн, Гранов и Слободкин. Как они в сравнении друг с другом?

-Слободкин круче всех вообще. Это ясное дело. Ему мешали, видимо, два факта, то, что у него не было высшего образования и то, что он был беспартийный. С другой стороны его фамилия была на слуху. У него же отец- Яков Слободкин. А Маликов там человек новый, но он, зато партийный был.
Я так понимаю, что если бы Паша был партийным, то всем остальным там было бы нечего делать.
Был такой случай. Приезжаем в город, в Днепропетровск. Нас привезли в какую-то дрянную гостиницу. Паша посмотрел и говорит:
-Эта нам не подходит, давайте хорошую.
А ему говорят, что нигде нет номеров. Паша:
-Нет номеров? Мы сейчас берем такси, за свой счет покупаем билеты на самолет и улетаем.
Тут же нашлись номера. А мы даже не селились в ту гостиницу. Сидели с чемоданами и ждали, пока Паша звонит. Он прозвонил, и они, как миленькие, отвезли нас и поселили нормально.
Он, кстати, орал на меня часто, но я за это на него не в обиде. Он всякий раз прав оказывался. Все мы были разболтаны, все мы выпивали слишком много. Гораздо больше, чем нужно было для здоровья. В общем, весело было всегда.
Работа,конечно, эта тяжелая была просто по количеству метража, но по напрягу, она не очень тяжелая. Когда ты поешь и играешь каждый день одно и тоже. Соответственно я сижу за пультом и знаю где и кого вывести. У меня руки сами работают. Если я выпью бутылку шампанского со мной ничего не будет. Так же и все рассуждали. Вышли на сцену и всем весело.
Занимались приколами. Так всегда люди делают, когда однообразно. Когда я работал в "Веселых ребятах"- это был хороший период во всех отношениях.

-А как Слободкин проводил репетиции?

-Когда появился замечательный магнитофон "Юпитер-201" в Советском Союзе. Паша их выписал в Москонцерте две штуки. И уже не прогонял весь ансамбль. Просто записывал фонограмму, и солисты пели под магнитофон. Он понял, что не нужно людей грузить. Один из первых. Как бы фанеру использовал. Сами записали и тот же Барыкин или Лерман под него тренировались, а Паша слушал и делал замечания.

-А приходилось "Веселым ребятам" выступать под фонограмму?

-Приходилось. На "Динамо"в 1971 году- это известный концерт. И еще был в 1975 году там же такой концерт. Был какой-то юбилей. Но там вообще невозможно было без фонограммы обойтись. Тогда с этой аппаратурой нельзя было озвучить стадион. Мощности не хватало. А у них и своя аппаратура местная была, вот они запустили все через стадионные динамики с паршивым качеством. Так что слушать просто было невозможно.

-А было такое, чтобы "Веселые ребята" двумя составами одновременно выступали в разных городах?

-Никогда такого не было. Это не сегодняшнее время. Первые, у кого появились двойники- это "Самоцветы". Какая-то группа фальшивая, тоже с девушкой с белыми волосами. Они где-то ездили, далеко от Москвы. Косили под "Самоцветы". Это в те годы и было в 70-е. Когда "Самоцветы" стали известны и популярны, под них кто-то работал.
Про "Веселых ребят" такого не слышал никогда. Они под фанеру никогда не работали, кроме этих двух случаев. Всегда была акустическая репетиция, очень длинная. Слушали, как звучит, отстраивали эквалайзер. Все делали как надо. Да и не было никогда у нас два состава. Просто было иногда больше народа иногда меньше. Паша никого не увольнял из ансамбля, на самом деле, он просто лишал партий. Типа эту песню теперь будешь петь не ты, а другой. И человек стоял за кулисами и переживал, что его мало используют. Поэтому в ансамбле могло быть 8 человек, могло быть 9 или 12. Это не важно. Все равно то, что мы получали, это были крохи по сравнению с теми сборами, которые ансамбль делал. То, что нам платили, казалось, что это очень много. А если перевести на проценты со сборов- это была ерунда совершенная. Поэтому количество людей в ансамбле не было ограничено.
Кому что петь или кому делать аранжировки- решал Слободкин. Он вообще все решал. Больше никто там ничего не решал.
Аранжировки в основном делали Леша и я. Раньше Леша в основном делал, когда меня не было. Там никто другой и не делал. Или брались готовые. Потом, когда пришел Дурандин, он тоже делал. Иногда аранжировки делали с приколами. К песне "Чернобровая дивчина"-прекрасную аранжировку сделал Леша. Это очень клевая песня. Там есть слова "Давайте веселиться", а все песня сделана в миноре. Так что, повеселишься под нее, пожалуй. Леша, вообще, клевые аранжировки делал.
А песне "Любовь-дитя планеты" он сделал нормальную переаранжировку, взял бас, барабан и одну гитару. Звук стал тяжелее, а в конце там была модуляция на полтона ля-минор-бемц-си-минор. Это был такой прикол.

-Пугачева при тебе пришла?

-Да. Она пела с нами шесть-семь, песен в концерте. И все. Пела довольно яркие песни. Я для нее тоже писал какие-то аранжировки. Сначала ее не всерьез приняли. Она и получала меньше нас. У нее ставка была 7 рублей. А конфликта особого из-за нее не было. Просто стали мы из себя слишком много строить, чем на самом деле мы не являлись. Буйнов говорит, что надо уходить в "Цветы" к Стасику. Там молодые ребята работают, а со Слободкиным нам не по пути. Там можно длинные волосы. Это было для нас самое главное- длинные волосы.
Ушли мы в "Цветы" с Буйновым, а там работы не было никакой. Только одни репетиции и разговоры. Где-то до ноября я считал, что работаю в "Цветах". Потом там стало невозможно, и я ушел в ресторан.
Когда мы пришли там работали: Лосев, Фокин-барабанщик, Никольский. Была там и вокальная группа. Миша Эйсман или Эйхман, не помню его фамилии. Он был руководителем вокальной группы, они там подпевали вживую. Звучало это, так себе. Один раз съездили на гастроли в Челябинск и все. В общем, ничего там не было. Была одна болтовня.
Буйнов вернулся к Паше в тот же год. А я номинально оставался. Не было ни концертов, ни репетиций. Вообще ничего не было. Все зависло. И я пошел работать в ресторан.Проработал я в "Цветах" где-то 4 месяца. Дальше я работал в ресторанах и в клубах.

-Буйнов в итоге вернулся в "Веселые ребята", а почему не вернулся ты?

-Я считал, что буду писать песни и этим буду зарабатывать деньги. Да и не удобно было перед Слободкиным проситься обратно. Потом мы встречались на свадьбе у Алешина в "Национале". Слободкин там общался с моей женой и сказал ей, что не понимает, почему я не возвращаюсь обратно. Он ждал, что я сам проявлю инициативу. А Буйнова он взял легко.
Зимой 1976 года я пару месяцев проработал у Ободзинского с "Верными друзьями". Мне позвонил Ободзинский, хотя мы с ним лично не были знакомы, и сказал:
-Ты помирись с ребятами и приходи к нам работать.
Я пришел в ансамбль и сказал:
-Простите, если что было не так.
И стал с ними работать. Там мне очень не понравилось по сравнению с "Веселыми ребятами". Уровень был намного ниже. Например, в "Веселых" мы отрабатывали 2 концерта и нам приносили еду из ресторана. Мы были в состоянии за нее заплатить. А там приносили одному Ободзинскому. Очень плохие были номера, без удобств. Отношение было такое: вы- музыканты, а я- артист.
Мы приехали в Ленинград и нас селят в двухместный номер в подвале без удобств. Я говорю Ободзинскому:
-Валера, где мыться перед концертом?
А он мне:
- Вот там есть душ или можешь ко мне придти.
Ансамбль тоже выглядел не очень. Те, кто пришли с Ободзинским были сильными музыкантами, а все прочие, так себе. Потом там какой-то раздрай начался у Фимы с Щегловым. Тогда там работали Пивоваров, Фельдбарг и Плоткин.

-А ты знал, что они записывали с Тухмановым диск "По волне моей памяти"?

-Конечно, это же было на диске написано. Это классные музыканты. Они не вокалисты, но музыканты классные. Они сами по себе были хороши без всяких "Верных друзей". Это очень хорошая ритм-группа, которая играла любую музыку. С нотами или без нот.

-А почему Тухманов пригласил именно их?

-Это лучшее что Додик мог тогда найти- сыгранная и готовая ритм-группа. И он им платил за день записи то ли по 50 рублей, то ли по 100, вне зависимости, что они в этот день делали. Лучших музыкантов для него на тот момент не было. Для его стиля в особенности. Они могли играть все. Были еще всякие джазмены, которые все играли криво и не знали нот.

-А почему он из "Веселых ребят" никого не взял, он же много с ними работал, а тут вдруг вообще никого из них не привлек к записи?

-С тем же барабанщиком Полонским как все происходило? Ему приходилось объяснять на пальцах, и он заучивал наизусть. Это было очень долго и получалось репетиторство. А Тухманову нужен был человек, который пришел и записал то, что он хочет, без проблем. А таких мало.
Вот Юрченко такой барабанщик у Лундстрема. Он сыграет сразу все что надо. Кроме Юрченко я не знал профессионального барабанщика в то время. Все остальные были полупрофессиональные.
Иван Юрченко.

-А вы хорошо зарабатывали в "Веселых ребятах"?

-Фактически в "Веселых ребятах" мы получали маленькую зарплату в самом Москонцерте. Основные деньги мы получали на фондах, по договору на месте в филармониях. Допустим, едем куда-то, где у нас запланированы 3 концерта. Вместо 3 мы делаем 16. Эти 13 концертов оплачиваются на месте и почти без налога. Там был какой-то творческий налог 1,5%. Эти дополнительные концерты оплачивались из фонда филармонии. Так, в этих фондах у филармоний денег не было, но когда проданы билеты, то деньги там появлялись. И это было выгодно и филармониям и нам тоже. Это не было криминально, но это не поощрялось в Москонцерте, потому что сам Москонцерт от этого ничего не получал. Но все это было оформлено документально и в ведомостях было расписано.
На гастролях у нас в месяц было концертов 90 при ставке 22,5 рубля за концерт.
Еще была одна такая система. Там мы работали с Маликовым, после того как образовался наш ансамбль. Было такое Бюро кинопропаганды советского искусства. Там тоже платили нормальные деньги с минимальным налогом. Собирались несколько киноартистов человек 20 и ездили по разным городам, якобы пропагандируя кино. У нас были Ножкин, Ладынина, Мордюкова, Кустинская, еще кто-то. Они пели песни, а мы им аккомпанировали. Только Дворцы спорта, платили две ставки. Два-три концерта в день и после концерта обязательно банкет. Это была выгодная работа, и Маликов нас поддерживал, чтобы мы как-то кормились, пока не было концертов, и ансамбль не был зарегистрирован. Так мы ездили в Ростов. Потом я еще несколько раз ездил в такие поездки уже отдельно от них.

-Существовала ли конкуренция в Москонцерте среди ансамблей?

-У меня был ансамбль и такой же был у Леона Оганезова. Мы работали с одними и теми же солистами. Музыканты у нас были одинаковые, но у Левы получались всегда какие-то классные гастроли, а у нас не всегда. Я тогда ничего в этом не понимал, оказывается надо было давать денег руководству, которое планирует гастроли.
Там еще был один ансамбль хороший в инструментальном отделе. Мы работали с Витей Чистяковым-пародистом. Там работал Тамаров-барабанщик. С Чистяковым мы очень хорошо работали. По 8 концертов в день. Деньги были нормальные и гостиницы шикарные. Я там считался руководителем и мне он давал люкс, а ребятам одноместные номера со всеми удобствами. Он ставил такие условия, и все соглашались.
Как-то он мне позвонил и позвал на гастроли. Я сказал:
- Я работаю в ансамбле "Москвичи", пока там денег нет, но зато там есть хорошая перспектива, поэтому я с тобой не могу поехать.
Поехал другой ансамбль, и они все разбились. Если бы не "Москвичи", то я бы разбился точно.

-А среди ВИА, где было престижней работать?

-Поначалу, престижней всего было работать в "Веселых ребятах". Это однозначно. Потом когда "Самоцветы" поднялись и у них появились зарубежные поездки, да и музыка похожая на западную, стало престижней и там работать. И многие туда свалили. Барыкин тот же, потом, правда, он опять вернулся в "Веселые ребята", а потом опять ушел.

-А "Голубые гитары", они ведь больше всех ездили?

-Да. Гранов был партийный, он был член парткома. Его задача была- быть за границей. Не важно, какая заграница. Но музыки там интересной не было.

-Пьянство в ВИА. Была такая проблема?

-Да нет, проблемы не было. Никто ж, не падал.
В "Москвичах" была проблема однажды с Дурандиным. Был день рождения Д.Леннона, а у нас был один концерт в Гусь-Хрустальном. Тогда считалось так, пьем с утра -потом проспимся. Дурандин не проспался, он продолжил это мероприятие. Открывается занавес, - стоит пьяный Дурандин, ничего не видит и у него с грохотом падает гитара, и потом он сам падает. А гитара была включена в усилитель и ручка громкости была выведена до отказа. Грохот пошел страшный. Занавес снова закрывается на 20 минут. Потом кто-то другой взял бас (может я), и концерт отработали.
Пьянство было постоянным. Там было тяжелое пьянство от безденежья, а в "Веселых" как-то было более интеллигентно, пили хорошие дорогие напитки. В основном коньяк и шампанское и не в таких количествах.
Слободкин с нами никогда не участвовал, держал дистанцию, хотя все равно знал, что там у нас в ансамбле происходит.
Там всякие были приколы. Развлекались, как могли. Работа сама по себе была тяжелой физически, не морально. Морально в ресторане было даже тяжелее. Там работаешь три отделения в режиме нон-стоп, разные произведения каждый вечер по заказу публики. А в "Веселых ребятах" всего было песен 40, и из них исполнялись 27. Происходила ротация. Слободкин сам составлял программу и писал всем листочки, чтобы знали, что за чем идет. Морально это не очень тяжело.

-А почему ушел Казанцев в 1974 году из "Веселых ребят"?

-Казанцев напился сильно в поездке. Все пили, кроме Малежика, в той или иной мере, но больше всех Багрычев. У него был нарушен солевой обмен и после четвертого концерта, он шел с рюкзаком, в котором было несколько бутылок коньяка, несколько бутылок водки и вина. Не меньше 10 бутылок и все это гремело. И все это он выпивал за ночь с какой-нибудь подружкой.
Казанцев тоже нагружался иногда сильно. Они с Полонским напились так, что сорвали концерт. У нас был выезд, кажется из Полтавы. Подогнали автобус мы сели, а их нет. Пошли их искать в номер. Номер заперт изнутри. Стучат, никто не открывает. Стали ломать, а они там оба напились и спят. И их Паша уволил. Мы приехали в Геленжик. Первый концерт не состоялся, а потом порепетировали, Буйнов взял бас, а Чиненков сел за барабаны и отработали на "ура". А потом взяли Багрычева. Он отработал где-то год. Но для рок-группы Багрычев не годился, поскольку не держал ритм. Это джазмены играют, как бог на душу положит. Все за барабаном тянуться и хорошо.

-А Хабазин при тебе работал?

-Хабазина уже не было, кода я пришел. Там было 2 гитариста Барыкин и Леша. Хабазина я встречал в ресторане "Русалка". Это в саду "Эрмитаж". Хабазин там был, Казанцев, Тамаров и Лыньковский. У них был хороший ансамбль, все было на три голоса расписано.

Антон Гаев.
А.Гаев
-Как ты стал Антоном Гаевым?

-Псевдоним Антон Гаев я придумал, чтобы не платить алименты первой жене. В 1975 году я зарегистрировал несколько песен под этим псевдонимом "Проходят годы", "25 минут" еще что-то. Потом был такой случай, я написал для "Самоцветов" песню "Мы стали другими". Когда она вышла на пластинке Маликов, забыв о моем псевдониме, написал на диске, что ее автор Г.Пузырев. И сразу пошли мне алименты от ВААП.

-А как ты стал гражданином Литвы? Филиппов сманил?

-Филиппов человек довольно гибкий. Когда не стало работы, он пытался устроиться у Слободкина. Он приходил на репетиции, и когда мы устраивали перекуры, он ходил по фойе и громко пел, в надежде, что Паша услышит и скажет:
-Кто это там так замечательно поет?
А мы скажем:
-А это наш знакомый Филиппов.
Но Паша это не оценил и Филиппова не взял.
Потом он встретил в Москве какую-то шоу-группу из Вильнюса. Там была танцовщица. Она ему понравилась, он на ней женился и уехал в Вильнюс. Там выучил литовский язык и стал работать с ней. Уже не музыкантом, а танцором. Это было в году 76-77.
А как у меня Вильнюс нарисовался? Во-первых, там был Миша. Я стал прикидывать. Надо куда-то валить из страны. Здесь могут коммунисты опять придти к власти. После путча я решил надо куда-то перебираться. Ясно было, что Прибалтика отвалиться и что это реальные страны, которым Запад будет помогать. Я выбирал между Литвой, Латвией и Эстонией. Литву выбрал по причине того, что она южнее и там теплее и там язык ближе к русскому по грамматической структуре. Его проще выучить. В итоге я его и выучил и получил гражданство. В этом году я стал гражданином Литвы. Вот так я там оказался.

Эпилог.


"Веселые ребята":30 лет спустя.
Геннадий и Алексей Пузыревы.
Если попытаться создать список лучших эстрадных пластинок, выпущенных фирмой грамзаписи "Мелодия" в СССР, то диск "Любовь-огромная страна", наверняка, войдет в первую десятку.
И тем удивительней мне было узнать, что работы, как таковой, над ним не было. Все писалось кусками в перерывах между гастролями, песни выбирались, как бог на душу положит. Но, каков же был потенциал этого ансамбля в то время, если даже после всего этого появился продукт такого качества?
Можно себе представить, что могло бы получиться, если бы "Веселые ребята" смогли спокойно и вдумчиво поработать над этой пластинкой.
Но история, как принято считать, не терпит сослагательных наклонений.
А жаль!