Илья Бенсман

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян.

Илья Бенсман:
эпоха ВИА ушла и ушла давно, но...

февраль 2013
4

3. "Красные маки".


И тут звонит мой старый знакомый Валера Чуменко. Он наш запорожский. Я его в свое время рекомендовал одному педагогу, который его обучал игре на тенор-саксофоне. Валера был зятем директора Тульской филармонии Михайловского и набирал новый состав ВИА «Красные маки». Так как почти весь состав ансамбля ушел вслед за уволенным бывшим руководителем Аркадием Хаславским. Они создали ансамбль «Здравствуй, песня».

-А что там случилось?

На собрании Хаславский очень строго отчитал конферансье и певца Михаила Винницкого. А у того случился сердечный приступ и он умер. Руководитель филармонии Михайловский уволил Хаславского, а за ним уволился почти весь ансамбль. Винницкий, помимо конферанса, исполнял шуточные номера и песни.
Афиша Михаила Винницкого 1972 г.
Кстати, именно он автор русского текста «Песенки шофера», известной в исполнении Анофриева и Агутина

Кстати, у Михаила Винницкого был старший брат Алексей. Уникальный шансонье! В самом высоком смысле этого слова. Он работал в Государственном оркестре Украины, которым руководил приехавший из Ленинграда саксофонист Игорь Петренко. Из захудалого коллектива Петренко сделал настоящий американский джаз. В конце первого отделения концерта выходил на сцену маленький человек и исполнял песню Эшпая «Я сказал тебе не все слова». Простенькая песня, а в зале стали ломаться стулья. Это и был Алексей Винницкий. Как он брал публику!
А во втором отделении он пел песню про дождь и народ начинал ёжиться. Представляете какое воздействие на публику?! Я искал про него хоть какую информацию, но ничего не нашел. А исполнитель был уникальный.
Так вот, возвращаясь к «Красным макам». Валера Чуменко сказал мне, что собирает лучших и пригласил в новый состав ансамбля «Красные маки».

-Кто уже был в его составе?

Из предыдущего состава остались гитарист Владимир Пономаренко по кличке – «Парамон» и вокалист Александр Григорьев, который записал все песни на первой пластинке, в том числе и «Сувенир» на русском, гитарист – Евгений Струц.
Среди призванных вновь были:Саша Лосев, которого Чуменко уговорил перейти в «Красные маки»(бас-гитара и вокал), Гена Жарков – трубач, ранее работал в «Самоцветах» и «Пламя», тромбонист Володя по кличке «Барсик»(фамилию не помню), высокого роста вокалист из Твери Александр Евдокимов (который перед приходом к нам записал две очень сложные композиции Тухманова).
Чуменко предлагал мне стать музыкальным руководителем, но я отказывался. Это просто была неуправляемая орда. Все прекрасные музыканты, но мешали друг другу играть. Текучка была сумасшедшая. Мне приходилось все время вводить новичков.
После записи первой пластинки Струца ненадолго сменил Сергей Дюжиков (по рекомендации Лосева), а потом взяли очень хорошего гитариста из Горького Евгения Смыслова по кличке «Шопен» (ранее работал в «Надежде», в «Лейся, песня»).

ВИА "Красные маки":
Вверху; Денис – барабанщик из Тулы, Юрий Веселов, Геннадий Жарков, Евгений Струц, Володя Грачев («Барсик»)- тромбонист.
Внизу: Александр Евдокимов, Александр Лосев, Владимир Пономаренко.

-Чуменко выходил на сцену?

Нет, занимался только организационными вопросами. При этом Валера прислушивался к моему мнению. Все время спрашивал получится ли у нас? Я отвечал, что не получится, пока не будет приличной ритм-секции. На барабанах работал местный тульский парень, фамилию которого я не помню. И тут нам подвернулся ушедший из «Лейся, песня» Владимир Заседателев. Про него можно было сказать только одно: когда Володя сидел за барабанами, то о ритме и темпе можно было не беспокоиться. Стабильно, четко и замечательно играл. Великолепный музыкант!

-Если Чуменко не выходил на сцену, то кто играл на саксофоне?

В период моей работы были два очень хороших саксофониста. Сережа Левиновский пришел из «Лейся, песня». Хороший джазовый музыкант, брат известного Николая Левиновского. Сергей уехал потом в Америку. А когда приехал ненадолго в Россию, то здесь умер, сердце остановилось. Это было в 2007 году.
Второй – Юра Веселов. Кстати, Юра чаще играл и на трубе. Он одинаково сильно играл на духовых. К сожаленью, Юра очень рано ушел из жизни. Мы с ним дружили, я прекрасно знал его супругу Свету. Когда Света рожала в Москве, мы были на гастролях в Краснодаре. Сидим, выпиваем. Юра звонит в Москву и ему сообщают, что родился сын. Как назовем? И тут я предложил:
-Назовите сына Мишей.
И сына назвали Мишей. Сейчас Миша работает в «New-Самоцветах», у него очень хороший голос. Он замечательно выступил на «Фабрике». Но мне кажется, что он достоин гораздо большего.
Потом у нас произошли очередные изменения. Появились солистка Надежда Кусакина, тромбонист Слава Назаров…
Слава Назаров – это вообще легенда. Как я переживал, когда узнал, что он разбился насмерть в Америке. Великолепный музыкант, исполнитель песни Атоса в «Трех мушкетерах»…
Надя Кусакина приехала к нам прямо на гастроли. С двумя песнями. За две репетиции мы их освоили и ввели в программу.
Тогда же вышла наша пластинка с песнями «Поцелуй для любимой», «Зеркало», «Не успокоимся», «Остановите музыку». Первые две песни спел Лосев, вторые две - Александр Евдокимов.

-Можно о Евдокимове несколько слов?

Он к нам пришел после записи двух песен Тухманова – «Памяти поэта» и «Памяти гитариста». Хороший, спокойный парень, хорошо вписался в коллектив.
Расскажу одну историю. У меня был старенький RhodesPiano. Очень хороший инструмент. И тут приехали мои друзья югославы. Их клавишник только прикупил новый синтезатор. А в то время у наших гостей грузчиками работали наши парни. У нас были свои штатные, которых Чуменко муштровал (мог уволить за любую нанесенную царапину), а у иностранцев грузчики были со стороны. И когда этот клавишник увидел, как обходятся грузчики с его инструментом, понял, что на Родину он привезет одни дрова. И решил быстренько продать. А я быстро купил, причем недорого. И тут подходит ко мне Саша Евдокимов и предлагает продать старый RhodesPiano Давиду Тухманову.
Мы привезли инструмент Тухманову домой, подключили и весь вечер играли. Приехал Йак Йоала. Они с Тухмановым тогда работали над песней «Фотографии любимых». Давид Федорович загорелся, решил вставить в эту песню RhodesPiano.
Потом мы переместились на кухню. Тухманов достал ящик хорошей водки. Очень хорошей – «Московской особой». Мы отлично посидели до пяти утра
Кстати, тогда же мы с Евдокимовым спели Тухманову «Остановите музыку». Ему очень понравилось и он разрешил нам ее исполнять и даже записать на пластинку. Вот так просто…
Спустя годы Григорий Лепс делал концерт «Парус» по песням Высоцкого,а во втором отделении он исполнял песни других авторов. И очень тяжело было договориться с нынешней женой Тухманова по поводу песни «Чистые пруды». Это мне рассказал тогдашний клавишник Лепса Женя Кобылянский. Она его просто замучила…

-А когда Вы были у Тухманова, Татьяна Сашко присутствовала?

Конечно, она же на стол накрывала. И дочка их присутствовала…

-Евдокимов раньше Вас покинул «Красные маки»?

Да. Не знаю куда он ушел, но у нас тогда из поющих остался только Лосев. Чуменко был в ужасе:
- Что делать?
Через неделю гастроли, а у нас нет вокальной группы. Я срочно вызываю Сашу Калугина, Вики Штремпиэла. А Чуменко приглашает Хоралова. Мы за неделю сделали весь вокал и поехали на гастроли.

-Хоралов играл на рояле?

Да, он играл на клавишных. Однажды после дня рождения я очень плохо себя чувствовал и Аркаша отыграл за меня весь концерт.
Еще запомнилось, как Слава Добрынин уговаривал Аркадия Хоралова спеть свою песню «Чужая ты». Аркаша говорил, что не сможет так высоко спеть, но Добрынин налил ему полстакана коньяка и отправил записываться.
Кстати, в альянсе с Добрыниным работал Виталий Кретюк. Он приезжал к нам с аранжировками песен Добрынина и репетировал с нами. Но тоже не смог справиться с этой компанией.

ВИА "Красные маки" (1978):
Владимир Грачев, Илья Бенсман, Валерий Чуменко, Геннадий Жарков, Александр Лосев.
Внизу -Владимир Пономаренко

-Расскажите о Пономаренко? О нем мало что известно.

Парамон выступал с шуточными номерами. Помимо работы на сцене, он выполнял административные поручения. Кроме того, костюмером работала его супруга Люся. Он до сих пор работает в Тульской филармонии, как и его супруга. Хороший, веселый, компанейский парень.

-Как чувствовал себя Лосев в ансамбле? Все-таки уже тогда он был легендой…

Его никогда не ограничивали в исполнении песен. Он пел столько, сколько хотел. На него никто не давил. Из того, что не было записано, вспоминается песня, которую он постоянно исполнял, про лошадей на стихи Слуцкого. Чувствовал он себя вполне комфортно, да и обстановка моральная была хорошая. Народ был неконфликтный, с юмором.

-Я слышал, что Чуменко был не очень доволен игрой Лосева на бас-гитаре?

Был такой момент. Перед самым моим уходом. Валера взял бас-гитариста из Харькова, фамилии не помню. После этого Лосев стал только петь.

-А Александр Калугин?

Да, это тот самый из «Крыльев». Саша родом из Мелитополя. Он был значительно моложе меня и я его постоянно во многом опекал. Когда Михаил Плоткин решил пригласить его еще из «Крыльев» в «Надежду», то он деликатно спрашивал у меня разрешения. А потом я его из «Надежды» перетащил в «Красные маки». Саша очень хорошо вписался в коллектив, был готов к такой работе. Сейчас он живет в Америке, мы часто с ним созваниваемся.

-Его голос путали с голосом Владислава Андрианова?

Да, он пел в такой манере. Сольно он исполнял «Анютины глазки», «Из-за тебя», «Ночной пляж»…
А что касается Андрианова. Я считаю, что это уникум! Великий певец. Это лучший певец Добрынина. То есть, лучше всех именно он исполнял песни Добрынина.
Кстати, позже я еще пригласил в «Красные маки» Вики Штремпиэла.

-Сколько же солистов в «Красных маках» работало?

Ой, много…

-Кто делал аранжировки?

Какие-то песни делал я. Например, «Не успокоимся» Краевского. А еще меня Саша Лосев лично попросил сделать аранжировку песни Сергея Дьячкова «Ветка жасмина». Мы ее не записали на пластинку, но пели с большим удовольствием.
Как я уже говорил, аранжировки песен Добрынина делал Виталий Кретюк и приносил их в готовом варианте.
Я вспоминаю эпизод, как на одной репетиции Виталий Кретюк встал на колени перед Смысловым и просил его играть в песнях Добрынина немного попроще.

-Считается, что Жарков пришел в ансамбль именно делать аранжировки?

Нет, не помню такого, чтобы он их делал.
Был у нас еще один интересный эпизод. В «Красных маках» была очень хорошая аппаратура. Поставлял ее Виталий Стоноженко по кличке «Пупсик». А в это время у Аллы Пугачевой появился свой коллектив - «Ритм» из Харькова. Высокопрофессиональные музыканты, но без хорошей аппаратуры. И Женя Болдин вышел на нас с предложением поработать вместе на нашей аппаратуре. Первое отделение – мы, второе – Алла. И так мы ездили несколько месяцев. Выступали на самых лучших площадках. И нам это нравилось. Но потом для Аллы заказали через Министерство культуры заграницей аппаратуру и наш альянс распался.
Вообще, я считаю, что самый пик популярности ВИА «Красные маки» пришелся на тот момент, когда появился Юрий Чернавский. Он привел с собой классных музыкантов и, самое главное, в коллектива появилась дисциплина. Можно было уже ставить серьезные задачи.

Виталий Стоноженко и Юрий Кистенев

-Как было с алкоголем в коллективе?

Наблюдалась интересная тенденция: чем больше было концертов, тем больше выпивали. И наоборот.

-А как же художественный руководитель?

А он приезжал с коллективом в какой-то город, решал все вопросы и ехал в следующий город, куда мы должны потом были прибыть. Мы работали несколько дней без него. Валера часто оставался в Москве, решал вопросы на фирме «Мелодия». Непросто же так «Красным макам» удалось записать столько пластинок.

-Какие-то выгоды от родства Чуменко с Михайловским были?

Ну, да. Огромное количество концертов (смеется). У нас было столько концертов, что мы просто стонали. До ста концертов в месяц. И этой работой нас обеспечивал замечательный администратор Феликс Кац. Честно говоря, я очень уставал.
Я и ушел из "Красных маков" просто потому, что устал. Устал от трех концертов в день, от большого количества народу, от постоянной текучки.

-Кто пришел Вам на смену на клавишные инструменты?

Получилась интересная история. Когда появилась группа «BoneyM», то Чуменко загорелся сделать попурри из песен этого ансамбля. Кстати, это попурри придумал, свел и принес нам Игорь Контюков. А там же скрипки. И я очень хорошо научился на клавишах изображать скрипичную группу. Многие не верили, когда слышали. Считали, что это скрипки. И когда я ушел, Валере пришлось взять сразу двоих Юру Щеглова и Юру Чернавского.
Им пришлось очень много материала учить. Все-таки, мне было проще….
Но до того, как они появились за клавишными работали Аркаша Хоралов и Сергей Левиновский. Сергей владел не только саксофоном, но и мог играть на клавишных.


Продолжение