"Музыка"

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Аркадий Петров.
Музыковед.


Звуки "Музыки".


(журнал "Клуб и художественная самодеятельность" )
2

Ольга Зарубина

Первой такой «своей» песней стала старая мелодия Н.Богословского на слова А.Фатьянова «Три года ты мне снилась». Популярнейший прежде номер из репертуара М. Бернеса теперь звучал в новой обработке (в эти годы вообще возник вкус к «новому прочтению» золотого фонда советской песенной классики — «Ариэль» интересно обработал «Песенку московского извозчика» Н. Богословского, «Песняры» — «Вологду» Б. Мокроусова). Николай решил показать запись песни автору. Прослушивание состоялось на дому у Богословского; обработка была одобрена. И тогда Воробьев попросил Никиту Владимировича написать для «Музыки» что-нибудь новое … Богословский рассмеялся:
«Да что мне тут с вами разговаривать, когда здесь есть ваш ровесник, с которым вы сразу поймете друг друга!»
Это был его сын, поэт и композитор Андрей Богословский, автор нескольких популярных эстрадных песен, в том числе «Рисуют мальчики войну» и «Оглянись во гневе».

Так произошло это знакомство. Решено было делать вместе рок-оперу. Андрей предложил на выбор несколько тем — остановились на «Алых парусах» А.Грина. Хотелось, чтобы рок-опера была романтически-русской по интонациям. Проза Грина, очень музыкальная сама по себе, подсказывала чисто лирическое решение. Лирический характер носит и музыка «Алых парусов». Мелодически это сплав советской песенности (чувствуются влияния М. Фрадкина, А. Пахмутовой и, вполне естественно, Богословского-старшего). В инструментовке струнные создают хрупкий, утонченно-прозрачный колорит в эпизодах мечтательных и лирических, связанных с образами Ассоль, капитана Грея, Сказочника, в то время как гитары с их электронными эффектами и ударные образуют как бы тот «тембровый слой» рок-оперы, который характеризует злые силы —Торговца, Трактирщика и других завистливых буржуа из гриновской повести-сказки.

Сейчас, четыре года спустя, в музыке «Парусов» заметны и наив, и некоторая незрелость — многое действительно несет отпечаток 1974— 1975 годов, не все еще получалось, не было достаточного опыта. Впрочем, опера мыслилась тогда не для прослушивания в записи (наверное, для студийной версии ее надо было бы существенно переработать), а для живого исполнения— в таком виде она производит впечатление и ощущается именно как «гриновская»! При постановке учитывался уже существующий опыт — в первую очередь работа «Поющих гитар» в режиссуре М. Розовского над «Орфеем и Эвридикой». Исходили из принципа, что можно обойтись минимумом бутафории, что можно создать иллюзию вещей, пространства.

Но для того чтобы такая иллюзия появилась, требовалась актерская игра, умение перевоплощаться, умение заставить зрителя поверить в реальность происходящего. Превратить концерт в спектакль, перейти от театрализации к театру, не просто петь, подчиняясь каким-то режиссерским указаниям по части мизансцен, а именно играть, эмоционально переживать роль и сообщать эти переживания слушателям.Такой спектакль стал возможным лишь при наличии талантливых исполнителей.

Наверное, именно «Алые паруса» смогли в полную меру раскрыть незаурядное дарование молодой певицы Ольги Зарубиной. В «Музыке» она поет сравнительно недавно, около двух лет. Раньше выступала в художественной самодеятельности, в вокально-инструментальном ансамбле Моспочтамта «Почтовый дилижанс». До нее в спектакле не было настоящей Ассоль. . .
Ольга Зарубина в составе ансамбля «Почтовый дилижанс»

Голос широкого диапазона: в сделанной в 1976 году радиозаписи «Алых парусов» Ассоль-девочку и Ассоль — взрослую девушку поют две разные артистки — Зарубина в спектакле легко справляется с обеими партиями. Справляется, прежде всего, актерски: зритель ей верит. Она очень молода, ей всего двадцать лет, многое делает еще не потому, что понимает, что так надо, в интуитивно. Но с этой интуицией тоже ведь надо родиться. . . Пока Зарубина находится еще в стадии осознания себя, своих возможностей.

Очень выразителен в спектакле руководитель «Музыки» и ее ведущий вокалист Николай Воробьев. Красивый голос, владение нюансами и в то же самое время — сценическая пластичность, точность актерской работы. Воробьев поет в «Алых парусах» партии двух негодяев, представителей «темных сил» — Трактирщика и Торговца. Партии очень трудные чисто физически — обе поются «черными», непевческими голосами, с хрипотцой, слегка под «Волка» из детского мультсериала. Такая подача позволяет предельно точно вылепить образ, но все время так петь тяжело: очень устают связки, совсем иной расход воздуха при дыхании.

Сергей Станишевский прекрасно подходит «по фактуре» к партии капитана Грея — хотя пришлось долго «подыскивать» для него нужные осанку и походку...
Своеобразным «вторым фронтом» работы ансамбля является жанр остросоциальной, политической бит-песни. Начиная с цикла, появившегося еще в период «кировского» ансамбля «Возьми гитару!», семь лет назад, в репертуаре группы прошло довольно много песен такого рода. Не все оказались достижениями, не все осталось в творческом портфеле «Музыки». Сам этот жанр — трудный и новый, для большинства советских молодежных групп еще экспериментальный.

Среди удач «Музыки» последних лет можно назвать два цикла— «Гражданский триптих» (музыка пианиста ансамбля Игоря Семенова на стихи Андрея Богословского) и цикл Алексея Рыбникова «Двери настежь отвори» на слова Павла Грушко. Первоначально Рыбников писал свои политпесни для телевизионного фильма «Командировка в Бонн» (он вышел на экраны под названием «Диалог»). Это должны были быть песни-плакаты, «зонги» — комментарии к происходящим событиям. Однако в окончательном варианте фильма песни использованы не были (прозвучали лишь их инструментальные версии).

Летом 1978 года в ЧССР проходил фестиваль политической песни «Соколов-78»; молодежные ансамбли Советского Союза представляла «Музыка». Среди ее новых работ был и цикл Алексея Рыбникова. На фестивале он прозвучал с огромным успехом. «Музыка» исполняла его и на многих других концертах: на вечерах дружбы с чехословацкой молодежью, на выступлениях в Интерклубе.

Три части цикла говорят о сегодняшнем мире, об атмосфере беспокойства, неустойчивости и страха, в которой живет молодежь капиталистических стран, о гонке вооружений и о страшном нейтронном оружии. Эта музыка словно лишена полутеней, ее средства —гротеск, гипербола, карикатура. Используются только самые яркие, самые динамичные приемы — как в «революционной графике» Георга Гросса и Франца Мазерееля или в карикатурах Бидструпа. Действие разворачивается на площадях предельно урбанизированных и механизированных городов-спрутов: мы слышим их пульс жизни, их гулы и шумы, в одном из эпизодов использован прием наложения дикторского голоса, сообщающего заголовки события дня— спуск на воду очередного авианосца-гиганта, похищения, убийства, насилия... Контрапунктом проходит лирическая линия— молодые влюбленные, которым некуда уйти, некуда спрятаться со своей любовью... («Любимая, где нам укрыться хотя бы на час...») И все же авторы цикла верят — зло будет побеждено, мир должен прийти в себя от сегодняшнего безумия, гонка вооружений — остановиться. Гимном нарождающемуся дню, солнцу, цветам, любви, миру на земле заканчивается третья, последняя часть цикла.

«Музыка» — ансамбль, от которого мы еще многого ждем. Наряду с похвалами ему можно было бы адресовать и целый ряд претензий. Но, говорят, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А «Музыка» — в постоянном поиске. Поэтому пожелаем «алым парусам» ансамбля хорошего попутного ветра!

На вкладных пластинках номера. На первой и второй стороне второй пластинки вы услышите цикл политических песен Алексея Рыбникова на слова Павла Грушко «Двери настежь отвори». Поет и играет ВИА «Музыка». Солисты — Николай Воробьев и Марина Румянцева.