Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Эксурсию подготовил и провёл Александр Кудряшов

Экскурсия по "Островам".

(Музыканты «Весёлых ребят» о создании проекта «Банановые острова»).

(февраль 2018)

3

6. Статьи о «Банановых островах».

В ЗД №100 в «Московском комсомольце» от 03.02.1984 года были подведены итоги 1983 года в области молодёжной музыки. Среди дебютантов были отмечены Ю.Чернавский и В.Матецкий с проектом БО. В статье упоминалось об участии в работе над этим альбомом ансамбля «Весёлые ребята».

Затем были разные интервью об этом альбоме, где Юрий Чернавский всё больше оттягивал «на себя» авторство:
-А.Троицкий «О творчестве Ю. Чернавского» Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…— М.: Искусство, 1991.

-А.Кушнир «Банановые острова (1983)» "100 Магнитоальбомов советского рока. 1977—1991: 15 лет подпольной звукозаписи — М.: Аграф; Крафт, 2003.
-Юрий Чернавский «Архив Банановых островов. Том 1», Mir-United Inc., апрель 2007 г
-Телепрограмма "Простые числа", посвящённая 25-летию создания альбома "Банановые острова", Российский национальный филиал МТРК «Мир», 2008.

Все участники проекта «Банановые острова» утверждают, что это проект Юрия Чернавского. Это действительно так, Чернавский проделал всю рутинную техническую работу и работу по саунд инженирингу.

П.Слободкин (статья «Павел Слободкин: ...все шлягеры сделал я… Так получилось, я не виноват…», 1.03.2011):
Сколько нас топтали, сколько нас ругали – «А «Банановые острова писали? – Писали!... Всё сделал Юрий Чернавский.


Из фильма о создании альбома "Банановые острова в ТВ программе «Простые числа», TV-MIR, 2008:
Музыканты "Весёлые ребята" записывали партии, а потом Чернавский вручную их обрабатывал, кромсал плёнку по сантиметрам и снова склеивал. 15 километров магнитной плёнки, тысячи механических склеек.


В.Матецкий (телепрограмма "Простые числа" посвящена 25-летию создания альбома "Банановые острова", Российский национальный филиал МТРК «Мир», 2008):
Всё это соединилось и заискрило за счет невероятного технического и музыкального стиля Юрия Чернавского.


Эпилог.

А.Буйнов (программа «Рождённые в СССР, 2008 г.):
А потом (Чернавский) как-то спродюсировал этот альбом, и (альбом) вышел только под его именем. На самом деле это коллективное творчество было.
У меня нет обиды никакой, там есть моя личная песня, конкретно, моя авторская, называется «Не надо за мной следить, я сам». Мы и сейчас к авторским правам относимся не как в Америке, не как Юра Чернавский. Без обид, просто, это коллективное творчество.

Информация с официального сайта ансамбля «Весёлые ребята»:
Этот альбом записан ансамблем «Весёлые ребята», на студии «Весёлых ребят», на инструментах «Весёлых ребят». Основной солист - Юрий Чернавский в то время, тоже работал в ансамбле «Весёлые ребята», правда, в качестве звукорежиссера.
Сам Юрий Чернавский на многих сайтах так рассказывал о том (почему альбом вышел не под брэндом «Весёлые ребята»): «Путаница произошла из-за не точной формулировки Владимира Матецкого, который сказал, что проект, сделан по принципу Леннон-Маккартни».
На самом деле в музыкальной части и в записях магнитоальбома («Банановые острова») Владимир Леонардович Матецкий участия не принимал, а написал лишь пару текстов. Этот диск выпустили (в 1995 году, т.е.) через много лет после записи, и формулировка на CD зависела только от порядочности Чернавского и Матецкого.


Обложки CD «Банановые острова» (AXCD 3-0016), 1995.

В 1987 году образ несуразного, потеряно для общества, паренька – Мальчика Бананана и песня о нём появились в фильме «Асса». Никаких упоминаний о Юрии Чернавском в этом фильме уже не было.

Владимир Матецкий (телепрограмма "Простые числа" посвящена 25-летию создания альбома "Банановые острова", Российский национальный филиал МТРК «Мир», 2008):
По прошествии некоторого времени, песня «Мальчик Бананан» попала в фильм «Асса». Надо сказать, совсем без всякого разрешения. Никто разрешения не просил, мы об этом узнали постфактум.



PS.
Валерий Колпаков.


Когда некоторое время назад в нашей Гостевой всплыла тема альбома "Банановые острова", и каждый желающий высказался по ней в традиционном ключе: нравится/не нравится, у нас с Александром состоялся разговор, результат которого вы только что прочитали.
Саша изложил мне вкратце своё видение истории создания БО. Поскольку мне этот диск никогда не нравился, то и копаться в его истории мне не хотелось. Я считал, что это целиком заслуга и авторство Чернавского при некоторой помощи Матецкого и "Веселых ребят".

Новое и неожиданное мнение моего собеседника поначалу вызвало во мне скепсис. Однако по мере нашего дальнейшего общения, и вникания в Сашины аргументы, скепсис проходил и возник неожиданный интерес к диску. Тогда я и предложил Александру изложить эту свою концепцию на бумаге и выложить её для всеобщего обсуждения.
Сначало это не вызвало энтузиазма у автора, и мне пришлось приложить не мало усилий и красноречия для убеждения его в обратном. И это того стоило. Когда я прочитал первый вариант новой трактовки тех событий, то окончательно сформировал в голове общую позицию моего неприятия этой работы.

Этот концептуальный альбом не имел никакой концептуальности. Это сборная солянка из музыкальных кусков разных авторов с дурацкими (прикольными) текстами и однообразным любительским вокалом от андерграундной рок-самодеятельности. Альбом взял тогда всех новизной и отрицанием сложившихся правил создания популярной музыки. В это была его "фишка". Но фишка- не концепция, это крючок для привлечения аудитории, на который можно пойматься только раз. Дальше надо искать другой крючок, потом опять другой... Это не музыкальная стратегия, а маркетинговая.

Матецкий говорил, что они шли "от образа этакого потерянного, чуть придурковатого паренька, но не глупого, всё подмечающего, всё видящего". Но мне больше по душе высказывание Глеба Мая, которое в целом не отрицает мысли Матецкого, но сформулировано намного ярче и сочнее:
"...концепция Чернавского значительно опережала время..., она рождала новый тип поклонников не столько искушенных в музыке, сколько жаждущих отличного от большинства образа жизни. Это был очень профессионально сделанный Чернавским образ инфантильно скользящих по жизни прикольщиков и стёбников. ... всё сводилось к смакованию прикольных текстов, не скрывая своего желания получить глобальную аудиторию."
Тут два важных момента. Первый -опережала время, второй -получить глобальную аудиторию. В то время "придурковатых прикольщиков и стебников" в той аудитории, на которую рассчитывал диск, в процентом отношении к её общему количеству было мало. И потому принять философию диска смогли не многие. Думаю, в сегодняшней России их было бы много больше.
Но тогда эта философия (фишка) никакого развития не получила. Все-таки в СССР слова песен были мощнейшим фактором влияния на людей. Больше даже, чем сама музыка. А уж "фишки" в этом ряду и подавно играли далеко не первую роль.

И не было ничего удивительного в том, что "глобальная аудитория" на это не купилась. Или точнее говоря, быстро в этом разочаровалась, и пошла на поводу сначала у Макара и БГ, а потом и других героев, таких как, Цой, Кинчев, и даже "Ласковый Май". У которых с музыкой и умением были большие сложности, но зато была новая идеология, где главным было "не КАК ты исполняешь, а ЧТО!" И эта идеология была изложена молодежной аудитории понятно, доходчиво и даже, где-то, изыскано.

А "Банановые острова" постигла роль Атлантиды. При том, что этот альбом, безусловно, стал (и остаётся таковым по сей день) одним из культурных символов того времени. При все своей очевидной концептуальной несостоятельности.

Если брать сегодняшнее время, то можно привести такую аналогию. Когда на сцену впервые стали выходить артисты в трусах, то это тоже была фишка, и все смотрели на это, открыв рот.
А потом привыкли.
И когда в дальнейшем стали выступать уже без них, то это уже не вызывало интереса (по крайней мере, у здоровой части общества).