Записки постороннего.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Записки постороннего.


(История известного ансамбля)14

1983

История, как известно, развивается по спирали. Повторяя события более чем 10-летней давности, касавшихся ВИА-бума, нашу эстраду захлестнула новая волна-рок-группы. Напор был столь мощным, что даже коллективы с многолетним стажем стали менять приставки к названиям и вместо "ВИА" писать "рок-группа". При этом ориентация в музыке и стиль практически не менялись. Образно говоря, изменилась лишь окраска, приобретя цвет окружающей среды. Участники рок-групп начали открещиваться от своей принадлежности к жанру ВИА, даже если сами были выходцами из него. Дескать, то, что было раньше было плохо, но мы к этому не имеем никакого отношения. Этим формировалось стойко отрицательное отношение к некогда популярному жанру. Определение "ВИА" стало сегодня символом примитивизма и халтуры на эстраде. Но так ли это? Нисколько не сомневаюсь, что не появись в конце 60-х в нашей стране ВИА, не было бы сегодня рок-групп. Ведь рок не имел корней в нашей музыкальной культуре, основу которой составляла мелодия, а не ритм. Как раз именно то, от чего оттолкнулись ВИА. Только через относительно простую музыку ВИА можно было перейти к сложным гармониям рока. И рок-группы в нашей стране получили мощный толчок в своем развитии только после того, как ВИА исчерпали идеи и своими телами удобрили почву, на которой взошла новая поросль- отечественная рок-музыка. И нельзя все прошлые заслуги наших ансамблей сейчас забыть, как будто их не было. Композитор И.Якушенко в мае 1985 года напишет в журнале "Смена":
"...именно ВИА стали носителями советской песни на международном исполнительском языке, сформировавшемся к тому времени. Появление ВИА было новой ступенью в развитии отечественной эстрады и, мы, композиторы, им очень признательны за ту большую роль, которую они сыграли в деле пропаганды нашей гражданской и лирической песни. Советская песня зазвучала по-новому, с использованием новых форм, новой ритмики, новых выразительных средств".
Жаль, что теперь об этом мало кто вспоминает. Видимо, запрещение гастрольной деятельности заставило ансамбль "Веселые ребята" остановиться в своем безуспешной погоне за "госпожой Удачей", критически переосмыслить все сделанное ранее и заняться поисками своего места под новым музыкальным солнцем. Слава богу, у них хватило благоразумия не бросаться в крайности и остаться в русле развлекательной танцевальной музыки. Как сложилась бы их судьба, избери они другое направление, сказать трудно. Как трудно представить себе сегодня "Модерн токинг" в стиле "хэви-металл". "Веселые ребята" занялись экспериментами внутри своего стиля. Под натиском моды для начала они втрое укоротили приставку к названию и стали отныне называться нейтрально- ансамбль "Веселые ребята". Затем подсократились в составе: в аккомпонирующий ансамбль И.Кобзона ушел Е.Казанцев, к Пугачевой-А.Чиненков, из "Днамика" пришел басист Сергей Рыжов. Но самое главное с ними стал работать дуэт интереснейших авторов Юрий Чернавский-В.Матецкий. Их первая совместная работа, записанный в апреле дискотечныи цикл из 8 песен "Банановые острова", произвел настоящую сенсацию и среди специалистов и среди любителей музыки. Он был признан лучшим дебютом года по анкете газеты МК. Эта работа помогла "Веселым ребятам" обрести свое лицо, черты которого за предыдущие годы изрядно размылись и стала своеобразным трамплином в будущее. Огромная популярность магнитофонного альбома с "Банановыми отровами" стала хорошем рекламой ансамблю.
С.Рыжов и Ю.Китаев
С.Рыжов и Ю.Китаев
Состав ансамбля окончательно стабилизировался с приходом очень сильного барабанщика из "Динамика" Юрия Китаева. Интерес к ансамблю усилился с выходом гибкой пластинки. Она стала заметным событием в их дискографии. Если "Банановые острова" поставили крест на их 8-летнем блуждании по закоулкам популярной музыки, то этот миньон стал новой точкой отсчета их прогрессирующей популярности. Все 4 песни пластинки созданы в ансамбле: три написал В.Матецкий и одну, П.Сдободкин. Невольно вспоминаются слова В.Мулявнна (руководителя ансамбля "Песняры"),сказанные еще в 1978 году:
"Песня не должна, не может приспосабливаться к ансамблю ей необходимо рождаться в недрах ансамбля, быть выстаданной и им и композитором".
В данном случае слова эти полностью оправдались. Оценивая пластинку в целом, сразу хочу отметить, что единственная песня "Рыжим всегда везет" (П.Слободкин-Л.Воропаева) выглядит бледновато и выпадает из общего ряда. В ней прослушиваются черту "Веселые ребята" до "банановой" эры. Песни В.Матецкого разнообразны по стилистике и блестяще аранжированы: традипионная эстрада-"Тонкйй лед" (Шаферан), регги- "Мы ловили журавля"(Шаферан), рок-"Счастливый случаи " (В.Сауткин). Наибольшей популярностью пользовалась "Мы ловили журавля" в исполнении М.Файбушевича (в остальных солирует А.Глызин) поскольку в это время стиль "регги" вдруг стал весьма престижен и пользовался огромным успехом.
В конце года вышел альбом "Не люблю прощанья", где были представлены песни И.Якушенко. В исполнении "Веселых ребят" на диск была включена песня "Созвездье Гончих Псов" (И.Шаферан), которая уже не отражала их сегодняшний день.
Перемены не остались незамеченными. Подведя итоги музыкального года газета МК опубликовала список лучших инструменталистов 1983 года Три новичка "Веселых ребят" заняли в нем достойные места:Ю.Чернавский-2место среди клавишников, С.Рыжов- лучший бас-гитарист и Ю.Китаев- 4-й среди барабанщиков.
В этом году я встретился с В.Голутвиным, бывшим гитаристом "Веселых ребят", и попросил его назвать лучших, на его взгляд, музыкантов этого ансамбля из тех кого он знает. Вот что получилось:
Валерий Хабазин - соло-гитара.
Евгений Казанцев - бас.
Александр Буйнов - клавишные.
Борис Багрычев - ударные.
Александр Лерман - вокал,бас, гитара, клавишные.

1984

Прошлогодний успех гибкой пластинки позволил в этом году выпустить её в твердом варианте. А повышенный спрос на нее привел к тому, что 2 песни с него были повторены на других пластинках. В альбом "Дискоклуб-11" попала композиция "Тонкий лед", а в "Парад ансамблей-2"-"Рыжим всегда везет". И еще одно событие в грамзаписи этого года имело отношение к "Веселым ребятам", правда, косвенное. Оно связано с выходом "миньона" -"Группа "Марафон" исполняет песни В.Аникеева. Дело в том, что "Марафон состоит из одного человека. Это бывший гитарист "Веселых ребят" Валерий Дурандан (Аникеев его псевдоним). В записи пластинки ему помогал барабанщик Б.Багрычев тоже из "бывших".
Весной в "Веселые ребята" пришел новый музыкальный руководитель Сергей Рудницкий, когда-то возглавлявший "Аракс", а потом работавший с Антоновым в "Аэробусе". Это поддержало процесс перерождения, так как Ю.Чернавский стал работать с другими исполнителями.

Продолжение