Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru

Эта статья из журнала "Музыкальная жизнь". У меня записано, что это январь 1981 года. Но, скорее всего, сам журнал вышел позже, где-то весной 1981 года. Просто проставляя дату той или иной журнальной статьи, я старался ориентроваться не на месяц выхода журнала, а на месяц подписания его в набор (эти данные приводились в конце журнала), что было более точным, на мой взгляд, по отношению к событиям, изложенным в материале.
Например, журнал "Мелодия" №2-1984 (апрель-июнь) подписан в набор 27.12.1983 года.
Валерий Колпаков.


Евг. Эпштейн.



Верний ряд слева направо:
Владимир Кузьмин (саксофон). Юрий Меньшов (певец, бас). Павел Каплинский (тромбон). Владимир Михайлов (певец). Леонид Певзнер (труба). Евгений Гудков (певец).
Между Михайловым и Певзнером сидит Александр Ильин (флейта). Между Певзнером и Гудковым сидит Наталья Лозован (певица).
Внизу:Галина Крылова и Тартаковский.
Акварели
ВИА "Акварели" - один из самых молодых вокально-инструментальных анамблей на эстраде, от роду ему пять лет, но он уже вошел в группу лидирующих в этом жанре коллективов. Возглавляет "Акварели" пианист Александр Тартаковский, опытный музыкант, участники коллекива - выпускники консерваторий и муыкальных училищ Уже в самом начале своей биографии ансамбль добился успеха - на Первом всероссийском конкурсе советской песни он завоевал звание лауреата (первая премия). А еще через год "Акварели" пригласили на фестиваль советской песни в польском городе Зелена Гура в качестве почетного гостя. Каждый вечер открытый концертный зал в лесу был переполнен любителями песни - перед ними выступали лучшие коллективы из многих социалистических стран. На этом фестивале участники "Акварелей" познакомились и подружились с музыкантами "Червоных гитар", "Но То По", "Партиты" - они совместно концертировали, играли в смешанных составах, обменивались инструментами. Москвичи аккомпанировали польской певице Снежанке, и их выступления имели большой успех.
За пять лет "Акварели" записали три диска-гиганта и девять маленьких пластинок, на которых звучат песни советских композиторов, инструментальные композиции. "Акварели" - коллектив, афиши которого можно увидеть в самых различных точках нашей страны. Он, например, объездил и облетел с концертами все комсомольские стройки. Главная аудитория ансамбля - молодежь, ей он адресует свое творчество. А главная проблема, как и для многих ВИА, - репертуар. Каждый ансамбль если это творческий коллектив - стремится к самобытности, а для этого нужен, прежде всего, оригинальный репертуар. К сожалению, по-настоящему хорошие песни рождаются гораздо реже, чем хотелось бы, и на все ВИА их не хватает. Приходится браться за рядовые или прибегать к помощи своих "доморощенных" авторов.
И тут многое зависит от степени требоваельности ансамбля к своему творчеству, от художественного вкуса его руководителя. В одной из последних концертных программ "Акварелей"-около трех десятков песен. Многие из них посвящены теме любви - на эстраде лирика всегда занимала одно из центральных мест. Авторы их и профессиональные композиторы, и музыканты ансамбля, пишущие песни. Казалось бы, разные композиторские индивидуальности, разные почерки. Однако слушаешь песни, и создается впечатление, что сложился некий стереотип произведений для ВИА - сольный запев на двух-трех нотах и ансамблевый припев, основанный на мощном ритмическом и звуковом напоре. Тусклые, словно размытые мелодии, типовые обороты, провоцирующие исполнителей на надсадный крик, - все это уже было многократно.
И вдруг словно блеснула искорка - "Русская земля" А Тартаковского. По строгому счету - тоже не открытие, но в песне есть музыка, ее мелодия развивается, в содержании есть мысль, а не изрядно надоевшая жвачка на тему "ничего не вернуть", "если ты уйдешь"... К числу творческих удач ансамбля можно причислить и две обработки народных песен "Уж ты, сад" и шуточной кубанской "Полно вам, снежочки". В аранжировках, сделанных с большим мастерством, раскрываются лучшие исполнительские качества "Акварелей": техническая свобода, владение полифонией. И сразу отчетливо просматривается закономерная взаимосвязь: материал - исполнение - реакция. Яркость музыкального материала аранжировок диктует богатство и разнообразие исполнительских средств которые, в свою очередь, вызывают бурное одобрение зрительного зала.
Песни из репертуара мировых эстрадных звезд - это расчет на легкий успех. "Акварели" довольно ловко исполняют "импортные" шлягеры, но думается, копирование - не самый лучший путь в искусстве, тем более для коллектива, уже определившего свое творческое лицо. Как правило, в большинстве ВИА доминирует инструментальное начало: их основу составляют музыканты, по мере сил овладевшие техникой ансамблевого пения. "Акварели" - не исключение. В композиции "Ночной экспресс" К. Хваталя (гитариста ансамбля) духовой квартет, группа гитар, клавишные и ударные инструменты выступают во всем своем тембровом разнообразии, конкурировать с которым вокальной группе не под силу. Впрочем, хоровые навыки многих участников ансамбля (в "Акварелях" есть выпускники дирижерско-хоровых отделений училищ) находят красочное воплощение в песне "Уж ты, сад", исполненной а капелла: здесь есть и точность голосоведения, и гибкость нюансировки, свидетельствующие о потенциальных возможностях коллектива. В большинстве же вокально-инструментальных композиций солистам ансамбля Е.Гудкову и В. Михайлову не удается выровнять баланс в пользу вокала по причине ординарности, бесцветности их пения, в то время как инструменталисты находят оригинальные тембровые краски. Исполнительская манера молодой солистки Г.Крыловой производит приятное впечатление, но голос певицы пока еще нередко обретает резкий металлический оттенок, теряя интонационную чистоту.
Безусловно, плодотворным оказалось содружество "Акварелей" с известной эстрадной певицей Маргаритой Суворовой. В каждом их номере угадывается равное творческое партнерство, помогающее солистке создать запоминающиеся песенные образы: в задорной "Якутяночке" А. Алексеева (певице аккомпанирует на якутском национальном инструменте - хомузе - М.Зимин), в неистовой эвенкской ритуальной песне, в трогательно-наивной "Письмо солдату" В. Миляева.
Современные ритмы требуют от участников ВИА и умения двигаться на сцене. Однако далеко не всем удается делать это выразительно, нужна квалифицированная помощь режиссеров и балетмейстеров, иначе все сводится к неуклюжему, лишенному привлекательности топтанию, что и продемонстрировали "Акварели": движения артистов угловаты, солисты порой не знают, что делать с руками, а их перемещение по сцене в темпераментной кубинской песне напоминает плохую пародию на танец.
ВИА "Акварели" - в группе лидеров жанра, на него равняются бесчисленные периферийные и самодеятельные группы Памятуя об этом, артисты ансамбля должны быть предельно требовательны и в выборе репертуара, и в работе над ним.
Сайт управляется системой uCoz