"Ялла"

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Ялла – рубаб в ритмах бита.

Статья из журнала "Мелодия и ритм" (ГДР).

Прислал Анатолий Бабай (Украина).

Перевод Виктор Феоктистов (Лозоходъ).


Недавно на песенном фестивале в Сопоте у меня был разговор с представителем советской фирмы «Мелодия» (фирма грамзаписи), Андреем Карповым, в связи с превосходной работой советских музыкантов – вот что он заметил:
«В течение достаточно долгого времени в СССР наблюдалась тенденция тяги советской молодёжи к новизне ритмов зарубежных танцевальных мелодий, которые с каждым годом становились всё более популярными. Нам же только оставалось, по-возможности, запустить это течение в правильное русло и удержать в рамках социалистической ориентации в молодёжной и танцевальной музыке.»

Что конкретно под этим подразумевалось, уже мы увидели в последние месяцы во время гастролей многочисленных советских групп, которые показали свою интепритацию молодёжной танцевальной музыки, это: Поющие Гитары, Самоцветы, Песняры и Ялла.
Вокально-инструментальный ансамбль из столицы Узбекистана показал наиболее чётко, что в СССР имеется ввиду под названием «фольклор в битритмах». 14 выпускников ташкентского театрально-музыкального института показали, как бережно сохраняя основу, содержание и принадлежность народной музыки, вдохновенно и с большой фантазией импровизировали и показывали новаторский подход в работе с фольклором. После гастролей они поняли, что они получили свою долю признания и восхищения их искусством и от нашей любознательной публики. Несомненно и то, что они оставили в нашем сознании свой след, мы пополнили наши музыкальные познания совершенно незнакомым нам направлением в бит-музыке – это несомненно может оказать существенное и позитивное влияние на наше представление об этом новом стиле в популярной музыке.

«Песня, дарящая танец» - так примерно можно обозначить значение слова «Ялла» и группа полностью оправдала это название. Дойра-рубаб, старинный восточный музыкальный инструмент, у них прекрасно гармонирует с современным звучанием электромузыкальных инструментов. Инструментально-акустические эксперименты с дойра-рубаб – это не просто как звуки обогащения, они вписываются в общую картину инструментальной группы и дают мощный характер совокупности музыкальных тонов.
Шеф группы «Ялла» Евгений Ширяев (29 лет), подчеркнул в нашей беседе, что они уже с самого начала задумали поставить на рубаб и другие, родственные ему музыкальные инструменты, т.к. дальнейшее развитие репертуара группы должно базироваться на богатых традициях восточного фольклора, что придаёт группе свой, неповторимый стиль звучания.
Далее –
«Фольклор в современном облачении, - это фактор, который придаёт неповторимость звучанию группы, свой собственный бренд, если хотите. Наша публика приходит к нам на концерты именно за этими ощущениями, как впрочем и зарубежные слушатели – они получают то, зачем пришли и награждают нас за это своими аплодисментами».
С этой характеристикой тесно связаны и политические обязательства молодой группы, когда они исполняют песни наших дней с политической направленностью. Их «Хиросима» напоминает, обвиняет, предостерегает, при этом звуча в современном битовом стиле, что по-другому можно назвать и молодёжным шлягером. Здесь слово не просто, как увязка с мелодией, но и как дополнение тональной ассоциации к политической теме песни.

Евгений Ширяев поначалу работал дирижёром в ташкентском эстрадном оркестре, затем получил задание организовать для узбекской молодёжной среды музыкальную группу, которая отвечала-бы запросам и интересам молодого поколения.
« Я пригласил в группу таких выпускников различных консерваторий, с которыми я точно мог-бы работать в этой теме, как с многосторонне развитыми и музыкально одарёнными артистами. Я придерживаюсь мнения, что сейчас потребности молодёжи выросли до такого уровня, что модели в музыке и рамки в мировоззрении более никак не могут их удовлетворить или вызвать у них какой-либо интерес. Так что мне пришлось поднять требования к моим музыкантам до такой высоты , чтобы получить наиболее успешные результаты от нашего эксперимента».


Манфред Хайдель