Илья Бенсман

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян.

Илья Бенсман:
эпоха ВИА ушла и ушла давно, но...

февраль 2013
2

Слухи о нас распространялись по всему Советскому Союзу и, наконец, дошли до нашей филармонии. Меня вызвали к руководству и предложили сделать программу и перейти под крыло филармонии.
Посоветовались с ребятами и решили принять предложение. Хорошую аппаратуру к тому времени я уже приобрел…

-Где приобрели?

У наших югославских друзей (смеется). За несколько приездов в Запорожье один югослав привез мне весь комплект: вокальную, и «Фендер» для гитары, и «Маршалл» для бас-гитары.

-При переходе в филармонию репертуар изменился?

До этого мы пели только «фирму»- «Чикаго», «Битлз», ранний «Дип Перпл». После перехода пришлось разучить несколько эстрадных песен, также включили в репертуар несколько песен «Норока».
Программу у нас приняли, но поскольку еще не было рекламы, афиш, то нас отправили в длительный тур по Запорожской области. Всю область объездили. И если куда-то приезжали по второму разу, то все равно был аншлаг.

-Как назвали ансамбль?

«Голоса дружбы». Мы сами придумали. Был такой английский ансамбль «Середина дороги». И на одну из песен их репертуара, наш запорожский парень написал русский текст, в котором были слова «…голосами дружбы наполнен весь мир». Отсюда мы взяли название. И действительно у нас был интернациональный состав: татарин, два молдованина, украинец, еврей….
Братья Казаку посоветовали мне взять звукорежиссера Васю Пруса, который с ними работал еще в «Нороке». Это единственный звукорежиссер на моей памяти, которому ничего не надо было подсказывать. Он прекрасно владел этой профессией и был истинным профессионалом своего дела.
Расскажу одну историю о том, какими мы были в представлении других музыкантов. Это было в Бердянске. Параллельно с нами в этом городе выступал ансамбль «Советская песня». Солистом у них был Евгений Мартынов, а музыкальным руководителем и аранжировщиком Владимир Василевский. Мы сходили на их концерт, а они на наш. И вот сидим вечером втроем – я, Женя Мартынов и Володя Василевский. И Володя, джазмен по своей природе, говорит, что он никогда не любил эту музыку, всегда любил джаз. Но то, что он сегодня услышал в нашем исполнении – это было потрясающе!
Гюли Чохели.
И когда мы вернулись, то я получаю телеграмму о том, что нам надо прибыть в Москву для работы в Росконцерте в качестве аккомпанирующего состава певицы Гюли Чохели. Мы подумали и решили ехать. Нас встретил муж и директор Гюли, бывший саксофонист Герман Бурхардт и поселил на в гостиницу ЦДСА.
Надо сказать, что тогда во время репетиционного периода платили среднюю зарплату. Репетировали мы где-то в районе «Текстильщиков». Через некоторое время нас перекинули репетировать в ЦДСА. Но в «Текстильщиках» мы забыли что-то из аппаратуры и афиши, и пришлось туда ехать забирать. А там уже разместился оркестр Утесова.
Входим, сидит в берете Леонид Осипович перед оркестром. Разрешает нам пройти, забрать свои вещи и рассказывает своим музыкантам анекдот:
- Мама Карла Маркса говорит сыну:
-Вот ты написал «Капитал, но лучше бы ты его приобрел.
Таким образом он создавал непринужденную обстановку перед репетицией, снимал напряжение. Вот такой автограф Мастера…

-С Чохели сработались нормально?

Конечно. Мы могли играть в любых стилях, а Гюли тогда уже слушала много современной музыки, джаза. И в концерте пару джазовых композиций исполняла. Для нас писал ее бывший муж Борис Рычков. Мы также брали песни Антонова и делали такие аранжировки, что не всегда публика понимала, что это песни Антонова.
Кстати, репетиционный период закончился на пару недель раньше и мы поехали по Дворцам Спорта работать отделением. И однажды во время работы во Дворце Спорта в Казани к нам подошли один американец и его переводчица. Как оказалось, он классический дирижер и приехал работать с Казанским симфоническим оркестром. Ему так понравилось наше выступление, он сказал, что мы играем на уровне американских групп и пообещал устроить нам гастроли в Америке. Мы только посмеялись….

-Как строился концерт?

Мы с Гюли работали вперемешку. Начинали мы, потом пару-тройку песен пели Чохели под наш аккомпанемент, потом наш блок, потом – опять Гюли.
Когда мы стали работать стадионы, то с нами в программе работал ВИА "Добры молодцы". Очень часто после концертов мы собирались в номере у Антипина (Пашеки) и прекрасно проводили время. А утром клавишник "Добрых молодцев" Анатолий Киселев всех заставлял сидеть в позе лотоса. Он был приверженцем учения йоги, за что и получил кличку "Учитель".
Еще запомнился их солист Пономарев, который возил с собой вязальную машину. И все время придумывал и вязал какие-то дополнения к их костюмам: то воротнички, то жилетки. Даже нам что-то перепадало. Также запомнилось, что их было очень много, человек двадцать, и все время появлялись новые люди. В отличии от нас пятерых.
И еще был момент. Руководителем программы был всем известный Борис Брунов. Сама программа была построена так, что мы выступали где-то в середине, а завершали всё "Добры молодцы". Но в какой-то момент зрители стали уходить с середины концерта. К концу представления могло остаться и ползала. Это увидел Брунов. Он собрал всех руководителей участников программы и объявил решение о перестановках в программе. Нас он поставил завершать концерт. И после этого зрители всегда сидели до самого конца.
Вспоминается еще одна история.
Январь-февраль, мы приезжаем в Брянск. После концерта я всегда забирал к себе в номер итальянское электропиано на котором играл. Стук в дверь. Открываю. Входят двое мужиков, один немного хромает. Культурно просят посмотреть на пиано. Потом тот, который хромает просит разрешения отвинтить четыре винтика с верхней панели. У меня было хорошее настроение и я разрешил. Они открутили и стали долго рисовать. Потом поставили обратно крышку.
А через некоторое время в магазинах музыкальных инструментов появился инструмент PianoString Брянской фабрики. Который хромал, это был Саша Кальянов. Кроме этого инструмента, Саша придумал еще микшерские пульты…
Когда мы встретились с Кальяновым лет тридцать спустя, то Саша меня вспомнил…..

-Вернемся в 70-е?

Мы продолжали работать и тут Петя Макиенко объявляет, что уезжает работать в ансамбль «Добры молодцы». Очень он нас тогда подвел. Он же играл на бас-гитаре и пел, замены не было. Но я выкрутился. Нашел басиста в Запорожье, Володю Дмитренко. Он день и ночь репетировал и выучил нашу программу. Короче говоря, работа продолжилась.
И тут случилось следующее. Гюли Чохели подходит к Виталию Валитову и говорит:
- Виталик, что-то ты занудно играешь.
А он ей в ответ:
- А Вы занудно поете…
И Гюли подумала, что негатив идет от меня, что это я настраиваю музыкантов против нее. Хотя, я всегда говорил ребятам, что нельзя спорить и конфликтовать с солисткой. И с этого все началось. Покатило как снежный ком.
И в итоге из-за этой ерунды мы расстались с Чохели. Я пошел к руководству Росконцерта, а там мне заявили, что или миритесь с Чохели или- до свиданья. Мы выбрали второй вариант.
Я и Саша Казаку нашли Василь Василича Кондакова и рассказали о наших проблемах, и он нас быстренько свел с Аидой Ведищевой.
В этот момент Аида записывала диск на «Мелодии». Записывала она с оркестром Госкино. По ее мнению, там была довольно архаичная ритм-группа, и она попросила нас записать с ней несколько песен.

-Записываться пришлось в несколько ином стиле, нежели в котором работали?

Вы знаете, когда заходишь в студию, то свой стиль надо засунуть глубоко в карман. Вот тебе ноты и, пожалуйста, играй.

-Вы записывались во всех песнях этого альбома Ведищевой?

Насколько я помню, да. То есть, ударные, гитара, бас-гитара, клавишные, бэки. Остальное играли музыканты оркестра Госкино. Но одну песню Анатолия Днепрова «Мое счастье море унесло» записали только мы.
Диск Аиды Ведищевой (33С60-05165-66) в записи которого принимал участие ВИА "Голоса дружбы".
В некоторых песнях бэки писали братья Казаку и очень заметен их акцент. Но они не могли петь по-другому. Весь инструментал мы записали за восемь часов, за две смены по четыре часа. А бэки ребята прописывали еще какое-то время.
Дня три мы работали на «Мелодии» и в один из дней, выйдя покурить в фойе, мы увидели Владимира Высоцкого с Мариной Влади. Он тоже записывался на «Мелодии». И представляете такую картину – вахтер не узнал Высоцкого и не пропускал его, пока тот не предъявил паспорт, и вахтер не нашел фамилию Высоцкого в списках. Я на секунду представил такую ситуацию, если бы на месте Высоцкого был, например, Киркоров. Что бы было?!
Это было лето 1974 года. Кстати, тогда у нас появился новый солист – Вики Штремпиэл. Венгр по происхождению. Настоящее его имя – Виктор, он родом из Ужгорода. Но сценический псевдоним – Вики - очень хорошо звучал. Очень интересный вокалист с настоящим «американским» голосом. Чем-то напоминал певца David Clayton-Thomas из раннего «Blood, Sweat&Tears».

-Как он появился?

Он был приятелем Саши Казаку. Потом Штремпиэл работал в «Верных друзьях», но,к сожалению, по большому счету карьера Вики не сложилась…
После записи мы поехали с Ведищевой на гастроли в Среднюю Азию, потом в Тулу. Одно отделение работали мы, во втором мы ассистировали Ведищевой.
И вот в Туле ко мне подходят братья Казаку и просят их отпустить. Они просто устали. Все было цивильно, культурно. Я заказал столик в ресторане, мы посидели с ребятами, поблагодарили их за хорошую работу, и расстались. Они уехали в Молдавию, а я с остатками коллектива – в Запорожье.
Надо сказать, что с Сашей Казаку мы до сих пор дружим. Созваниваемся, изредка встречаемся. Он сейчас живет в Кишиневе и периодически в Бухаресте, занимается карьерой своего сына, талантливого музыканта.
А Толя Казаку погиб во время смуты в Молдавии в начале 90-х. Он шел по улице и на него налетела целая шайка отморозков. Забили палками….
В общем, вернулись мы домой, немного отдохнуть и думать, как жить дальше.
Вышел на меня один влиятельный товарищ по имени Анатолий. Предложил работу в ресторанах города. Я выбрал один из лучших – «Россию». Там играл оркестр из пожилых музыкантов и сегодня, конечно бы, я так не поступил, но тогда… Да и в городе пошло брожение – как это так? Только приехали – и сразу лучший ресторан. Даже побить меня хотели. Но потом все успокоилось. Я нашел гитариста, взял певца и певицу и мы стали делать программу. То есть на нас продавали билеты и плюс то, что в ресторане обычно подбрасывают. Мы стали прилично зарабатывать.
Программу мы сделали такую, что молва пошла по всей стране. На нас приезжали посмотреть почти все гастролеры, в том числе и иностранные. Приехала на нас посмотреть и Гюли Чохели с новым коллективом. Мы забыли прошлые обиды и помирились.
И в этот момент вернулся в Запорожье и стал проситься назад Петя Макиенко. Гюли, увидев это, сказала:
- Не бери его! Он -предатель!
Но я дал слабину и взял назад Петю. Так как бас-гитарист у нас был, Петя согласился только петь. Работали мы, работали, но чувствовалось, что мои музыканты заскучали. Все-таки, сидим на одном месте, никакого движения.
Однажды вечером я прихожу в ресторан, а за ударными сидит незнакомый парень. Я говорю:
- А где Виталий?
- Он уехал в Москву, в «Веселые ребята».
Короче говоря, мне это тоже надоело. Я забрал аппаратуру и распустил коллектив. К тому же я тогда женился, и мы поехали в свадебное путешествие.

Одна из песен в исполнении ВИА "Голоса дружбы"- "Не гадайте девочки зазря" (Р. Майров- О. Гаджикасимов). В записи принимали участие:
Илья Бенсман -орган
Александр Казаку - гитара, вокал
Анатолий Казаку - акустик гитара, вокал
Пётр Макиенко - бас-гитара, вокал
Виталий Валитов- ударные

В ноябре 2022 года
мы опять вернулись к работе с Ведищевой и Илья дополнил свой рассказ некоторыми подробностями.


Когда наш ансамбль "Голоса дружбы" подключился к записи альбома Ведищевой, то она поняла, что коллектив качественный, дисциплинированный и непьющий. Сама она записывала все с первого дубля, певица очень высокого уровня. Всей музыкальной частью и администрированием занимался ее тогдашний муж Борис Дверник.

-А куда делся её аккомпанирующий состав?

Точно я не знаю, но, вроде бы, Росконцерт не продлил договор с ней и прежний состав остался в Росконцерте. Тот состав Ведищевой был сильно пьющим, и они с Дверником сами хотели от него избавится.

А почему не продлили договор?

Этого я не знаю.

-Что было дальше?

ВИА "Голоса дружбы".
Александр Казаку, Аида Ведищева, Анатолий Казаку, Вики Штремпиэл и, вероятно, Борис Дверник.


Во время записи мы ей понравились, и она взяла нас на трехмесячные гастроли в Среднюю Азию. Для этого мы все вместе временно оформились в Узбекконцерт.
Ведищева совершенно не звездная, ко всем музыкантам относилась очень хорошо, душевно. Характер очень хороший. За три месяца никаких конфликтов. Зарабатывали мы по 20 рублей за концерт плюс четверть за аккомпанемент.
После Средней Азии мы с ней поехали в Тулу на пару недель. Этот договор с Тульской филармонией организовал В.В.Кондаков. Концерты строились - первое отделение пели "Голоса дружбы" второе - они сопровождали Ведищеву. Концертов было очень много - два в день минимум.

-Почему расстались с Ведищевой?

После Тулы братья Казаку решили вернуться в Молдавию. Получилось, что коллектив просто перестал существовать. Остатки вернулись в Запорожье. Вот и вся история работы с Ведищевой.

Продолжение