Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru

Радиостанция "Эхо Москвы".
Передача "Какого черта" (Эфир Суббота, 29.11.2008 ).

3

Гости: Павел Слободкин
Ведущие: Элина Николаева

Э.НИКОЛАЕВА: Слушайте, ну вы какой просто мозг! Продюсерский гений!

П.СЛОБОДКИН: Нет, я просто думал, как сделать правильно. Человек заслужил. И тогда вот уже написали не - ансамбль «Веселые ребята», солистка Алла Пугачева, а написали – Алла Пугачева.

Э.НИКОЛАЕВА: То есть вы тут уже не соревновались.

П.СЛОБОДКИН: Нет, наоборот – я считал, что это необходимо сделать.

Э.НИКОЛАЕВА: А вот интересно, Алла Борисовна как вас отблагодарила за это за все?

П.СЛОБОДКИН: Нормально.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну денег вы с нее сняли как следует, как выражаются в наше время, как продюсер?

П.СЛОБОДКИН: Нет, дело в том, что «Веселые ребята» в то время были безумно популярны, и было очень трудно разделить, кто на кого ходит, и даже когда пару раз, когда Алла болела, не было такого протестного состояния со стороны публики. Она поработала до осени 76-го года и решила, и я думаю, это правильно решение, стать самостоятельной единицей. Мы в это время как раз вместе учились в ГИТИСе на режиссерском факультете. Были всякие разные любые производственные шероховатости, но в принципе, я вам хочу сказать, что совсем недавно, в декабре 2007 года, Алла Пугачева представляла ансамбль «Веселые ребята» на «Песне года», в связи с 40-летием уже концертной работы сказала массу теплых слов, в интернете на YouTube это все есть – сказала так тепло и сердечно, что, честно говоря, меня очень растрогала.

Э.НИКОЛАЕВА: Короче, вы у нас такой Фрэнк Синатра, хотя на эту должность, как я понимаю, претендует еще и Иосиф Кобзон.

П.СЛОБОДКИН: Вы знаете, нет, я не претендую. Хотя с Фрэнком Синатрой я знаком.

Э.НИКОЛАЕВА: Я бы удивилась, если б вы этого не сказали.

П.СЛОБОДКИН: А я скажу, что это случайно. Дело в том, что в 89-м году был на концерте Фрэнка Синатры, Лайзы Минелли и Сэми Дэмис. Это было в Мюнхене на велотреке. И у меня произошла встреча. Потому что один из моих друзей возглавлял крупную концертную агентуру. А потом Марсель Аврам привез к нам Майкла Джексона, с которым я занимался в 93-м году от правительства Москвы.

Э.НИКОЛАЕВА: Как с Синатрой-то познакомились?

П.СЛОБОДКИН: Мы жили в самой дорогой гостинице «Четыре времени года» в Мюнхене, и я знал, что у меня будет такая встреча – я принес икры, водки. И он почему-то думал, что я из компетентных органов. Поэтому когда я сел за рояль и сыграл «Strangers in the night», он понял, что все-таки совмещаю.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну давайте к нашим российским корням. К «Веселым ребятам». Поставьте нам еще что-нибудь, порадуйте нас.

П.СЛОБОДКИН: Вы знаете, я хочу вам сказать, что ансамбль «Веселые ребята», который стал уже работать в 21-м веке, я вот хочу предложить вниманию наших слушателей маленькую фантазию из пяти самых популярных песен. Это «Алешкина любовь», «Люди встречаются», «Бродячие артисты», «Не волнуйтесь, тетя» и «Розовые розы».

ПЕСНЯ

Э.НИКОЛАЕВА: Рубрика «Блиц» - о вашем жизненном пути, карьере и вообще биографии невозможно говорить в отдельной рубрике, потому что этому посвящена вся наша программа. И одной, видимо, мало. Давайте сделаем так. Я буду называть фамилии, а вы будете рассказывать, что вас по жизни связывало… хотя программа наша подходит к концу…

П.СЛОБОДКИН: А можно я скажу два слова? В 2002 году я открыл первый в 21-м веке концертный зал на Арбате.

Э.НИКОЛАЕВА: Это самое главное, что вы должны были сказать.

П.СЛОБОДКИН: Это для меня самое главное, потому что это был первый концертный зал, открытый после зала Чайковского, который был открыт в 1940 году. Второе. В 2003 году по моей инициативе был создан замечательный молодой камерный оркестр Центра Павла Слободкина, и я пригласил замечательно дирижера Леонида Николаева. И самый главный момент. Это в 2006 году фирма «Мелодия» наградила нас платиновым диском номер один за самый большой рекорд пластинок, проданных в нашей стране – 179 850 000.

Э.НИКОЛАЕВА: Наша страна – это не только Россия, но и Советский Союз? Или нет?

П.СЛОБОДКИН: Думаю, что да. Потому что это ж с 70-го года. А теперь – блиц.

Э.НИКОЛАЕВА: Итак, Яков Слободкин.

П.СЛОБОДКИН: Да, это мой папа, лауреат многих конкурсов. Выступал вместе со своими коллегами Шафраном и Ростроповичем, организовал квартет имени Чайковского, где были замечательные музыканты – Ситковецкий, Шароев и Баршай. Ныне здравствующий. И один из ветеранов, можно сказать, виолончельного движения.

Э.НИКОЛАЕВА: Немирович-Данченко.

П.СЛОБОДКИН: Сосед по площадке. Но не знаком.

Э.НИКОЛАЕВА: Книппер.

П.СЛОБОДКИН: Соседка этажом выше. Ходили на блины и пироги.

Э.НИКОЛАЕВА: В каком возрасте?

П.СЛОБОДКИН: Ну вот считайте. Она умерла, если мне не изменяет память, в 59-м. Значит, мне было 14 лет.

Э.НИКОЛАЕВА: Шостакович, Маршак, Прокофьев.

П.СЛОБОДКИН: С Прокофьевым была очень смешная ситуация. В 59-м году он пришел к нам домой, а у нас на рояле стояла статуэтка Кукрыниксов Прокофьева. Это был бюст с руками и с таким дутым. Там был Мейерхольд. И бабушка меня все время стращала – смотри, говорит, вот придет Прокофьев и тебя в милицию заберет. И тут приходит Прокофьев. И я, испуганный мальчик, 5 лет, еще даже не было пяти, говорю – здравствуй, дядя Прокофий, ты меня не забирай в милицию, я буду хорошо играть на рояле. И, как ни странно, потом было несколько случаев с Сергеем Сергеевичем, когда он играл «Петю и волка» и все остальное – он был высокого роста, с большими руками, но всегда, как человек в футляре, в таком габардиновом…

Э.НИКОЛАЕВА: Чопорный такой.

П.СЛОБОДКИН: Чопорный, да. Что касается Шостаковича, я имел счастье довольно долго это видеть, в течение почти полугода, когда папа организовал Квартет Чайковского, после 48-го года, после смерти Сталина отец договорился с министром культуры Александровым, и после длительного времени Квартет имени Чайковского исполнил «Третий квартет на еврейские темы» Шостаковича. Это было первое публичное исполнение после того, как зажали Шостаковича с этой знаменитой статьей «Об опере «Великая дружба»». Причем самое интересно, что Жданов умер через полгода.

Э.НИКОЛАЕВА: Маршак.

П.СЛОБОДКИН: Самуил Яковлевич – абсолютно потрясающий человек, с огромными окулярами. Просто приходил к нам в дом вместе с Корнеем Ивановичем Чуковским в разное время, который жил недалеко от нас.

Э.НИКОЛАЕВА: Паустовский.

П.СЛОБОДКИН: С Паустовским встретился в Малеевке, когда отдыхали вместе. Произвел феноменальное впечатление. Написал список литературы, которую нужно знать к 16 годам. Прижизненный классик. Со мной, сопливым мальчишкой, общался на равных, чем меня поверг в огромное не то что уважение, а такое преклонение перед тем, что это все-таки Паустовский.

Э.НИКОЛАЕВА: Ахматова.

П.СЛОБОДКИН: Это тоже получилось совершенно случайно. Был такой замечательный артист Николай Павлович Смирнов-Сокольский. Он дружил с нашей семьей. Меня не один раз брал в дом к Виктору Ефимовичу Ардову, кстати, отчиму Алексея Баталова. У него часто останавливалась Анна Андреевна. И эту красивую седую женщину с орлиным взором и профилем и вообще всем я имел счастье лицезреть.

Э.НИКОЛАЕВА: Рихтер.

П.СЛОБОДКИН: Ну, это совсем легко. Просто жили несколько месяцев на даче вместе. Он играл с папой. И они играли в свое время вместе и порознь. И Святослав Теофилович, и Нина Львовна Берляк. Это была удивительная пара. Рихтер был оригинал. Ездил на велосипеде. Любил конную езду. Ездил на ипподром заниматься конным спортом.

Э.НИКОЛАЕВА: На Беговой?

П.СЛОБОДКИН: Да. Совершенно феноменальный и абсолютно ни на кого не похожий человек, который мог сказать – вы знаете, я не играю, потому что вот тот-то играет лучше.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну потому что это Рихтер. Сталин.

П.СЛОБОДКИН: Ой. Можно об этом не можно?

Э.НИКОЛАЕВА: Но все-таки можно?

П.СЛОБОДКИН: Ну, вы знаете, видел живым.

Э.НИКОЛАЕВА: Максим Дунаевский. Но это вы говорили.

П.СЛОБОДКИН: С Максимом Дунаевским до сих пор общаемся. Мой приятель, однолетка, чудный товарищ. После меня стал возглавлять эстрадную студию «Наш дом», когда я ушел на профессиональную эстраду. Вообще дружим.

Э.НИКОЛАЕВА: Это хорошо. Это редкость в наше время.

П.СЛОБОДКИН: Еще у нас третий товарищ есть – Марк Минков. Тоже однокашник, товарищ, чудный человек. Рядом со мной живет – на Денежном переулке.

Э.НИКОЛАЕВА: Алексей Рыбников.

П.СЛОБОДКИН: Алексей Рыбников – не школьный товарищ, но мною очень любимый человек, с которым у меня до сих пор хорошие отношения. Всячески стараюсь ему помочь. Абсолютный талант.

Э.НИКОЛАЕВА: Марк Бернес – знаем.

П.СЛОБОДКИН: Да. Ну что сказать… Кстати, совсем недавно ушла из жизни Лилия Михайловна Бодрова. Дело в том, что за две недели до ее смерти был у нее, пришел с подарками. У нее дом как раз напротив кинотеатра «Форум», где мы доску потом сделали. Ну вот, как-то, знаете, мне было приятно, что я все сделал. Она любила Марка Наумовича. Красавица была немыслимая. И всю жизнь была. И вот она книжку издала. И вообще она была потрясающая жена.

Э.НИКОЛАЕВА: Елена Великанова.

П.СЛОБОДКИН: Вы знаете, замечательная актриса. Я хочу вам честно сказать – когда последние годы я помогал ей, у нее был как раз концерт в «России», закладывали ее плиту. Она жила здесь недалеко, в доме Большого Театра. Недалеко от Кропоткинской. Очень хорошие отношения. Она была очень умная женщина. Она была женой Николая Доризо, известного поэта. Я говорила – Елена Сергеевна, у вас творческий путь разделяется на два: до ризо и после.

Э.НИКОЛАЕВА: Владимир Высоцкий.

П.СЛОБОДКИН: Я, честно говоря, эту фамилию стараюсь держать в сердце, но постольку поскольку подо мной, этажом ниже, жил Сева Абдулов, то многие, кто знает Владимира Семеновича, с 58-го года мы достаточно часто встречались. И даже когда переехал он на Грузинскую, тоже встречались и всячески общались.

Э.НИКОЛАЕВА: Александр Барыкин и Александр Буйнов.

П.СЛОБОДКИН: Саша Барыкин пришел к нам довольно давно, в 73-м году, поработал, ушел, не хотел, чтобы была Пугачева. Он у нас такой, я бы сказал, со своей позицией. Потом он поработал некоторое время в Сочи в ресторане «Жемчужина», потом вернулся обратно, до 79-го года съездил в Чехословакию и стал делать свое дело – создал ансамбль «Карнавал». Что касается Саши Буйнова, который отработал у меня 16 полных лет, я хочу сказать, что он был не только артистом нашего ансамбля, но и моим студентом в ГИТИСе. Про это мы с вами не говорили, хотя если я перечислю студентов, я думаю, это половина эстрады.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну и, соответственно, Владимир Путин.

П.СЛОБОДКИН: Я хочу вам сказать, Владимир Владимирович Путин меня тронул очень важным моментом. При том, что он президент, при том, что он прислал мне совершенно неформальную, абсолютно теплую телеграмму, причем я наверняка знаю, что он это не писал, но он это подписал, а учитывая, что я родился 9 мая, то естественно, это было очень трогательно. В 12 часов дня на бланке президента я получил телеграмму, где он сказал, что ваши «Веселые ребята» заслужили всенародную любовь. Это было приятно, потому что это не была телеграмма – «Поздравляю» и так далее, а именно о другой деятельности – об общественной, о педагогической – сказал много теплых слов, за что я благодарен. Потому что, в конце концов, мог и не подписать. И не награждать.

Э.НИКОЛАЕВА: Наградил?

П.СЛОБОДКИН: 4-й степени За заслуги перед отечеством.

Э.НИКОЛАЕВА: А что за сообщение было, что власти Москвы планируют реконструировать здание московского театрально-концертного центра Павла Слободкина на Старом Арбате? Что это за провокации такие? Ведь оно только открылось.

П.СЛОБОДКИН: Вторая очередь. Это совсем не то, что все думают.

Э.НИКОЛАЕВА: Хорошо, Павел Яковлевич. Но у вас там в вашем центре на Арбате и ресторан, и кафе на крыше, и студия звукозаписи – в общем, целый музыкальный завод.

П.СЛОБОДКИН: Вы знаете, в основном, конечно, я вам честно скажу, мы нашли свою нишу, мы делаем очень много концертов, во-первых, по ценовой политике доступных основному, будем говорить, не очень богатому срезу нашего населения. Во-вторых, мы делаем огромное количество концертов с Жанной Дозорцевой, которая ведет детский абонемент. И мы делаем концерты для детей и семейные концерты, специальные концерты…

Э.НИКОЛАЕВА: Просвещаете народ.

П.СЛОБОДКИН: Вы знаете, это очень важно. Поверьте мне. Потому что если сейчас этого не сделать, через 10 лет все филармонические залы могут оказаться пустыми. Потому что культура прослушивания филармонической музыки падает.

Э.НИКОЛАЕВА: Согласна с вами. Еще немножко поностальгируем. Вы автор более 200 песен – практически такой отечественный Пол Маккартни.

П.СЛОБОДКИН: Ой, да нет, никакой не Пол Маккартни.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну и как работает право в нашей стране – хорошие получаете авторские проценты?

П.СЛОБОДКИН: Вы знаете, вопрос не в этом. Вопрос в том, что наконец Российское авторской общество – действительно, сегодня это практически единственная организация, которая получила, во-первых, аккредитацию, во-вторых, наш любимый Владимир Владимирович Путин дал нам здание на Малой Бронной на 25 лет в бессрочное и безвозмездное пользование, в котором мы, собственно говоря, всю жизнь жили. Просто у нас некоторые товарищи хотели это отнять. В-третьих, социальный момент. Есть определенный фонд поддержки старых творцов и художников, композиторов.

Э.НИКОЛАЕВА: Что, прям денег платите?

П.СЛОБОДКИН: Да. Фиксированную сумму. Специальная есть комиссия и прочие дела.

Э.НИКОЛАЕВА: А где берете? В тумбочке? Кто оплачивает-то? Какие каналы телевизионные?

П.СЛОБОДКИН: Все. И радийные, и телевизионные.

Э.НИКОЛАЕВА: Как все? И даже Первый и Второй, самые…

П.СЛОБОДКИН: Вы знаете, со Вторым иногда бывают сложности, но мы надеемся, что мы их уладим. Но в принципе все носители, все рекордс-компании. Во-первых, извините, у нас больше 23 тысяч авторов и больше миллиона партнеров по международному праву.

Э.НИКОЛАЕВА: Техника должна быть мощной.

П.СЛОБОДКИН: Да, мощная техника.

Э.НИКОЛАЕВА: Фиксирующая выход в эфир.

П.СЛОБОДКИН: Вот сейчас идет борьба с интернетом. Пока ни Запад ни мы не нашли форму борьбы, потому что в принципе вы ж понимаете, что официальная дистрибуция аудио и видео будет скоро умирать, потому что все перейдет на флэшки, носители, мобильные телефоны.

Э.НИКОЛАЕВА: Да, поди это все проконтролируй.

П.СЛОБОДКИН: И это нужно все – рингтоны, риалтоны… То есть даже это отслеживается по мобильным телефонам.

Э.НИКОЛАЕВА: А что с «Веселыми ребятами»? Вопрос напоследок. Зачем было возрождать в таком молодежном виде это обросшее легендами предприятие?

П.СЛОБОДКИН: Вы знаете, у меня к вам вопрос. А для чего нам нужен «Спартак»?

Э.НИКОЛАЕВА: Не знаю, кстати. Не понимаю вообще, зачем нам этот «Спартак»…

П.СЛОБОДКИН: А для чего нам нужен ансамбль Моисеева?

Э.НИКОЛАЕВА: Ну, он тоже должен быть.

П.СЛОБОДКИН: Есть молодые ребята, которые хорошо работают, которые понимают всю ответственность легендарного имени.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну что ж, Павел Яковлевич, спасибо вам. Вопросов больше нет. Желаю всем быть по жизни такими профессионалами, каждый в своей области, как наш сегодняшний гость. Всем пока. В эфире были я, Элина Николаева, и…

П.СЛОБОДКИН: И Павел Слободкин, который хочет сказать следующее. Никогда не надо останавливаться на достигнутом, никогда не надо стоять на месте. Ни в коем случае. Я считаю, что особенно в эстраде любой молодой человек может обойти любого самого именитого, на сегодняшний день. Поэтому тот, кто почивает на лаврах или как угодно, тот идет назад. И мне кажется, что все еще впереди. И я надеюсь, что мы еще встретимся и послушаем новые песни.
P.S. В первоисточнике данной публикации, к сожалению, присутствуют много ошибок и неточностей. Вероятно, это связано со сложностью переноса аудиозаписи на бумагу. И, возможно, невнимательностью того, кто это делал. Чтобы указать на эти ошибки приведу одну запись из моей гостевой.
2009-08-28 17:08:16
Иван
Уважаемый хозяин сайта!Прошу меня простить,но я опять хочу обратить ваше внимание на ряд досадных ошибок в материале о ПЯ Слободкине.Народную артистку России, певицу Великанову, зовут не Елена,а Гелена.Фамилия режиссера, возглавлявшего драматическую студию не Лютвевич,а Сергей Юткевич-народный артист СССР,лауреат государственных премий,Герой социалистического труда-выдающийся кинорежиссер,кстати сосед ПЯ по дому.Случай с Прокофьевым был в 1951 году,а не в 1959,так как 05 марта, С.С.Прокофьев ушел из жизни,в один день со Сталиным.Фамилия первого заместителя начальника Упрвления музыкальных учреждений Министерства культуры СССР не Лошин,а Лушин,именно он имел право отправлять советских артистов на все международные конкурсы.И последнее;запись симфонии не с Караяна,а с великим дирижером 20 века-Гербертом фон Караяном.
Сайт управляется системой uCoz