Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru


Георгий Симонян

Парадоксы жизни Леонида Грабера.

(январь 2011 г. )
3

1981 г.
Сьемки на киевском ТВ.
А.Дедов и Л.Грабер

А Вы застали там солиста Петера Тиллса?

Да, конечно. Он пришел, когда я уже работал в коллективе, но пробыл довольно недолго, где-то полгода. Из Прибалтики. Невысокого роста, пухленький такой. Он записывался на пластинку Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», пел «Белый шиповник».

Итак, Вы стали работать в «Здравствуй, песня»...

Сначала я играл только на трубе.

Неужели сразу?

Ну да. Дали клавир, записи песен. Ночами учил. Это же профессиональный коллектив, никого уговаривать не надо.
Через несколько недель мы приехали на базу в Москву.

Где была база?

Дом Культуры «Знамя Октября» на Верейской улице. Там мы не только репетировали, но и хранили свою аппаратуру, да и там же проходили и дни рождения, свадьбы, короче почти вся вне гастрольная жизнь.
Так вот, в это время мне Хаславский предложил, чтобы я взял в работу, как вокалист, две абсолютно разные песни. Одна – Богословского «Помнишь, мама моя», а вторая – блюз на английском языке. Тогда я его «снимал» с записи Иво Линна из «Апельсина», а совсем недавно услышал в исполнении Том Джонса. Первую песню мы играли в концерте примерно полгода, пока не записали на пластинку, а блюз я пел столько, сколько проработал в ансамбле.
У нас концерты фактически заканчивались этой песней. Две фальшкоды. Первая – «Пусть завтра», вторая - рок-н-ролл в исполнении Бута, и последним, если зрители не прекращали бисовку, я исполнял этот блюз. Название блюза никто не знал, и я его объявлял так:
- Песня называется «Лучше здесь с Вами, чем одному в гостинице…»

Какую аппаратуру использовали?

Miaxi была. Это была собственность донецкого состава. Самопала было много, но аппарат был классный. И очень много. Возили багажными вагонами. Бывало, что поезда где-то останавливались на две минуты. Так мы всем составом ансамбля успевали разгрузить вагон с аппаратурой за это время.

База была в Москве, а в ансамбле москвичей не было?

К тому времени, пожалуй, только ударник Толя Ивушкин стал москвичом. Женился на москвичке. Остальные, в том числе и Хаславский, снимали квартиры.

Туапсе-1981 г.
Л.Грабер, Г.Шевелева и А.Хаславский

Хаславский и Шевелева тогда были уже женаты?

Жили вместе, но мужем и женой стали позже.

Хаславский был хорошим администратором?

Я бы сказал, он был отличным руководителем, просто замечательным. Он прекрасно общался со многими людьми определявшими тогда шоу-бизнес. Хотя, такого термина тогда, конечно, не было. А директором- администратором у нас тогда был Валера Богданов.

Михайловский не обиделся на Хаславского после его ухода из филармонии? Препонов не ставил?

А какие препоны он мог ставить? Ну, разве что не пустить в Тулу. И всё!
Хаславский был в хороших человеческих отношениях со многими директорами и администраторами. С Кондаковым Василь Василичем, Клейманом, Феликсом Кацем, Эдуардом Смольным. Они «держали» филармонии в руках, часто являясь важней большинства директоров этих филармоний. Благодаря этому ВИА «Здравствуй, песня» работал с Высоцким (это еще до меня), работали с очень популярным тогда «Апельсином», по отделению, с Людмилой Сенчиной и многими другими.

Скажите, можно ли сравнить работу администраторов тогда и сейчас?

Те люди по существу работали вне закона. Они, администраторы, делали то, что непозволительно было никому. Обойти тысячу запрещающих законов! Если сравнивать, когда было труднее, то, разумеется, сравнение будет в пользу администраторов тех лет. Они были просто бесстрашными людьми. И большинство из них оказывалось все-таки за решеткой. Процентов 95. Многие не возвращались, но были такие, кто вернулся. Кондаков, Володя Евдокимов, муж Ольги Зарубиной. Он ведь отсидел полностью восемь лет. Правда, его посадили за торговлю аппаратурой…...
А сегодня главное правильно вести бухгалтерию и иметь кое-какие связи. Убеждён, что талант администратора это все-таки даётся от рожденья. Этому нельзя научиться. С годами приходит только опыт.

Первая Ваша запись на пластинку это «Памяти поэта»?

Нет. Песня была записана в 1980 году, а я пришёл в ансамбль в 81-м. Кроме того песня ансамблёвая, а один из сольных куплетов, если я не ошибаюсь, всё-таки прошло 30 лет, записал Миша Король.. Позже этот куплет в концертах пел и я.

Вы принимали участие в записи альбома «Вокруг любви»?

Нет, он был тоже записан перед моим приходом.

А Вы какие песни записали?

Сольные - песню Ильи Словесника «Привычное чудо», другое название – «Каратэ». На диске «Марафон». И на миньон, как я уже упоминал, записал песню Никиты Богословского «Помнишь, мама».

Что за миньон?

Там было четыре песни. Кроме «Помнишь, мама», «Так уж бывает, так уж выходит» Яна Френкеля, «Старый клён» Александры Пахмутовой, «Московские окна» Тихона Хренникова. Кроме моего голоса на этой пластинке звучат голоса Галины Шевелевой и Владимира Сутормина.

Словесник тогда был в «Ровесниках»?

Нет, он одной ногой был уже заграницей.

Он уехал, а потом вернулся?

Ну, да. В конце 80-х. Помыкался здесь и уехал уже окончательно.

1981 г.
Слева вверх: Валентин Барков (бас-гитара, вокал); Анатолий Федоряченко (ударные); Илья Казаков (клавишные); Анатолий Ивушкин (ударные); Наталья Казакова (вокал); Галина Шевелева (вокал); Татьяна Камелькова (вокал).
Ниже слева направо: Юрий Хомяков (тенор-саксофон); Михаил Король (клавишные, вокал); Виктор Бут (гитара); Анатолий Ленский (вокал); Андрей Климов (альт-саксофон); Сергей Чепурнов (клавишные, скрипка); Аркадий Хаславский (клавишные, вокал).

Вернемся к 81-ому году?

Состав, в который я пришёл, просуществовал не долго. Музыканты, которые прошли с Хаславским «Крым, Рим ...» и ребята из Кривого Рога, которые работали до этого в Грозном, и пришли в 80-ом году. Кстати, с одним из них, клавишником Ильёй Казаковым, мы работали еще в Тульской филармонии, у Шереметьева.
Состоявший, как бы из двух частей, состав был очень классный. Программа была разнообразная и очень живая. Мне совсем не хотелось, чтобы состав распался, но через полгода ребята из Кривого Рога ушли. Они больше любили играть джаз-рок. Духовными лидерами среди них были бас-гитарист Валентин Барков и Илья Козаков.
Значит, ушли бас-гитарист Валентин Барков, клавишник Илья Казаков, вокалист Анатолий Ленский («Ленский» это псевдоним), саксофонист Андрей Климов и ударник Анатолий Федоряченко. Еще один саксофонист Юрий Хомяков ушел раньше, еще до моего прихода.
Причиной ухода этих ребят было несогласие с репертуарной политикой руководителя. А сегодня тот же Барков судится за название «Здравствуй, песня». То есть, судится за то, отчего он тогда ушел и не любил. Удивительно всеядный человек. Как сейчас помню общее собрание в городе Сумы. Хаславский в лицо сказал Баркову:
- Не нравится – уходи!
Мы думали, что он уйдет один, а ушли шестеро.

А что они хотели?

Они хотели играть джаз-рок.

А Хаславский работал в диско?

И кроме этого, 90% репертуара было написано им. Странно и глупо рассуждать на тему правильно это или нет...

Но при этом на пластинке «Вокруг любви» была записана песня Баркова «В разлуке»?

Это говорит только о том, что Аркадий Хаславский был прекрасным руководителем и человеком. Он всем давал возможность творить, записываться. Песня красивая. Несмотря на свои не лучшие человеческие качества, надо признать, что Валентин Барков талантливый музыкант.

В «Синей птице» Барков написал и записал в качестве солиста тоже красивую песню «Прощай, прощай».

А вот здесь промашка вышла. Эта песня один в один «слизана», кажется, у Клиффа Ричарда. Только русские слова.

После смены состава поменялся репертуар?

Сначала мы ушли в отпуск, надо было отдохнуть. И к осени, после небольшого репетиционного периода, пошел очень мощный концертный тур, который начался, как я уже говорил, в Твери. Репертуар был практически тот же, строился на основе альбома «Вокруг любви». Были исключены только три композиции: «В разлуке», ее пел Барков, «Бабье лето» Юрия Антонова, пел Ленский и одна инструменталка в стиле джаз-рок.
Вообще, творческий процесс шел постоянно. Не было такого, чтобы очень долго сидели на базе и делали программу. Программа обновлялась постепенно. Например, приезжая в какой-то город, мы днем проводили репетиции на той же площадке, на которой вечером был концерт.
Где-то к концу 81-го Хаславский начал серьезно обновлять программу и вскоре обновил ее на 90%. Музыка стала более тяжелой, более сложной по текстам, с некоторой иной философией, может быть не всегда понятной. Трудно даже назвать стиль. Появились такого рода песни с текстами:
- «На могиле любви не цветут цикламены, холм порос лебедой, все забвеньем полно…»
(смеётся)

Дворец спорта, 1982 год:
Александр Климов (клавишные); Александр Любченко (гитара); Анатолий Ивушкин (ударные); Виктор Бут (гитара, вокал); Леонид Грабер (вокал, труба); Валерий Газенкампфт (бас-гитара); Михаил Король (клавишные, вокал); Владимир Сутормин (вокал).

Вернемся к «Здравствуй, песня»...

На место ушедших музыкантов приходят новые. Бас-гитарист Валера Газенкампфт из Шахт Ростовской области. Его привел Мишка Король, они были старыми знакомыми. Пришел гитарист Саша Любченко из Днепропетровска. Он любил стиль «Фламенко», любил и умел сыграть такого плана пассажи на гитаре, даже если это было не в .... Ещё клавишник Саша Климов из Армавира. Пришел солист Володя Сутормин. Пришел из варьете. Это варьете гастролировало по стране, выезжали в какой-нибудь ресторан, например, в Прибалтику, и в течение месяца показывали концертную программу. Очень хорошо оплачивалось. Володя пришел в коллектив с целью старта сольной карьеры. И был такой навороченный. Мы с ним сильно подружились, т.е. «скорефанились». Позже он записал песню Хаславского «Я ухожу».
Первые выступления в новом составе прошли в сентябре 1981 года в Тверском (тогда Калининском) цирке. Четыре аншлаговых сольных концерта! Мы почувствовали, что ансамбль начинает становиться очень популярным.

Солисткой тогда оставалась одна Шевелева?

Да, Галина осталась единственной.

Был еще такой солист – Константин Шмаков?

Костя Шмаков появился чуть позже. Очень большой и смешной парень, но при этом как ребенок. А руки были золотые. Мог из дерева сделать все что угодно.

Записей его не осталось?

У меня нет.

Какой голос был у него?

Тенор.

Ударник остался один?

Да. Толя Ивушкин.

А как распределялись их роли, когда работали вдвоем?

На композиции стиля «диско» выходил Ивушкин, а на композиции «джаз-рок» Федоряченко.



Продолжение