Андрей Климов

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru







Валерий Колпаков

В "кабинете" с Андреем Климовым.

(сентябрь 2015 г. )
3

3. Группа "Кабинет".

- Куда двинули дальше?

На родину, в Кривой Рог.

- Почему туда, ведь там же было "комсомольско-патриотическое" давление на репертуар?

Давление - да, некоторое было, но, поднабравшись опыта, научились петлять-обходить-уворачиваться… К тому времени уже достаточно "потеплело", прошёл фестиваль "Тбилиси 80", одобренный партией и правительством… Было не сложно. С комсомольцами мы дружить не дружили, но жили мирно. Был даже тур по Донецкой области с агитпоездом "Комсомолец Украины"…

"Кабинет":
Валентин Барков, Валерий Колодяжный, Андрей Климов, Илья Козаков, Евгений Пиневич, Анатолий Козюк и Анатолий Федоряченко.

- Чем занимались в Кривом Роге?

Создали группу "Кабинет". Автор названия, в общем-то, я… Подтекст — «кабинет психологической разгрузки». Группа существовала до 1984-го. Ну, это же уже не "Здравствуй песня"... "Кабинет" оставил след только в памяти многих криворожан и немногих днепропетровчан (после фестиваля Джаз-82). Так что в масштабе советских и постсоветских ВИА и групп это вряд ли заметное явление.

-Я ведь от тебя не историю "Здравствуй, песня" хочу услышать, а ТВОЮ историю. Это ведь, разные вещи.
Начав довольно давно заниматься историей ВИА, я сразу для себя решил, что эту историю надо познавать через судьбы людей в них работавших, потому что именно они эту историю создавали. Это их поведенческие мотивы двигали ИСТОРИЮ по тому или иному пути. Это их убеждения привели жанр к тому финалу, к которому привели. И не привели к тому, к которому МОГЛИ привести.


Лады, вкратце… По приезду обосновались в ДК одного рудоуправления, нас посадили на зарплаты электриков, проходчиков и т.д. (ещё и с льготным подземным стажем!). Руководство было достаточно прогрессивным на то время, и жилось нам неплохо. Если сравнивать с "Здравствуй, песня", то по статусу это, понятное дело, был шаг на пару уровней вниз, но по творческому энтузиазму мы как будто вернулись в грозненское время.
Кроме Баркова, Козакова, Федоряченко, Козюка и меня (Юра Хомяков откололся от нас ещё во время работы в "Здравствуй, песня", по семейным) у нас появилось пополнение, ещё пара криворожских талантов - гитарист Женя Пиневич и клавишник Валера Колодяжный. Таким составом и работали - барабаны, бас, гитара, два клавишника, саксофон и вокалист. Все, кроме Козакова, были поющие. Концерты и поездки не мешали заниматься музыкой. С шумным успехом отыграли джаз-фестиваль в Днепропетровске (зал "на ушах"). Всё было хорошо…
"Кабинет":
впереди-Илья Козаков, Андрей Климов, Валентин Барков; сзади- Евгений Пиневич,Валерий Колодяжный,Анатолий Федоряченко и Владимир Голубенко.

Но, как это часто бывает, через какое-то время всплыли моменты, мешающие нормальной жизни музыканта… В результате мы с сожалением покинули это неплохое место, но уже с новым барабанщиком - место Толи Федоряченко занял Слава Кушнеров. Сели в хороший ресторан "Кривбасс", народ шёл толпой. Даже вспоминать приятно - на первое отделение люди приходили просто послушать.

- Сесть в то время в хороший ресторан было не просто. Как удалось?

Да уже и не помню, как-то удалось… Надо учесть, что хороший ресторан в Москве и хороший ресторан в Кривом Роге - это два очень разных хороших ресторана.

- Как попали на джаз-фестиваль в Днепропетровске?

Отправили заявку, получили приглашение. Фестиваль проходил в Днепропетровске, в 1982 году. Исполняли две пьесы - одна старенькая ("Эксперимент"), ещё грозненских времён, мы её и в "Здравствуй, песня" на концертах играли, а вторая была написана специально для фестиваля, длинная 20-минутная композиция ("Проходя мимо себя").

- Вот афиша фестиваля в Днепре (прислал А.Цыгальницкий), ты о нем писал?

Да, о нём... Баташев был председателем жюри, Фейертаг вёл все программы...

Афиша фестиваля в Днепропетровске.

- Несколько слов о каждом музыканте?

Про Баркова и Козакова я уже писал…
Толя Федоряченко отличный барабанщик, ритмичный, цепкий, правильно понимающий и исполняющий любые синкопы и сложные размеры, ещё и поющий к тому же…
Толя Козюк, крепкий вокалист с высоким голосом. У них с Барковым идеально сливались тембра, часто вокал звучал как "double", как дважды прописанный.
Валера Колодяжный с удивительным фальцетом, мог петь на условную октаву выше остальных, хороший клавишник…
Женя Пиневич, отличный гитарист, прекрасно разбирался в электронных инструментах (и в звуке вообще). Из-за травмы руки позже вынужден был оставить гитару…

- Каков был стиль и репертуар группы?

Я не дока в определении стилей, это дело музыкальных критиков… Это были в основном песни, не тяжелые, с упором на мелодику. Таня Камелькова (работала с нами в "Здравствуй, песня", жена Евгения Пиневича) писала неплохие стихи. На концертах исполняли пару инструменталок, включали их в лист в зависимости от аудитории. В ресторане инструментальной музыки стало больше.
Татьяна Камелькова.

Возможно, тебе, как серьёзному историку и аналитику будет проще послушать и профессионально определить наш стиль.
Вот плей-лист из 12 треков.
Качество как обычно - сильно «так себе». Все треки записаны в 1983 году. Последний трек – «That Was Then» - записан на криворожском джаз-фестивале в 1995 году. Это мы тряхнули стариной, собрались в кучку и месяц порепетировали. Подготовили четыре композиции «фирменных» авторов… Уже без Баркова и Козакова - Евгений Пиневич (гитара), Валерий Колодяжный (клавишные), Вячеслав Кушнеров (ударные), Василий Ковальчук (бас), Андрей Климов (саксофоны). На сегодняшний день это наше "крайнее" выступление. Мы на фестивале даже не назвались "Кабинетом", так как без Валика и Ильи, без нашего костяка, это уже как-бы и не "Кабинет". Назвались просто - "группа Евгения Пиневича".
1. Тихо тает летний вечер.
2. Кучерява Катерина.
3. Чики-Вики.
4. Прощай-прощай.
5. Странный город.
6. Время проходит.
7. Вокзальная.
8. Встреча.
9. Айболит.
10.Пройдет много лет.
11.Урок рисования.
12.That Was Then.

- Что было дальше?

В Кривой Рог часто заезжали гастролёры, а наш ресторан находился недалеко от гостиницы, в которой они всегда останавливались. Почти все заглядывали в наш кабак на «послушать», иногда заезжали знакомые по предыдущим гастролям коллективы, заканчивались эти встречи известно как…
Таким же вот образом к нам «на огонёк» однажды заглянул Александр Серов и… увёз с собой в Москву половину состава "Кабинета" - Барков, Кушнеров, Пиневич и Колодяжный… На этом история группы "Кабинет" закончилась.
Барков сейчас живет в Саранске и работает в "Синей птице", Жека Пиневич в Москве, звукорежем у Орбакайте, Слава Кушнеров играет в "Рондо" Саши Иванова, Илья Козаков в Израиле, Толя Козюк в Сургуте. Толи Федоряченко, Юры Хомякова и Валеры Колодяжного уже нет с нами на этом свете…

-Выше ты упомянул, что тебе "попеть пришлось немало".Расскажи о своем певческом опыте в разных составах?

Вокалистом я был самым обыкновенным, традиционно-виашным. В "Тонике" пел потихоньку, пока вокалиста не забрали в армию. Потом стал петь сольно вместо него. А когда в армию забрали ещё и басиста, то пришлось взять в руки ещё и бас. В армии в моей маленькой команде я был басистом и единственным вокалистом. А уже на профессиональной сцене рядом постоянно были гораздо более крепкие вокалисты, чем я. Так что, начиная с Грозного и заканчивая "Кабинетом", я ушел на "подпевки".

- Когда Серов увез полсостава, что делали остальные?

Вместе уже ничего не делали, расползлись, каждый занялся своими проблемами…

"Кабинет" в туре по Донецкой области с агитпоездом "Комсомолец Украины":
Евгений Пиневич,Aлeкcандр Kорниенко, Андрей Климов, Анатолий Федоряченко, Анатолий Козюк, Валентин Барков и Илья Козаков.

- А ты?

В 84-м уехал в Чехию, в ансамбль песни и пляски Центральной группы войск, провёл там почти семь лет, до самого вывода войск... Затем перевёлся в Германию, в оркестр штаба... В 94-м вышел оттуда «с последним солдатом» в составе всей Западной группы. Вернулся в Кривой Рог, но почти год ездил в Москву за зарплатой (туда вывели оркестр штаба)... Ни службы, ни жилья там не было, поэтому все были на таких вот "вольных хлебах". Контракт продлевать не стал, осел в Кривом Роге.
Как выше писал, в 95-м с ребятами отыграли джаз-фестиваль... С тех пор я музыкой не занимаюсь, так уж сложилось...

- А как попал в Чехию?

Друзья подсобили, маякнули, что хорошее место скоро освободится. У себя в военкомате тоже быстро всё оформил, это несложно было. Так я стал на 10 лет сверхсрочником. Вернее, планировал на 5 лет, а получилось так, как получилось.

Андрей Климов.

- Следующий вопрос я задаю многим своим собеседникам, поскольку ответ на него ищу сам и довольно давно.
Итак. В начале 80- х всякие запреты сильно ослабли. У музыкантов ВИА появилось возможность создавать ансамбли в соответствии с собственной музыкальной концепцией. Первой ласточкой была группа "Карнавал", ставшая маяком и примером для всех остальных жаждавших индивидуальной славы. За "Карнавалом" потянулись остальные: "Экипаж", "Круг", "Москва", "Эрмитаж" и прочие. Все эти ансамбли, вышедшие из недр ВИА-стиля, по подбору музыкантов и своему потенциалу вполне подходили под термин "супергруппа". И несмотря на это, результат деятельности этих потенциальных супергрупп весьма скромен. Почему группы, которые могли стать локомотивом в развитии ВИА жанра получив долгожданную свободу, не смогли реализовать свой потенциал?


По моему мнению, именно Тбилиси-80 стал непроизвольным "убийцей" ВИА. Это происходило непосредственно на моих глазах. Приоритеты публики кардинально изменились. Условно-запретный плод стал доступен, и народ с удовольствием его вкушал… Почему не был реализован мощный потенциал? Возможно потому, что всё, что изначально делалось на советской эстраде, было вторичным. Мы копировали звёзд, до дыр затирали ленту, "сдирая" импровизации великих музыкантов, ночами ловили драгоценный эфир в поисках любой информации… Мы сами по себе были вторичны… Не знаю, если бы "потепление" 80-го года наступило бы на 10-20 лет раньше, возможно, всё сложилось бы по-другому…
Забавный был случай. У нас был совместный концерт с "Магнетик Бенд" в Лужниках. Мы отыграли первое отделение, ушли со сцены почти под топот собственных копыт - приём более чем прохладный (хотя ещё полгода назад картина была совершенно другой). Ну, мы понимали, что народ пришёл не на нас, народ пришёл на рок-н-ролл… Но дело осложнялось тем, что солиста - барабанщика "Магнетика" - до сих пор не было на площадке… Толпу как мог развлекал конферансье, а за кулисами метались бледные перепуганные комсомольцы-организаторы… Когда наконец-то привезли Гунара Грапса, выяснилось, что чувак и на ногах не стоит, и двух слов связать не может. Но одна фраза ему всё-таки удалась. Когда его стали воспитывать и угрожать всяческими карами небесными, он сказал: "Да идите вы нах@й со своей Москвой!", развернулся и уехал… Выхода не было, и "Здравствуй, песня" понуро идёт на сцену работать второе отделение… Что тут началось! Кое-как мы что-то там отыграли под постоянный свист и ор, буквально убежали со сцены и "огородами" покинули стадион…

-"Потепление" 80-го года не могло наступить раньше на 10-20 лет. 20 лет назад подобной музыки не было даже в мире. Эпоха Битлз началась позже. Да и 10 лет назад люди, которые пришли на смену эпохе ВИА еще ничего не умели и не имели идей, с которыми они пришли на смену. Это время потребовалось им чтобы оформить свой творческий потенциал и потом предложить его зрителю.
По поводу "вторичности" ВИА жанра согласен. Но вот, ведь, какая штука. Английская поп-музыка, которая во второй половине 60-х стала законодателем моды в мире зарождалась точно также как и наша, но по отношению к американской. Через американские радиостанции, вещавшие для американского военного контингента в Англии и через грампластинки. Но тем не менее, через довольно непродолжительное время английская музыка дала миру Битлз, Роллинг Стоунз, Лед Зеппелин и других законодателей мод жанра, которые затем уже стали влиять на остальной мир.
Вот ты пишешь, "мы сами по себе были вторичны", и при этом вы пытались воспитать публику по своему образу и подобию: привить ей любовь к "вторичности" и чуждой ей по ментальности музыке. Вы думали, что знаете лучше, что ей (публике) нужно. Но все оказалось совсем не так. Народ не захотел "перевоспитываться". И именно этим объясняется крах "западной музыкальной идеологии" в СССР в начале 80-х. Как только стали более-менее доступны записи оригиналов (с подготовкой и проведением Олимпиады-80), так и популярность ВИА, основанная на западной музыкальной идее, рухнула. А на смену им пришли рок-группы с четкой ориентацией на национальные основы.
Ты думаешь, что русский текст у фирменных песен - это такой идеологический государственный запрет? Это - миф! На первой пластинке "Веселых ребят" записаны две песни Битлз, причем одна с русским тестом, и две советских песни. Так вот эта пластинка вышла тиражем, что-то за 15 миллионов. А самой популярной песней на ней стала "Алешкина любовь" (муз. С. Дьячкова на сл. О. Гаджикасимова), а следом за ней по популярности была песня Битлз ("Старенький автомобиль") с русским тестом.
Просто публика (во всем мире) лучше воспринимает песни с понятными словами. И именно они, становятся национальными хитами. К чему и стремились ВСЕ группы во всем мире.
Представь, что в Англии в 70-е годы появилась бы группа, певшая на французском.Имела ли она шансы стать популярной во всей Англии?
Никаких!


Валера! При всём моём уважении к тебе и к твоему труду, я не смогу дать внятных ответов на поставленные вопросы… Для меня это как семь диезов в ключе — сыграть, конечно, можно, но как-то и пальцы заплетаются, и думается совсем не так, да и удовольствия от такой игры никакой… Я всегда был исполнителем, маленьким винтиком этой машины (видишь, уже штампами заговорил!), я не аналитик и не музыковед. Более того, к какому бы результату мы с тобой не пришли, какие бы копья не переломали, но история уже состоялась, она уже в прошедшем времени, нравится это нам с тобой или нет… И наши с тобой гипотезы «а если бы вот так, а если бы эдак» уже ничего не изменят.
Ещё раз: я — всего-навсего рядовой музыкант, к тому же уже бывший. Сейчас я люблю просто слушать хорошую музыку. Я наконец-то получил возможность её именно «слушать», а не анатомировать-препарировать, разбирая в голове на запчасти последовательности аккордов и мелодические секвенции… И получаю от этой возможности огромное удовольствие.

- Еще один важный для меня вопрос. Мне не раз приходилось беседовать с музыкантами ВИА по поводу украинской эстрады, не всей, а именно ВИАшной ее части. И вот отмечая высокий исполнительский уровень их музыкантов, мы приходили к выводу, что значимых результатов на союзном уровне украинские ансамбли не добились.Из всесоюзных хитов ничего кроме "Червоной руты" не вспоминается. В отличии, скажем, от белорусов или молдаван. Почему?

У меня нет ответа на этот вопрос… Такое впечатление, что в Украине присутствовала какая-то центробежная сила, которая выталкивала практически всех талантливых музыкантов за пределы страны - в Москву, за границу, куда угодно, лишь бы подальше от дома… Наш пример: из семи "кабинетовцев" четверо в России и один в Израиле…

- По истечению времени, задавал ли ты себе вопрос: почему классные музыканты в составе "Здравствуй, песня" собирали аншлаги по стране, а потом став группой "Кабинет" с собственным творчеством, которому никто не мешал, выйти на такой же уровень не смогли, а когда этих же музыкантов забрал к себе Серов, то опять пришла к ним популярность?

Не хватило нормального менеджмента, элементарного продюсирования, ни у кого из нас не оказалось таланта условного Хаславского...
Серов в данном случае — показательный трамплин туда, где талант при определенных условиях мог быть замечен (центробежная сила провинции).

- Я послушал "Кабинет" и мне понравилось (особенно СЕГОДНЯ). Музыка, исполнение... Все на уровне! Именно такой музыки сейчас и не хватает. Но в 80-е годы шансов с такими текстами у вас не было. Не цепляет!

Спасибо за добрые слова. Подтолкнуть в нужном направлении, найти поэта с «правильными» текстами, обеспечить ротацию в радиоэфире и по «ящику» — это и есть работа продюсера…

-Возвращаясь к перспективам "Кабинета" в 80-е годы, приведу слова Валерия Ярушина, которые все это хорошо обьясняют:
"Фестиваль в Тбилиси сказал громко, на весь мир: «Началась новая эпоха на эстраде»! Прежде всего изменились ценности. С разрешением очень двусмысленных, даже революционных текстов, публика приветствовала это время, и рок стал приобретать более литературную основу. Сегодня уже стало интересно, не КАК ты исполняешь, а ЧТО! Для «Машины времени», отсиживающейся почти десятилетие в подполье это был звездный час, и точка отсчета настоящего! А «Аквариум» сломал пресловутый штамп ВИА, привнеся чудачество и неординарное мышление. При этом наше мастерство владения инструментами и крепким вокалом отходило на второй план".


Всё правильно сказал Валера Ярушин, спорить не о чем…
А "Ариэль" — отличные позитивные ребята и прекрасные музыканты, пересекались с ними несколько раз. Особенно Боря Каплун — это что-то с чем-то, та ещё «чума», в доску наш человек!