Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян
Сергей Соловьев.


Вам посчастливилось работать с этими людьми...

(июнь 2011)
4

Состав, который записывал "Банановые острова":
Александр Тамаров, Игорь Гатауллин, Александр Буйнов, Алексей Глызин, Игорь Фёдоров.

-Расскажите о Ваших ощущениях во время работы над "Банановыми островами"?

Я занимался серьезной музыкой до «Веселых ребят», я занимался серьезными вещами во время «Банановых островов». Но я занимался полной х…ей в промежутке между этими событиями, то есть во время работы в "Веселых ребятах".
Понимаете, у меня была другая компания. Я жил в одном доме с Пресняковыми, мы много общались с Петровичем, малой воспитывался на моих глазах. С Севой Королюком и с Валерой Гаиной из «Круиза» мы много общались.
Надо сказать, что «Веселые ребята меня многому научили. Я впервые работал в коллективе не единомышленников, где надо было и расталкивать локтями. Многому надо было учиться и я учился. За это большое спасибо… Вы знаете, я делил творчество «Веселых ребят» на два периода. Первый – это Бергер, Полонский, Петерсон, Лерман, Русанов. Второй – начался ближе к концу 70-х. С 76-го, наверное.

-Скажите, тот сильнейший состав ведь продолжал развиваться. Вы стали играть обработку классики….

Исполнение любого произведения – это, прежде всего, радость. Это не функциональное исполнение.

-То есть Вы не играли одинаково?

Когда мы выходили на сцену, то обычно «Китаец» говорил:
- Так! Сегодня играем Rolling Stones.
На следующий день:
- Сегодня - Police…,-
или еще что-то. Стинг – это другая тусовка, это философская музыка.
Конечно, «Веселые ребята» - это веха в истории российской и советской популярной музыки. Из той же Украины мы не вылезали: Донецк, Винница, Львов… Во Львове мы впервые увидели конную милицию, которая сдерживала толпу, стремящихся попасть на наш концерт. Толпа прорвала оцепление – сколько же крови было!

-Какой это был год?

То ли 1977-ой, то ли 1976-ой.

-Вы ушли из «Веселых ребят» в 1986-ом?

Гораздо позже. Но после 86-го я почти не работал в концертах. Я ездил на гастроли, мог кого-то подменить. То есть числился в ансамбле. Тогда база переместилась на ВДНХ. И пошли "Розовые розы" и прочее.

-Тогда же пришли Перегуда, Ерастов…?

Сергей Перегуда очень сильный гитарист. А Игорь Ерастов ко всему еще и замечательный человек.
Игорь Гатауллин.

-Правда, что всегда в «Веселых ребятах» были наготове дублеры?

Правда. Слободкин же платил не свои деньги, а Москонцертовские. Он мог позволить себе иметь штат больший, чем это необходимо. Когда я уходил, то на гитару пришел Сергей Кудишин. Так вот некоторое, скажем так, переходное время, Сергей стоял на сцене, а я за кулисами играл на гитаре. Я считаю, что это было просто неуважением к участникам ансамбля.
Я писал пять заявлений об уходе. Но ни одно не было удовлетворено. Как потом оказалось, что когда я писал заявление об уходе, то моя супруга была против, и она просила Слободкина, чтобы меня не увольняли. Ей Слободкин не мог отказать.
Все это способствовало тому, что я прослужил в «Веселых ребятах» ненужное для меня количество времени.

-Когда в первый раз написали?

Первый раз в конце 70-х. Я пил, не ходил на репетиции. Без разницы.

-Как складывалась Ваша дальнейшая судьба?

Хорошие люди мне помогли записать мой материал под названием «Репортаж». Часть песен я записал в Ленкоме с «Араксом», часть с Валерой Гаиной записывались в Онкоцентре на Каширке. Там великолепная студия, причем не одна. Валера Гаина только там записывался после «Круиза». Мне помогали и Толик Абрамов и Серега Рудницкий.
Кстати, был период, когда у Саши Буйнова было что-то с позвоночником, и он не мог работать в «Веселых ребятах». На это время его подменял Сережа Рудницкий. Он же тогда был музыкальным руководителем.

-А в «Веселых ребятах» были музыкальные руководители?

В разные периоды - Леша Пузырев, Валера Дурандин, Глеб Май, Юра Чернавский и Сережа Рудницкий. Глеб Май позже встретился с Евтушенко и они с Толиком Алешиным записали «Исповедь».
Так вот, я свою пластинку «Репортаж» впервые увидел только в 2001 году, когда сошел с поезда Москва-Уфа.
А в 91-ом году один богатый швед пригласил меня поработать в Швеции. Я работал на студии, стажировался, писал музыку. Я мог даже там остаться, но это все-таки другой менталитет. Я вернулся в Уфу. И мне предложили поработать в местном драмтеатре. Мы с приятелем написали музыку к двум спектаклям. В ней не было ни одного барабана (смеется).
И тут мне звонит Саша Чиненков, звонит Серега Рыжов. Говорят, что многие ансамбли возрождаются. Я приехал. Мы посидели в кафе Ленкома, пообщались. Я сразу сказал, что без Слободкина у нас, вряд ли, получится. Но прежде надо ему показать какой-то материал. И тут оказывается, что ни у кого нет ни пластинок, ни записей «Веселых ребят». Я еду в Уфу, с трудом отыскиваю виниловые пластинки, перекидываю их в цифру. Дальше выясняется, что играть может только Серега Рыжов.

-Почему Китаева не позвали?

Сергей был против. Он считал, что амбиции «Китайца» будут только мешать процессу.
Короче говоря, в составе стали работать Рыжов, Файбушевич, я. И мы еще пригласили ударника Шатуновского и клавишника Андрея (забыл фамилию). Тут выясняется, Шатуновский и Андрей не в теме. Амбициозные музыканты, но не понимают того, что и как, мы должны играть. Нужны были другие люди. Я нахожу барабанщика Андрея Сифорова и клавишника Сергея Гордецкого. Сергей очень талантливый клавишник, но инвалид по зрению.

-А Чиненков?

Он поразмыслил и сказал, что это все очень серьезное дело. Но Паша Слободкин не даст жизни. И ушел.
Я нашел студию в Химках Володи Гальперина. За приемлемую сумму мы записали альбом. Причем, основу из клавишных мы записали дома у Сергея Гордецкого, так как он инвалид, и из дома практически не выходил. А в студии наложили остальные инструменты.
Сергей Рыжов, Михаил Файбушевич, Игорь Гатауллин.

И тут в процессе записи случается нелепая ситуация. Миша Файбушевич регистрирует товарный знак «Веселые ребята». Открывает на себя ИП и регистрирует. Вопреки здравому смыслу! Возникает конфликт на ровном месте. А поскольку я занимался всеми делами, то естественно все ассоциируется со мной. Слободкину докладывают, что кто-то зарегистрировал брэнд «Веселые ребята»:
- Кто?
- Гатауллин!
А потом мне рассказали, что работая в «Белом орле» Файбушевич провернул такую же операцию. Когда Жечков узнал об этом, то он чуть его не убил. А Жечков очень крутой человек. Несмотря на то, что пластинка была уже записана, с Мишей мы вынуждены были расстаться.
Сын Леши Глызина, тоже Алексей, работает на телеканале СТС. И делает передачу, в которой берет у всех у нас (бывших «Веселых ребят») интервью. И бросает клич – где «Веселые ребята»?
Мы собираемся в ДК, недалеко от офиса СТС. Приехали Барыкин, Малежик, Милославский, многие… Приехал Виталик Валитов. Мы с ним поговорили, он был не против восстановить форму и начать работать с нами.
К тому моменту мы вынуждены были расстаться с Сергеем Гордецким. Ему было сложно работать в силу здоровья, и он все понял. Также ушел Сифоров. На клавиши я пригласил Олега Кобзева.

-Как Вы попали на Муз-ТВ?

Я вышел на Диму Широкова, он предложил акустический вариант выступления в студии. Мы согласились. И, по-моему, очень неплохо получилось. Потом нас пригласила Ксения Стриж на радио. Потом Дима Шавырин - на праздник «МК». И на них на всех «наехал» Слободкин…
С начала 2005 года я зарегистрировал товарный знак «Веселые ребята: 13 лет спустя». У меня были очень хорошие отношения с Шанцевым, с Мишей Менем. Пока они были в Москве все было тихо. Мы съездили на гастроли в Болгарию, Израиль… А как их отправили губернаторами в провинцию, то тут все и началось. Суды, разборки…
На контакт Павел Яковлевич не идет…
В 2005 году я договорился с Валерой Гольденбергом о гастролях в США. Валера – это человек, который сделал «Аракс». Он подумал и предположил, что маловато «Веселых ребят» и собрал большую программу. В ней были балет «Тодес», «Мираж», еще кто-то. И перед самым выездом Слободкин написал письмо в посольство США о том, что мы самозванцы и все такое. Пока те разбирались с нашими документами, программа уехала на гастроли. Американцы разобрались, признали нас законными, но было уже поздно. У меня сохранилось письмо с извинениями от американцев. Больше того, вместо месячной визы нам открыли годовую, но поезд уже ушел…
Вот так! Ни себе, ни людям…

-В каком составе Вы сейчас работаете?

Валера Дурандин – бас, Витя Суслов – клавиши, Володя Комков – барабаны.
С Виталием Валитовым мы расстались. Когда я получил решение последнего суда об оплате штрафа, то предложил несколько концертов отыграть бесплатно. Не могу же я один платить. Все согласились, кроме Виталика. Вот и все.

-А Макиенко еще у Вас работал?

Они с Валитовым поругались и Петя ушел к Саше Барыкину.
Игорь Гатауллин. Петр Макиенко и Виталий Валитов.

Мы заранее предупреждаем организаторов концертов, что наш коллектив называется «ВР -13». Но попадаются такие тупые! Приезжаем в Нижний, а там растяжки во всю улицу – огромными буквами «Веселые ребята» и совсем маленькими – «13 лет спустя».
И что нам делать? Предупреждал, что термин «Веселые ребята» можно употреблять только относительно наших биографий. Только то, что мы там работали. И всё!

-Ваше отношение к возрождению жанра ВИА?

Большинство возродившихся ВИА намного ниже того уровня 70-х и 80-х годов. И это очень большая проблема.
В 90-е годы прекратили свое существование многие советские коллективы. К концу 90-х некоторые стали возрождаться на волне ностальгии. Бездуховная страна, которая потеряла культуру, память…. Исчезло всё. Ведь в шестидесятые- семидесятые мы были самой культурной страной, самой читающей, самой пищущей. Театр, актеры, художники какие…
В 90-е годы был утерян интерес к музыке ВИА, но не потому, что кто-то перестал играть, писать или кто-то разучился играть. Просто все было предрешено. Многие возродились, но уровень оказался довольно низким.
Еще один момент – образование. Я видел многих людей с дипломами, которых я никогда не назвал бы музыкантами. Образование – это всего лишь инструмент для того, чтобы созидать. А что ты будешь созидать, это зависит от конкретного человека, от его окружения.
Например, если ученый, благодаря своему таланту, совершает открытие, то вокруг него всегда найдутся люди, которые проявят себя как хорошие администраторы для продвижения этого открытия. Но открытие совершил именно этот ученый. Это заслуга только ученого.
Так же и в музыке. Нельзя говорить, что «Веселые ребята» - это я. Только благодаря мне этот ансамбль стал популярным. Я сказал Пал Яковлевичу, что у Вас работали заслуженные и очень талантливые люди. Вам посчастливилось работать с этими людьми. Разве он сделал их такими? Конечно же, не стоит умалять административных заслуг Слободкина. Он – прекрасный менеджер, тонко чувствующий обстановку, в том числе и политическую. Бился за материальную составляющу...

В этот момент по каналу НТВ началась программа «И снова здравствуйте» с сюжетом про ВИА «Веселые ребята»…

-Как Вам программа?

Это ностальгия, это часть жизни. И к этому нельзя относиться неуважительно. «Веселые ребята» - это веха. Как мы работали! По три концерта в день. И никаких фонограмм. Мы объездили всю Болгарию, Чехословакию, Кубу….

-Концерты были только в группах войск?

Не только. И для гражданского населения. И всё - при аншлагах.

-Заграница оплачивались лучше?

Суточные.

-А привозили аппаратуру, инструменты?

В соцстранах официально было не купить, а когда поехали в Финляндию, то там это все стоило очень дорого.

На этом наша встреча с Игорем закончилась. Однако она позже получила продолжение.
Окончание