Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Сомнительное многообразие.

( Когда и в каком виде вышел первой диск-гигант ВИА "Веселые ребята"-"Любовь-огромная страна").

(март-апрель 2004)
1

I

Начнем с самого начала. Пластинка "Любовь-огромная страна" (для краткости ЛОС) имела индекс (не номер, а индекс, именно так было принято на "Мелодии")- 5459-60. В журнале "Мелодия" №2-1984 приводится таблица, где указаны индексы первых сторон грампластинок (ГП), выпущенных в начале соответствующего года (с 1961 по 1984 год).
1974 год начинался с индекса 4593, 1975 с -5507. Следовательно, ГП выпущена в 1974 году.
Однако, здесь следует пояснить одну существенную деталь. Слово "выпущена" здесь не совсем уместно. Ибо в нашем обывательском понятии "выпущена"-это попала в продажу, а здесь имеется ввиду, что она вышла из стен Всесоюзной студии грамзаписи (ВСГ) в виде лакового диска. Поэтому в данном случае точнее будет сказать "записана на лаковый диск". Для простоты будем считать это "датой записи диска".
Фирма "Мелодия" - предприятие многопрофильное, куда входили студии звукозаписи, заводы, выпускавшие пластинки и кассеты, Дома грампластинки (оптовые предприятия торговли, распределяющие грампластинки и компакт-кассеты по магазинам страны) и фирменные магазины.
Первоначально в студии запись любого артиста делается на магнитную ленту. Студии эти могут находиться в любом городе СССР. Затем все студии свои записи отправляли в Москву на ВСГ. Уникальность ВСГ была в том, что только здесь Худсоветом (после прослушивания и обсуждения) принималось решение о выпуске той или иной ГП. Если Худсовет давал "добро", запись переносилась на лаковый диск, с которого в дальнейшем на заводе будут получены матрицы и отпрессованы грампластинки.
Как только запись переносилась на лаковый диск ей присваивался индекс ( для первой и второй сторон записывают отдельный диск,поэтому каждая сторона имеет свой индекс), и ВСГ считала, что диск выпущен. Естественно, что с момента когда собственно сделана сама запись на пленку и до момента, когда она перенесена на лаковый диск проходит определенное (иногда весьма продолжительное) время.
После этого лаковый диск отправляется на завод и там с него делают матрицу для печати и включают в план выпуска продукции этого завода. После того, как тираж отпечатан, уже завод отчитывается, что такой-то диск выпущен, и он попадает в торговлю, а оттуда к покупателю.Мы только в этот момент считаем, что ГП выпущена, а к тому времени "Мелодия" об этом отчиталась уже дважды. Вот здесь кроется расхождение в оценке времени выхода ГП.
Я сделал примерный расчет, из которого следует, что время между записью пластинки и попаданием ее в продажу составляет не меньше двух кварталов или 6 месяцев. Естественно, в разных регионах страны она пояляется не в одно время, учитывая масштабы страны и скорость прохождения цепочки от производителя до торговли.

II

Но вернемся к ЛОС.
Диск записан в самом конце 4 квартала 1974 года. После него до конца 1974 года было записано еще только 23 диска. Значит, в продаже он мог появиться не раньше 2 квартала 1975 года.
Я нашел свой дневник 1975 года и могу совершенно точно сказать, когда ЛОС впервые, на мой взгляд, появился в продаже в Москве. Это было 14 июля 1975 года. Практически уверен, что это был первый тираж.
Почему?
В то время я учился в МИСИ (Московский инженерно-строительный институт). У нас была компания завернутых на музыке людей, которая постоянно обменивалась всякими музыкальными новостями. Про готовящийся выход этого диска мы знали. В конце 1974 году или в начале 1975, радиостанция "Юность" в программе "Лейся, песня" (как сейчас помню ведущими были Наталья Бехтина и Леонид Азарх) представила эту пластинку и прокрутила многие песни из нее. Я сам эту передачу слушал и все песни записывал.
Мы регулярно посещали соответствующие магазины и выход этого диска не мог пройти мимо нас. Кроме того в той среде информация распространялась быстро. Если бы диск появился в продаже раньше, я бы про это узнал.
14 июля 1975 года я увидел человека, который держал в руках эту пластинку. Узнав, где он ее купил, я полетел в ГУМ. Там это и свершилось. Диск с черной этикеткой. В фирменном конверте с фотографиями на обратной стороне (без продписей). Производства Апрелевского завода. Гравировка на зеркале диска 1 стороны-С60-05459/3-1, а второй-С60-05460/3-1.
Диск, видимо,настолько меня поразил, что на следующий день я написал в дневнике: "Хочу написать письмо Павлу Слободкину." О чем я ему собирался писать и самое главное, по какому адресу, сейчас уже не помню, но факт такой имел место. А поскольку в дальнейшем это письмо больше не упоминалось, то, скорее всего, Слободкин так его и не дождался.
То, что диск вышел в самом начале 3 кв., говорит о том, что выход его в продажу был естественным. Значит торговля начала его реализацию сразу после поступления, а не придерживала дефицитный товар до конца месяца или квартала, чтобы улучшить плановые показатели. Я думаю, многие еще помнят, что дефицит тогда можно было купить только в конце месяца, самый дефицит-в конце квартала, а самый -самый -в конце года. Поэтому, то что диск не появился, скажем на 3 недели раньше (когда был сразу и конец месяца и конец квартала и даже конец полугодия), говорит о том, что его в торговле еще не было.
Назовем этот вариант оформления в нашем исследовании диск №1.

III

Вернемся немного назад.
Лаковый диск с ЛОСом был передан на Апрелевский завод грампластинок (АЗГ). Первые тиражи, как правило, были небольшие 5-50 тысяч шт. По сложившейся системе "Мелодия" могла передавать магазинам ГП с новыми записями в обьеме всего лишь 5% от своего возможного общего тиража, а остальные 95% магазины ежеквартально заказывают сами из числа ранее выпущенных.
Логично предположить, что такой небольшой тираж должен выпускать один завод (тот на который передан лаковый диск), а напечатанные диски потом поступают во все региональные Дома ГП, а оттуда в торговлю.
Однако, читая статью Сергея Челяева -"Любовь - огромная страна". И в ней живут "Веселые ребята"", я наткнулся на следующий фрагмент:
"И вдруг ранним туманным утром начала августа (1975 года- прим. мое) мой старший брат, вернувшись с автобусной остановки, … с улыбочкой мне заявляет: а в киоске на остановке "Веселые ребята" лежат (речь идет о пластинке- прим. мое). Ну, тогда это не было в диковинку - большинство пластинок покупалось именно в газетных киосках, но это были по большей части миньоны. А он улыбается еще загадочней и объявляет торжественно: никакой не миньон, а - настоящий диск. Или, как тогда любили говорить, пласт! Конверт был не фирменный, а обычный, из дешевой трехцветной бумаги…"
Речь шла о ЛОСе. То, что упоминался август, наводило на мысль, что это был именно тот первый тираж (какя-то его часть). Я предположил, что диск должен быть производства АЗГ. Однако упоминание о не фирменном обычном конверте породило некие сомнения. И я написал Сегею письмо. Из его ответа следовало, что диск выпущен Ленинградским заводом грампластинки (ЛЗГ), хотя индекс сторон на зеркале диска совпадал. Это говорило о том, что исходным лаковым диском был тот, который был передан на АЗГ. После некоторых раздумий я пришел к следующему обьяснению ситуации, которое, с точки зрения производства, было даже более рациональным, чем мое первоначальное предположение.
Итак, зачем перевозить по стране уже отпечатанные ГП, вес которых ( в зависимости от тиража) мог составлять многие сотни кг, когда проще передать на региональный завод готовые матрицы, с которой сам завод напечатает нужное кол-во ГП. Чтобы была понятна суть, напомню технологию производства ГП.

IV

В студии с помощью спецального станка магнитная запись преобразуется в механическую и наноситься на лаковый диск (лаковый полимерный слой на алюминиевой подложке). Диск отправляется на завод, там он покрывается тонким слоем серебра и после этого с него снимается первая и единственная негативная копия. С помощью этой негативной копии изготавливаются 7 никелевых позитивных оригиналов. С этих оригиналов можно снять (7*20) 140 матриц, с помощью которых можно отпечатать пластинку максимальным тиражом 140 тыс. экз. (Мак. тираж понятие достаточно условное. По разным причинам матрица зачастую полностью не используется). Если этот тираж мал, то с 7 позитивных никелевых оригиналов снимают не матрицы, а (7*7) 49 негативных копий, с помощью копий изготавливают (49*7) 343 позитивных никелевых оригиналов и потом (343*20) 6860 матриц, обеспечивающих максимальный тираж в 6 860 000 экз. В этом случае грампластинки является 6 копией лакового диска . А чем длиннее цепочка копий, тем ниже качество звучания.
Исходя из вышеизложенного ситуация, на мой взгляд, развивалась так. ВСГ передала лаковый диск ЛОСа на АЗГ. Там были изготовлены либо готовые матрицы либо негативные или позитивные копии, которые потом (в необходимых кол-вах) были переданы на соответствующие заводы, где предполагалось печатать тираж.

Продолжение.