Игорь Капитанников

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян


Болельщик московского "Спартака".

(сентябрь 2020 г.)

4

-Вы уже решили куда уходите?

Нет, конечно. Но у меня был друг, то есть, он и сейчас есть – жив-здоров, по имени Иван. Он работал в Министерстве культуры в отделе кинематографии. Замечательный человек, прекрасный шахматист! Мы с ним часто в шахматы сражались. А у него, в свою очередь, тоже был друг – директор Росконцерта. И Иван меня порекомендовал в Росконцерт. Зачислили меня сразу, за один день. И направили в вокально-инструментальный ансамбль «Коробейники» вторым клавишником.
ВИА "Коробейники":
солист, Александр Блинов - бас, Игорь Капитанников - клавишные, Игорь Борисов - вокал, Юрий Калашник - гитара, Юрий Крашевский - клавишные.
Внизу - Валерий Прокопенко - барабаны. .

-Почему вторым?

Первым был великолепный музыкант, потрясающий аранжировщик Юрий Крашевский. На нем держалось практически всё в «Коробейниках». Юра не просто клавишник, он великолепный пианист. Мог играть всё: и джаз, и классику, и эстраду. Он и пел великолепно.

-Кто еще был в ансамбле?

Игорь Борисов - вокал. Юра Калашник играл на гитаре. Юрий Финк – на барабанах, потом его сменил Прокопенко. Саша Блинов играл на бас-гитаре.
Игорь – талантливый певец, иногда играл на бас-гитаре и очень здорово. Юра Калашник – очень сильный гитарист, выпускник Гнесинки. Внешне очень похож на Паганеля из «Детей капитана Гранта». Состав тогда был очень сильный.

-Чем запомнилась работа в «Коробейниках»?

Мы участвовали с «Коробейниками» в конкурсе на лучшее исполнение песен стран социалистического содружества в Сочи. В первый день Игорь Борисов получил лауреата, а во второй день лауреатом стал Александр Серов.
Запомнилась одна история, случившаяся на второй день нашего выступления на конкурсе. Аппарат был один на всех. Саундчек был минимальный по времени. Вроде мы успели, настроились. Начали исполнять «Люди, люди, дело только за вами». В этой композиции мы останавливались и я играл на клавишных сольную партию, скрипичную. Очень красивое место было в композиции. И вот подходим мы у этому проигрышу, а мои клавишные не звучат. Звука нет совсем. Их кто-то выключил, то ли случайно, то ли нарочно. Меня холодный пот прошиб. И я кричу Юре Крашевскому:
- Юра! Играй!
Юра выручил – сыграл, как надо.

-Интересная история. Игорь, вы только бэки вокально исполняли в «Коробейниках»?

Нет. Я сольно исполнял романс :
«Как пусто, туманно кругом,
Далек и тревожен мой путь…»

-Руководителем ансамбля был Валерий Приказчиков. Он выходил на сцену?

Да, у него был номер. Он играл испанскую пьесу на гитаре. Великолепно играл!

-Почему вы ушли из этого коллектива?

Я собственно и не уходил. До сих не понимаю, что тогда произошло. Дело в том, наш руководитель Валерий Приказчиков продал весь аппарат нашего коллектива «Динакорд». Аппарат был его собственным, но мы работали на нем. Тогда эта аппаратура была лучшей. Так вот, Валера продал аппарат и ушел работать к Сенчиной. А мы остались ни с чем. Ансамбль перестал существовать. Надо было искать новое место.

-И вы…?

Через некоторое время я встретил своего старого знакомого по ВТМЭИ. Его звали Слава Лавров, и он принимал непосредственное участие в создании программы «Песня, гитара, пантомима». Слава работал в Московской областной филармонии. Там он был довольно известным человеком. Например, он организовал ансамбль «Фантазия», которым руководил, а потом под давлением директора филармонии передал руководство другому человеку. Так вот, Слава познакомил меня с руководителем ВИО «Рапсодия» Владимиром Николаевичем Петренко. Я дал Петренко кассету со своими записями. Он послушал и предложил войти в вокальную группу оркестра «Рапсодия». Я, конечно же, согласился.
Владимир Николаевич сразу же предложил мне песню – «Море молчит». Я исполнял ее сольно.

-Когда вы пришли в «Рапсодию» гитарист Дегтярюк уже не работал?

Нет, на гитаре играл Саша Солопов. Очень хороший гитарист. Сильный.

-Помните, кого-то еще из музыкантов?

Когда я пришел, на барабанах работал Гена Хащенко. Довольно известный барабанщик. В вокальной группе вместе со мной была Татьяна Кабаш и еще два вокалиста. Их фамилии я, к сожаленью, не помню.

Афиша.

-ВИО «Рапсодия» знают и помнят по песне «Раз, два, три – хорошая погода». Пели ее?

Практически постоянно, на каждом концерте.

-Вы работали только на вокале? На каком-либо инструменте не играли?

Только пел. У нас в оркестре были настолько сильные музыканты, что моя помощь не требовалась (смеется).

-Популярность «Рапсодии» сравнима с популярностью «Верных друзей»?

Ну что, вы! Даже близко ничего подобного не было.

-Что произошло в середине 80-х с «Рапсодией»?

Директор филармонии посчитал, что в оркестре очень много музыкантов и сократил почти всех. Оркестр перестал существовать. И тогда мне опять помог Слава Лавров. Он сообщил, что в вокальный коллектив «Пять плюс» требуется певец. И я пошел туда прослушиваться. Меня взяли. Мы исполняли композиции в разных жанрах. Пели джаз, этно, исполняли хоровую музыку.

-Какой был состав коллектива?

Два мужских голоса – бас и тенор, и три женских. Бас был у нас шикарный. Так пел, что народ просто дрожал. Руководителем у нас была певица по имени Наташа, супруга Славы Лаврова. Также работала Людмила Николаева, третью вокалистку не помню. Мы сделали программу и, опять же с помощью Славы Лаврова, поступили в оркестр Утесова. Дирижером оркестра был Дмитрий Атовмян. Интеллигентнейший человек, всех называл на «вы». Шикарный музыкант!
В оркестре мы начали заниматься степом. Был нанят педагог. Это был ужас! Когда я шел по лестнице после репетиции, то у меня подкашивались ноги. Кстати, я еще играл в оркестре на бас-гитаре по совместительству.
Мы сдали программу и поехали на гастроли. И на БАМ ездили, и по Сибири. И конечно очень много по Подмосковью.
И вдруг пришел приказ от руководства областной филармонии о роспуске оркестра. Мы ничего не могли понять. Заслуженный оркестр, который получил звание от Министерства культуры, вдруг распускает местная филармония. Поводом было то, что якобы много народу и нерентабельно. Тут появился Алексей Рыбников. Хотел все забрать под себя. Но музыканты воспротивились, написали петицию, что отказываются работать с Рыбниковым.
В итоге оркестр был расформирован, а мне предложили должность рабочего сцены в областной филармонии (смеется). Я отказался и остался без работы. В это же время я приходил на записи различных произведений Владимира Николаевича Петренко в его студию. Записывал какие-то партии в мюзиклах, песни.

-И куда вы направились?

Особых мыслей у меня не было. Более того, возникла непростая житейская ситуация – моя жена, с которой мы уже не жили, подала на меня в суд. Что якобы я не плачу алименты, хотя мы не были разведены. Полный абсурд. И мне срочно надо было куда-то устраиваться. И я пошел работать в трест по озеленению. Простым рабочим. Семь лет я там проработал.

-Как произошло возвращение в музыку?

Мне позвонил Володя Овчинников и сказал, что он собирает «Верные друзья» и что хватит валять дурака. Предложил мне попробовать для начала поработать в ресторане с современной техникой. Было место в одном ресторане на Тверской. Я «сел» туда. Володя помог мне приобрести клавишные Yamaha. Я играл на клавишных и пел, восстанавливал форму.
Владимир Овчинников.
Фото Сергея Соловьева.

И что интересно, однажды я пел на дне рожденья Никиты Богословского. Он праздновал свой день рожденья в этом ресторане небольшой компанией. Люди из его компании и он сам подходили ко мне, заказывали песни. Я исполнял.
Потом, когда пошла мода на возрождение ВИА, стали работать с Володей как «Верные друзья». Он пригласил очень хорошего клавишника Тахира Садекова (к сожаленью, ныне покойного) и свою дочку Машу.
В 2002 году мы выступили на открытии звезды Валерия Ободзинского. Нас показали по ТВ. К этому выступлению мы готовились вместе с Жорой Мамиконовым. Долго выбирали песню, и выбрали «Где же ты». Когда Валера исполнял «Где же ты» в концертах, то это проходило на ура. Жора пел. Получилось очень трогательно.
Спустя какое-то время мы с Володей Овчинниковым разошлись в виду некоторых разногласий. Я выступал как сольный певец, пока не встретил своего товарища по вокальной группе оркестра «Рапсодия» Олега Чвикова. Он организовал проект «Были на виниле», в котором собрались бывшие участники вокально-инструментальных ансамблей и групп. Кстати, я часто исполняю в выступлениях песню «Девятый класс», о которой мы говорили. Со мной поет весь зал. Потрясающее впечатление!

-Игорь, знаю, что вы болельщик московского «Спартака»?

Да, я болею с детства за «Спартак», но без фанатизма. Можно сказать, по-дилетантски. А в последнее время я очень увлекся снукером. Об этом я могу говорить часами…
Несколько песен в исполнении Игоря Капитанникова.

Песни В.Петренко времен "Рапсодии":
1.."Запоздалая осень".
2."Жизнь".
Песни В.Петренко записанные в студии уже после "Рапсодии":
3."Сокольники".
4."Холода".
5."Красотою твоей пленен.
6."Немой певец".