"Игорь Кларк"

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Сергей Соловьев

Игорь Кларк:
Я не хотел писать попсу.

(апрель 2013 г.)
2


В Ухте я устроился на 2-курс вечернего отделения филиала Института нефти и газа. Там я тоже организовал группу. Началось это так. У нас не было лекции и я зашел в актовый зал помузицировать на гитаре. Включил усилитель и начал петь битловские баллады. И так я увлекся пением, закатив глаза, что не заметил, как зал стал постепенно наполняться народом. На первых рядах сидели самые красивые девушки института. После этого случая комитет ВЛКСМ выделил деньги на новую аппаратуру и меня, как знающего где и что купить, отправили в Москву. Я привез три гитары «Музима» и орган «Вельтмайстер».
"НОРД":
Стоят слева-направо: А.Мурзин, Г.Белогорский, И.Мишаков, В.Яковлев.
Внизу – И.Кларк.

Так появилась группа «Норд», хотя названий было несколько –шуточное «Кларк и его гуси» и «Пристегните ремни» (много лет спустя отданное московской группе сына Андрея Державина Влада). Играли мы не только западные вещи, т.к. я понимал, что это было бы черезчур напористо, да и подготовка у ребят была недостаточная. Но мы упорно занимались. С советскими песнями было полегче, чтобы не было скандалов, мы разучили и патриотические. Для большего эффекта взяли пару песен на коми языке, которые пели две девушки. Программа получилась обалденная. Так мы продолжали выступать на протяжении двух лет.
В 70-72 годах я служил в армии, а когда вернулся в Ухту «Норд» уже распался и от старого состава остался один барабанщик – Григорий Белогорский. Но его тоже призвали служить. И только через два года в 1974 году был создан новый ансамбль «Феникс», в котором исполняли мою инструментальную пьесу «Мавританский рынок».
Ансамбль «Феникс» 1975 г:
Нижний ряд: Григорий Белогорский (барабаны), Игорь Кларк (клавишные, вокал). Верхний ряд: Борис Цхадая (гитара, вокал), Людмила Сидельникова (вокал), Владимир Козин (бас-гитара).

Тем временем я закончил институт. Женился - родился сын -развелся. Мама к тому времени с новым мужем переехала в Москву на Маяковку. И я поехал к ней. Сразу встретился с Валерой Сауткиным. Он меня пригласил в свой ансамбль, который работал в ресторане в Опалихе. Это был ночной кабак. Кроме меня, там работали Армен Чалдранян – барабаны, Володя Витковский –бас, Михаил Райкин – вокал. Но работа в этом ресторане оказалась не долгой.
У Валеры в Черновцах, что на Западной Украине был друг Юра Шарифов, для которого он писал тексты. И я поехал туда. Это был совершенно другой мир, совершенно другая музыка, которая ещё не дошла до России. Это был фанк, джаз-фанк, все музыканты уже переболели роком. Самое мягкое, что они играли – это был Стиви Уандер. Шарифов дал мне для занятий свой «Хонер клавинет».
Группа называлась «Жива вода» или, как в шутку нас называли «Мертва голова». То, что они играли, мне очень нравилось, и я остался там работать на два года. Случалось работать и в ансамбле «Смеричка» с Лидией и Аурикой Ротару.
В 1979 году я вернулся в Москву. Мама работала в администрации Елисеевского гастронома. Директор Юрий Соколов помог сделать мне московскую прописку.
В один из дней 1980 года ко мне приезжает один ухтинец и привозит на продажу 4 кг серебра 999 пробы. А мне нужны были инструменты «Родес пиано» и «Хонер клавинет». Кроме этого, мне нужны были деньги на кооператив. И я решил, что в Ухте это серебро будет продать проще, т.к. я в Москве никого не знал.
Но этого не случилось. Меня арестовали по 88-й статье и местный адвокат предложил пойти по 1 – й части – от 2 до 8. Мама нашла адвоката, который посоветовал садиться только по 2-й части – от 5 до расстрела, потому что по 1-й дадут 8 лет и сразу подадут на пересуд по 2-й, а там по максимому – расстрел. В итоге меня осудили по 2-й.
Судья был из Воркуты, прокурор был из Сыктывкара, а защитник был из Ухты, но был проконсультирован адвокатом из Москвы. И тут мне очень помог деньгами Валера Сауткин. В итоге мне дали 3 года химии на сыктывкарском заводе ЖБК. Там я работал мастером, в бригаде у меня были хорошие ребята, которые уже отсидели по 15-20 лет. Я жил в общежитии, но меня отпускали в любое время. Тут тоже не обошлось без помощи мамы. Короче, раз в месяц я проставлялся своей бригаде, а сам работал аранжировщиком в местном варьете. В подчинении было 20 девушек и 10 музыкантов. Приезжал эстрадный режиссер-постановщик Леонард Гатов и ставил музыкальные спектакли. Он проникся ко мне, дал работу, и я прилично зарабатывал, что даже хватало на постоянный номер в городской гостинице.
Освободился я досрочно, через 2,5 года, весной 83- го и сразу поехал отдохнуть в Сочи. Так захотелось к морю и солнцу! Где жить и работать я пока не знал, т.к. по моей социально опасной статье прописывали не ближе, чем в 100 км от Москвы. На юге я хотел устроиться в комплексе «Молодежный» в ансамбль ресторана «Сатурн». И только успешно договорился о работе в местном ансамбле, как ко мне бежит портье и сообщает – меня к телефону. На другом конце провода Сергей Рудницкий. До сих пор не знаю, как он меня нашёл? Говорит:
- Срочно приезжай, я ухожу от Антонова в Ленком. Будешь клавишником, у тебя есть две недели, чтобы войти в коллектив.
Я, конечно, согласился.
Окончание