Записки постороннего.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Записки постороннего.


(История известного ансамбля)
6

1974 /Часть 1/.

Время от времени в репертуаре ансамбля появлялись песни, которые в моем сознании становились приметами какого - то конкретного года. И обращаясь теперь к 1974, я вспоминаю, прежде всего:

Разве может быть без снега вьюга?
Разве могут люди друг без друга?
Если от порога их ведет дорога
Вместе от весны к весне.

Школьные вечера. Первая любовь. Вдруг последний школьный бал. Неопределенность. Что же дальше? Наконец, выбор сделан и вперед без страха и сомнений! А где - то сзади затухает грустная мелодия:
Разве может быть любовь без грусти?
Разве от себя она отпустит ?


Голос Лермана настолько колоритен, что если голос вообще способен брать за душу, то он должен быть именно таким. Это о песне "Когда молчим вдвоем" (П.Слободкин-Л.Дербенев) с пластинки 1974 года. На этом же "миньоне" "Веселые ребята" впервые записали "забойную" песню молодого композитора В.Добрынина "На земле живет любовь". Необычность ее заключалась в том, что запев ее исполнял ансамбль, а в припеве голос звучал соло. Обычно все было наоборот. Третьей на пластинке была композиции американской группы "Криденс Клиэуотер Ривайвл" - "На перекрестке" (Д.Фогерти) в исполнении А. Лермана. В концертном репертуаре "Веселых ребят" существовал и русский вариант этой песни под названием "Лесная свадьба"("На лесной поляне"). Чуть позже на сборной пластинке формата "миньон" "Мелодия" повторила песню "У той горы".
А.Пугачева
Пугачева
Еще во время совместных гастролей "Веселые ребята" обратили внимание на малоизвестную певицу Аллу Пугачеву, которая по расчетам Слободкина могла бы разнообразить чисто мужской вокал их ансамбля. И вот, после закончившегося в октябре 5 Всесоюзного конкурса артистов эстрады, где Пугачева стала лауреатом 3 премии, ее пригласили в ансамбль "Веселые ребята".
Сегодня Пугачева настолько выдающаяся личность, что просто необходимо сказать о ней несколько слов. Я не буду пересказывать все, что общеизвестно, а остановлюсь на 3 - х малоизвестных эпизодах.
Для начала цитата из журнала "Советская эстрада и цирк" №10 за 1973. Речь идет о концертах джаз - оркестра, руководимого О. Лунстремом:

"Несколько слов о вокалистах этого оркестра. Артистка А. Пугачева - лирическая певица, переживания ее героинь не слишком глубоки, она рассказывает о любви, которая дорога, но еще не стала потрясением".

Теперь из журнала "Музыкальная жизнь" №18 за 1974год:

"Настоящим событием в нынешнем эстрадном сезоне стало появление молодого вокального дуэта - А. Пугачева и Ю. Слободкин. Кроме отличных голосов, несомненного драматического дарования (каждая их песня - маленький спектакль), они обладают качествами в последнее время не так уж час - то встречающимися на эстраде: в дуэте мужчина - мужественен, а женщина - женственна. От их искусства веет чистотой, трепетностью, влюбленностью".
Афиша дуэта - А. Пугачева и Ю. Слободкин.

И, наконец, газета "Советская культура" от 29. 10. 74, где народная артистка РСФСР Ирма Яунзем рассказывает об открытиях 5 Всесоюзного конкурса артистов эстрады:

"настоящие таланты, признание, которых столь очевидно, что обсуждению не подлежит. А. Пугачева, Я. Йола, ансамбли "Аиси", "Ариэль", "Самоцветы" - все они имеют свое лицо, свой индивидуальность. А это на эстраде решает все. Они исполняют музыку, прекрасную, вечно живую музыку, а не ее жалкое подобие. Исполняют с тонким вкусом, в их манере держаться на сцене ощущаешь большую культуру. И микрофон, этот бич 20 века, в их руках из врага превращается в друга".

Уже по этим коротким цитатам видно как происходило становление певицы и чем это завершилось. В Пугачевой счастливо сочетались глубокий драматизм с импульсивным балаганным юмором. И именно последнее привлекло к ней внимание "Веселых ребят" поскольку соответствовало профилю коллектива. В этом же году произошли очередные серьезные изменения в составе. Группу покинул ведущий гитарист Валерий Хабазин и барабанщик Владимир Полонский (в "Добры молодцы"). Появились новички: джазовый саксофонист и флейтист Андрей Русанов, лучший в то время в Москве барабанщик Борис Багрычев. Последний с 15 лет играл в "Орфее" вместе с Бергером и Добрыниным, а потом в "Араксе" с Буйновым. С уходом Хабазина ведущим гитаристом стал А.Пузырев.

Я:
- Валерий Хабазин.Он в Испании сейчас?
Пузырев:
- Потерялся след. Но вообще-то уехал он в Испанию.
Я:
- Откуда он пришел?
Пузырев:
-Этого я не знаю. Пришел он до меня, где-то году в 70-м. Соло-гитарист.
Я:
-Сильный?
Пузырев:
- Своеобразный. Какие-то слабости были. Но очень техничный, своеобразный.

1974 /Часть 2/.

Следующий год станет годом отступлений и потерь.Однако коснется он не только "Веселых ребят". Видимо, так сложилась ситуации, что вся наша популярная музыка к середине 70 - х годов зашла в тупик. И, как раз, признаки надвигающегося кризиса проявились уже в этом году. Еще раз вернусь к статье в газете Советская культура", где член жюри И. Яунзем комментирует итоги 5 Всесоюзного конкурса артистов эстрады:

"Картина состояния данных видов эстрадного искусства в нашей стране, ее республиках и городах развернулась достаточно полно. И, надо сказать, что она оказалась безрадостной. Впечатление было такое, будто мы слышали все время одно и тоже. Настолько все это было безликим, серым, неинтересным. И певцы и ансамбли явно копируют друг друга, все в плену у микрофона, не умеют двигаться по сцене, поют сочинения, которые к искусству имеют слабое отношение. За исключением..."

Ну, об исключениях я уже говорил выше.
Наконец, в конце года вышел дебютный гигант ансамбля "Веселые ребята""Любовь - огромная страна". Правда, еще до этого радиостанция "Юность" в своей вечерней программе, познакомила слушателей с большинством песен этой пластинки. Это была первая долгоиграющая пластинка нашего ВИА, которая имела название и одна из первых у эстрадных ансамблей вообще.
Композитор Ю. Ливитин в анотации к пластинке писал:

"Среди множества ВИА, появившихся за последнее время, лишь немногие могут продемонстрировать высокое качество репертуара, подлинное мастерство исполнения. Подобные качества отличают ансамбль "Веселые ребята". Это, прежде всего, группа отличных музыкантов, которые не только великолепно владеют инструментами, но и отлично поют".

На диске 10 фотографий: Слободкин, Чиненков, Русанов, Пузырев, Буйнов, Багрычев, Лерман, Малежик, Алешин и Барыкин. Трое из них в записи не участвовали: Чиненков, Русанов и Багрычев. Фотографий четверых участвовавших на пластинке нет: Полонского, Хабазина, Дегтярюка и Казанцева. Причина в том, что к моменту выхода диска они уже не работали в ансамбле.
Пластинку открывает песня, давшая название всему диску - "Любовь - огромная страна" (Б.Рычков - Л.Дербенев). Она служит своего рода воротами, через которые слушатели попадают в волшебную страну - Любовь.
Две следующие песни: сентиментальная "Я к тебе не подойду" (Д.Тухманов - Л.Дербенев., И.Шаферан) и удалая "Отчего" (Ю.Антонов -Т.Сашко) - о любовных неудачах, они дают понять, что в стране этой не все благополучно. Монотонная "Вечная весна" (Д.Тухманов - И.Шаферан) голосом А.Барыкина пытается доказать обратное, но она явно "не из этой оперы", поскольку в аккомпанементе прослушиваются группа струнных и чужой вокальный ансамбль.
Песня П.Слободкина и Л.Дербенева "Что такого" рождена, по-видимому, в страшных творческих муках буквально из ничего. На всем ее протяжении А.Лерман мучает себя и слушателей: "Что такого я тебе сказал?" И так, в конце концов, ответа не находит.
Прекрасная композиция "Это Москва", завершающая первую сторону диска, уже издавалась. Если же говорить в целом о первой стороне пластинке, то она как афиша, представляет традиционные песни ансамбля, как по тематике, так и по манере.
И огромный успех, выпавший на долю "Я к тебе не подойду" (солист А.Лерман) и "Отчего" (они стали самыми популярными из тех, что записаны на диске), как раз, и определяется тем, что это была типичная продукция "фирмы "ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА", именно то, что от них ждали.
Вторая сторона - экспериментальная. Но сделана она с некоторой опаской: вдруг не поймут и потому разбавлена двумя более привычными вещами - "Качели" (С.Дьячков - Л.Дербенев) и "А мне-то зачем?" (П.Слободкин-Л.Дербенев).
Сторона начинается с "Нашей песни" (В.Гамалея-М.Танич) с мощным инструменталом, который напрочь забивает вокал. Партия соло-гитары записана Хабазиным. Песня не обычна не только для "Веселых ребят", но и для ВИА-жанра, вообще.
"Качели" сделаны специально для диска, на концертах их до этого не исполняли.
Популярнейшая по концертным выступлениям композиция "Простой парень" не удовлетворила своим текстом худсовет "Мелодии" и после переделки слов появилась песня "А мне-то зачем?" (солист А.Барыкин).
Если брать композиционное построение альбома, то две эти песни предназначены, видимо, для того, чтобы перевести дух и подготовиться к сюрпризам. Если "Наша песня" до рок-композиции чуть-чуть не дотягивает из-за слишком эстрадного вокала, то "Скорый поезд" (ранее выходил на 2-м диске Д.Тухманова) полностью ей соответствует. А, учитывая специализацию "Веселых ребят" это просто поражает. Манера исполнения их всегда соответствовала принципу "золотой середины". В песнях всего было понемногу, наблюдалось вокальное и инструментальное равновесие, из которого время от времени выплескивалось соло какого-нибудь инструмента, ненавязчивое и очень короткое, затем на музыкальном море опять наступал полный штиль. Правда, в некоторых песнях уж очень выделялся вокал (особенно А.Лермана). Ну, да это случалось не часто. И тем удивительней на таком фоне выглядела джаз-роковая композиция "Всегда вдали" (Е.Адлер -Д.Дербенев), где практически все инструменты ансамбля получили возможность блеснуть техникой. Особенно гитара Дегтярюка. Он же солирует и в песне "Скорый поезд" (все остальные гитарные партии записывал Пузырев). Джаз-рок и "Веселые ребята"! Композиция эта, завершающая пластинку, не только не обобщает впечатление от нее, а лишь запутывает ситуацию, заставляя по-новому взглянуть на возможности группы. Рассчитывать, что "Всегда вдали" станет хитом, было бы наивно и, тем не менее, песня попала на пластинку. Видимо, то к чему "Веселые ребята" приучили своих слушателей, не всегда определяло истинное лицо коллектива. А редчайшие попытки экспериментов в прошлом были вызваны либо боязнью потерять поклонников, либо кем-то сдерживались искусственно. В целом надо признать этот альбом несомненной удачей. Он подтвердил и уже устоявшийся образ группы и приоткрыл ее некоторые теневые стороны, оказавшиеся не менее интересными.

Продолжение