Сергей Архипов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Сергей Архипов (avangard).

ВИА "Музыка" в Харькове в 1977году.

(Июнь 2020 г.)

Этот материал лежал у меня давно, но очередь до него дошла только сейчас. В своё время из архива я извлёк ту его часть, которая могла быть интересна не только мне. Сканы двух статей и их перевод я привожу здесь. Они связывают собой судьбы двух талантливых людей, с которыми жизнь обошлась очень жестоко. Здесь кое-что о ВИА "Музыка" и опере "Алые паруса". И о разном по чуть-чуть.

Итак, по порядку. В 1976 году в одном из номеров газеты "Ленінська зміна" вышла вот эта статья:

"В комнате-шкафы с книгами, преимущественно поэтическими, фортепиано с нотной рукописью, на письменном столе-наброски стихов. Разнообразные предпочтения хозяина этой квартиры-молодого человека с приятной улыбкой. Андрею Богословскому всего лишь 23 года, при этом он уже успел заявить о себе как разносторонний художник: поэт, композитор, музыкант.

-Скажите, Андрей, с чего, собственно, началось ваше творчество?
-С детства мечтал о литературе, причём, не только мечтал, а и активно писал-стихи, рассказы, пьесы, сценарии, а в 20 лет даже взялся за ... роман. Печататься начал с 14 лет- в "Комсомольской правде", "Московском комсомольце", "Неделе". Затем поступил в литературный институт, который и закончил в 1975 году.
-И всё же не ошибусь,если скажу, что вас лучше знают не как литератора, а как песенника. Например,в "Музыкальную почту" Харьковского радио какой-то период наибольшее количество заявок приходило на вашу песню "Рисуют мальчики войну". Следовательно, как вы при шли к песне? Уж не по примеру отца?
-Отец для меня чудесный советчик, чуткий к новым музыкальным веяниям. Впрочем, работаю я , конечно, вполне самостоятельно. Понятно, жанр песни не был для меня чужим. К тому же в институте я учился на семинаре Л.Ошанина, известного поэта-песенника. Впервые текст мне заказал О.Фельцман, потом я писал для М.Таривердиева, М.Фрадкина. Потом,прежде, чем отдать стихи композитору, задумался: а что,если попробовать самому?
Попробовал, показал певице Ж.Бичевской. Песня ей понравилась. Это и была "Рисуют мальчики войну". С тех пор и стал сочинять слова на музыку сам. Появилась "Баллада 444", "Оглянись во гневе", "Запомни", "Мечтается людям", "Где ждёт любовь". Их исполняют Лев Лещенко, Валерий Ободзинский, Жанна Бичевская, ансамбли "Поющие сердца", "Ариэль", "Добры молодцы".
-Вполне естественно,что в поисках собственного пути вы решили испробовать свои способности в разных жанрах, даже видах искусства. Возможно,вы и сейчас в новом поиске?
-Действительно. Создал... оперу. Трудился над ней больше года, серьёзно и настойчиво. Адресована она молодёжи и написана современным музыкальным языком, современно аранжирована. Как сюжет моему замыслу чудесно соответствовали "Алые паруса" А.Грина. Очень волновался при обсуждении оперы композиторами, впрочем,они приняли её весьма благосклонно. Сейчас для постановки "Алых парусов" создаётся новый коллектив. Премьера состоится весной в Московском театре эстрады.
-Одним словом,сейчас ваше направление-оперный жанр?
-Да, надеюсь и в дальнейшем пробовать себя в этом жанре. Но чувствую, что моего музыкального самообразования маловато. Нужно "подтянуть" себя профессионально- получить системные знания по теории композиции. Думаю посвятить этому несколько ближайших лет, чтобы потом начать всё на новом уровне.

Интервью брал С.ЦЫПИН.


А во второй половине января 1977 года в этой же газете проанонсировали встречу с московскими журналистами в только что созданном Клубе песни при ДК Строителей имени М.Горького. В качестве гостей должен был приехать ВИА "Пламя".
Зал Клуба насчитывал 1200 мест. И хотя клуб функционировал с 1930 года, здание, которое пострадало во время войны, несколько раз перестраивалось и отличалось от довоенного. После генеральной реконструкции в 1958 году в клубе появился еще один, кроме центрального, вместительный лекционный зал, открыт кинотеатр. Там вскоре возник Клуб друзей кино, который сразу наладил связи со столицей. Многие до сих пор помнят о популярных киновечерах приезжавшего с лекциями в Харьков режиссёра Калитиевского, оживлённых воскресных встречах коллекционеров, бардовских концертах.
Клуб несколько раз реконструировался. После реконструкции в 1974—1975 годах, здание приобрело современный вид.

У меня возникло сомнение, смогу ли я купить билеты. Ажиотаж ожидался немалый, и был вопрос, справится ли с этим клуб, который таких масштабных акций не проводил. Но неожиданно всё решилось само собой. По тому, как очередь у кассы рассеивалась, я заподозрил неладное. Подумал,что концерт отменили. Ан нет! Просто висело объявление, что в связи с изменением гастрольного графика "Пламя" приехать не сможет, а вместо них приедет "Музыка". Многих сей факт расстроил, но только не меня. Более того, я был ужасно рад такой замене. Чувствовал, что "Пламя" я ещё увижу, а вот "Музыку"? Вопрос.
Я созвонился с другом Лёвой, и тот сказал, чтобы я брал билет и на него. Словом, ожидался приятный вечер, и то, что первый концерт-встреча задержался из-за неполадок с аппаратурой (она предоставлялась клубом) мало нас смутил.
Что мы имели в активе по ансамблю "Музыка" на тот момент- один полноценный миньон, плюс песня "22+28" на сборнике В.Добрынина, которая очень нравилась Лёве.Также ему очень понравилась "Счастливая песня", которую я записал с "Утренней почты" по ТВ в мае 1976 года.
В том же году ансамбль снялся в детской передаче "Будильник", где выступил в роли ансамбля докторов, и вместе со С.Мишулиным, игравшем Карлсона, спел песенку "Алло,врача нам надо!". И ещё, буквально за месяц до нашего концерта, в радиопередаче "Трижды три" "Музыке" был посвящён целый раздел. Воробьёв рассказал о новых работах и представил три новые песни: "Снегопад" (с нею в марте 1977 года их покажут по "Утренней почте"), "Распахни своё сердце" и одну часть из "Триптиха"("Голос погибшего").
Так, что разговоры о том, что "Музыка" снялась лишь в "Бенефисе С Мартинсона", мягко говоря, не соответствуют действительности. Другое дело, что мы хотели их видеть чаще, и что 77-ым годом всё закончилось. По "Адресам молодых" их показали с песней "Вдохновение". По "Шире круг!" в качестве заставки звучали "Будьте добры" (в кадре "Музыку" я не помню, но я и не все передачи видел). Теоретически на "Песне-80", куда прошла их песня "Вспоминайте, люди", при определённом стечении обстоятельств мы могли бы увидеть "Музыку", но к тому моменту ни состава , ни Н.Воробьёва там не было,и песню спел Ю.Богатиков.

А теперь непосредственно к статье,а потом я расскажу о концерте.
Статья в газете "Ленінська зміна" 27 января 1977 г.

Они родились почти одновременно. Год назад на страницах молодёжных газет Харькова и Москвы появились новые музыкальные рубрики - "Диск-панорама" и "Звуковая дорожка". Благодаря им юноши и девушки, любители современной популярной музыки, узнавали об интересных новостях в мире эстрадной песни, знакомились с творчеством лучших певцов нашей страны и зарубежными исполнителями. Проводились разные конкурсы, анкеты среди читателей.
Со временем жизнь выдвинула новую более интересную работу с читателями - Клуб песни. На его заседаниях молодёжь имела возможность встретиться с композиторами и артистами, послушать любимые мелодии. Клубы песни становились настоящей творческой лабораторией музыки: тут дебютировали новые песни,говорилось о будущих путях развития молодёжной песни, впервые в одной программе выступали самодеятельные коллективы и профессиональные артисты.
В прошлую субботу и воскресенье столичные артисты, постоянные гости московского клуба "Звуковая дорожка", встретились со своими коллегами из Харькова. Желающих попасть на эти праздничные встречи было немало.Работники харьковских предприятий, студенты ВУЗов, школьники радостно приветствовали московских друзей, приехавших с интересной программой.
Открыли встречу московские журналисты Юрий Филинов и Вячеслав Осокин. Первый из них-ведущий музыкальной рубрики "Звуковая дорожка" в газете "Московский комсомолец" .Второй -хорошо известен харьковчанам как автор популярной радиопередачи "На всех широтах", многих музыкальных статей в газетах и журналах, разнообразных пластинок фирмы "Мелодия". Журналисты рассказали о творческих достижениях в эстрадной музыке в 1976 году, прокомментировали новые работы известных певцов и ансамблей, рассказали о планах выпуска пластинок фирмой "Мелодия". И,понятно, ответили на многочисленные вопросы присутствующих.
Доброй иллюстрацией их выступления стали самые популярные песни прошлого года разных стран, прозвучавшие на заседаниях Клуба песни. Тепло встретили присутствующие известного киноактёра и певца Валентина Никулина.
Мы впервые познакомились с этим актёром театра "Современник" в многосерийном телеспектакле "День за днём" как с певцом человечным и душевным.
-Если слова и музыка написаны от всего сердца, то и исполнять нужно искренне и тепло,- так утверждает сам певец.
И, действительно, во время его выступления всегда царит доверительная атмосфера, доставляющая наслаждение и приятное настроение. Не случайно первый большой моно-диск В.Никулина разошёлся огромным тиражом за достаточно короткое время. Харьковчане прослушали новые работы певца,увидели интересную киноленту с его участием.
Приятной неожиданностью стало для присутствующих выступление одной из лучших московских эстрадных групп "Музыка". Коллективу-четыре года. Выпустил две пластинки, принимал участие в радио передачах, выступал на разнообразных фестивалях. Новым качественным этапом роста коллектива стала работа над первой московской рок-оперой Андрея Богословского "Алые паруса". Художественный руководитель "Музыки" Николай Воробьёв и музыкальный руководитель группы Игорь Семёнов немало потрудились над музыкальной структурой произведения, придав ему всевозможных звуковых эффектов, аранжировали сольные партии, разработали драматическую интерпретацию оперы. Присутствующие познакомились с некоторыми фрагментами рок-оперы. Каждый образ ярко и эмоционально раскрыт, впечатляет и неплохая вокальная подготовка участников ансамбля. Высокий, сильный вокал, отличное владение инструментами - всё это также характерно для "Музыки". О широких возможностях этого коллектива свидетельствует и песенный репертуар. Многим харьковчанам понравился своеобразный триптих И.Семёнова на стихи А.Богословского, новые песни Л.Гарина, В.Добрынина. Визит москвичей завершился, однако дружеские связи будут крепнуть. Вскоре "Диск-панорама" станет гостем своих столичных друзей.

А.ЛЯМИН


Сам концерт состоялся 22 и 23 января 1977 г.

Некоторые дополнения к статье я приведу здесь.
Вопросы к журналистам касались, в основном западной музыки, каких-то новых веяний и тенденций, говорили и о новых дисках. Но так как я был не в теме,то почти ничего не запомнил. Помню только, что Осокина спросили по поводу закрытия программы "На всех широтах" и будет ли она возобновлена. И он ответил, что причина закрытия точно не цензорная. Просто программа в том виде себя изжила и ведётся работа над новым проектом. Будет ли работать над ним та же группа, сказать сложно, поскольку все растасканы по другим проектам, и собрать опять всех вместе -проблема.

Перед выступлением В.Никулина прокрутили фрагмент из фильма "Волчья стая", где его героя убивают фашисты. Актёр даже посетовал, что в последнее время режиссёры, в основном.только и приглашают его на роли жертв. Потом он под минус спел несколько песен с только что вышедшего гиганта. Был момент, когда фонограмма отключилась, и актёр развёл руками, мол тут я бессилен перед техникой. Кто-то из зала крикнул:
-"Пойте так,у вас хорошо получается!"
На что актёр ответил:
-"А без фонограммы я не могу!"
Зал зааплодировал, аппарат починили, и концерт продолжился. По поводу новой пластинки В.Никулин сделал одно замечание, что песни там имели своё место, были расставлены по смысловой и эмоциональной нагрузке, а "Мелодия", не вникая в это, расставила их по-своему, чем снизила целостное восприятие. Но то,что диск записан и вышел, это уже хорошо.
Ну вот и очередь подошла к "Музыке". Открыли они выступление хитом "Я полечу" и, к радости Лёвы,-"Счастливой песней". Далее слово взял Н.Воробьёв и представил новую работу композитора Игоря Семёнова, клавишника группы, на стихи А.Богословского- "Триптих"(позже будет упоминаться как "Гражданский триптих"), состоящий из трёх частей: "Трубите дружбы гимны"(возможно, "Трубите дружбе гимны"),"Голос погибшего" и "Родился новый человек".
Долгое время я разыскивал этот цикл, но по радиостанции "Юность" передавали пару раз только "Голос погибшего". Однажды он прозвучал в качестве анонса к первому гиганту "Музыки", но... Дальше мы всё знаем.
Однако не всё так плохо. Ещё в прошлом году на сайте "ВИА СССР" я обнаружил две недостающие части. Одна записана как "Законы дружбы", вторая - "На земле родился человек". Небольшие расхождения в названиях не имеют принципиальное значение, поскольку не факт, что к выходу диска первоначальные названия не могли бы претерпеть кое-какие правки. Ведь добавили к "Триптиху" слово "Гражданский", хотя тогда, в начале 1977 года, на это и намёка не было.

Возвращаясь к концерту,далее "Музыка" исполнила два фрагмента из "Алых парусов"- "Накануне" и "В трактире". Прозвучало здорово. И это несмотря на то,что Н.Воробьёв не очень был доволен звуком. Хотя у меня претензий никаких по этой части не было. Но тут уж как говорится, где мой слух, а где Воробьёва!
Что касается персоны Н.Воробьёва, то он, я думаю, влюбил в себя не только женскую, но и большую часть мужской части зала. Интеллигентнейший человек, который уважает зрителя. Он может быть резким к коллегам по работе, возможно, чересчур неуступчивым. Но зритель для него на первом месте. По окончании концерта произошёл весёлый момент. Воробьёв перед исполнением фрагментов оперы, видя в залах кассетные магнитофоны, умолял зрителей не записывать опять-таки из-за качества аппаратуры. Именно умолял, а не требовали не командовал. В качестве альтернативы он показал огромную бобину с оперой, которую дарил Клубу песни, и предложил всем желающим прийти в клуб и переписать оперу целиком в студийном качестве. На это сразу последовал вопрос из зала:
-"А сколько это будет стоить?"
Исполнением фрагментов концерт закончился. Никаких песен Гарина и Добрынина не было. Возможно, они были на других концертах. Состав не назвали.
Что было дальше. Летом Лёва ездил со своим коллективом "Мадригал" в Ялту и ему посчастливилось увидеть ВИА "Музыка" с оперой целиком. Ему понравилось. И, конечно, как вокалиста он очень ценил Воробьёва. Когда я спросил, что же ему больше нравится, "Орфей" или "Паруса", Лёва всё же отдал предпочтение Орфею, пояснив это так:
-"В "Орфее" было поле для фантазии, авторы не были затиснуты в рамки определённого сюжета, а в "Парусах", хочешь-не хочешь, букве и идее А.Грина нужно было следовать. Отсюда никаких сюрпризов и неожиданных поворотов сюжета ждать не приходилось.
В Харьков больше "Музыка" не приезжала. Гигант её так и не вышел. К счастью,"Алые паруса", пусть с опозданием, но свет увидели. Отдельные песни "Музыки", записанные на "Мелодии", разбросали по различным сборным пластинкам. Как реквием по группе воспринимается диск из журнала "Клуб и художественная самодеятельность" с песнями из цикла "Двери настежь отвори". Не знаю, все ли песни представлены или что-то не вошло.
У "Аракса" несколько иной список. Сравнил песни тех и тех.К моему удивлению, "Музыка" понравилась больше. Но помимо диска, в журнале была отличная статья Аркадия Петрова, на которую ссылаются все, кто хочет поместить у себя на сайте хоть что-то о "Музыке". По сути кроме этой статьи и интервью на нашем сайте ничего и нет.
Кое-что о Воробьёве можно почитать у Малежика. Недавно в одной из Гостевых обнаружил такую характеристику "Музыке": "Один из ансамблей, которые относились к так называемому официозу в Советском Союзе: в основном исполняли военные и патриотические песни, ничем особо не выделялись из общей массы. Ну да, выпустили рок-оперу "Алые паруса" - а кто в то время слушал эти рок-оперы? Да практически никто."
Увы, Воробьёв не даёт разрешение печатать интервью с ним. Поэтому обращаюсь с вопросами к форумчанам, чтобы помочь мне разобраться с вот какими фактами:
1.Возможно,кто-то определит по фото с концерта вокалиста,стоящего между Воробьёвым и Станишевским. Напоминаю, что это фото с концерта 22-23 января 1977 г. По словам Лёвы, в Ялте 1977-го этого певца уже не было.
Кто певица?
Я предположительно склоняюсь к пластиночному варианту, что это могут быть В.Романцев и Т.Шабельникова.
2.Предлагаю викторину "Назови состав по обложке".
Перед вами снимок состава, который стал основой двух миньонов группы. Прочитав интервью, увидев фото на этом сайте, я попробовал определить самостоятельно. И вот что получилось:

Слева внизу: Марина Постная(скрипка), за ней со скрипкой Семён Буданицкий, Михаил Туров(Турков) сидит с альтом, рядом с ним- Галина Аглицкая (скрипка), Александр Копылов- вверху с гитарой, рядом-Юрий Кистенёв, за ним справа Николай Картавцев (рояль).
Чуть ниже-басист Михаил Беляков и гитарист Евгений Свидо.
А под ними-Сергей Станишевский и Николай Воробьёв.