Причиной, подтолкнувшей меня к написанию этой статьи, стала недавняя публикация в газете "Молдавские новости" сообщения о выходе в свет книги об истории ВИА "Норок". Я прочитал статью. И могу предположить следующее. Эта книга не прибавит ничего к пониманию феномена этого коллектива, поскольку она вся пострена на ложных, мифических постулатах из прошлого и ущербных сегодняшних амбициях несостоявщихся евромолдован. Это будет художественная литература из которой можно будет почерпнуть некоторые факты из жизни коллектива, при этом эти факты будут сильно отличаться от реальности и в силу забывчивости свидетелей и в силу коньюктурности автора. При этом, рад буду ошибиться в своем предположении.
Тем не менее, история ВИА "Норок" окутана таким количеством вымыслов, что только для их опровержения потребуется написать книгу по обьему не меньше этой. А поскольку любая самая дальняя дорого всегда начинается с первого шага, то сегодня мы его и сделаем.
Отдельное спасибо за помощь в подготовке этого материала Сергею Соловьеву и Александру Кудряшову.
Михай Долган, как и большинство тогдашних музыкантов, конца 50-х /начала 60-х формировались под влиянием модного тогда джаза, который, будучи американским музыкальным явлением, тем не менее, вполне официально культивировался в СССР на волне так называемой "оттепели". Позже сам Долган вспоминал об этом:
-Я ушёл из ансамбля Бурдина, играющего популярную музыку, но в Киеве мне пришлось выдержать новый экзамен. Там, благодаря моим коллегам, с которыми я познакомился и с кем я работал вместе два года, у меня открылись глаза, и я узнал совершенно другую музыку - джаз. Эта музыка поразила меня. Фактически, открылась еще одна сущность меня самого. Это было новое испытание, это был экзамен на джаз.
После армии, уже будучи убежденным джазменом и с солидным джазовым багажом М.Долган пришел на профессиональную сцену, где и дальше продолжал развиваться в этом направлении.
Однажды в одной из гастрольных поездок Долгану предложили создать джазовый коллектив при Пензенской филармонии. Вернувшись из поездки в Кишинев, Михай решил посоветоваться на эту тему в Молдавской филармонии с её директором Александром Сергеевичем Федько, который и предложил реализовать эту идею в Кишиневе. Он же предложил название для нового коллектива. Так в 1967 году возник джаз ансамбль "Норок".
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
"Норок" стал первым ВИА, который выпустил пластинку из песен собственного сочинения, чего и дальше мало кому удалось сделать. К этому времени "Норок" стал однозначно самым популярным эстрадным коллективом в Молдавии. А после выхода этой пластинки стал широко известен и на просторах всего СССР. Однако, стоит отметить и такой факт, что в тот момент это был всего второй значимый (известный) коллектив ВИА-жанра после "Поющих гитар". И по сути эта известность базировалась только на одной песне «О чем плачут гитары» (М. Долган - Е. Кримерман). В исходном варианте она была записана на молдавском языке. А когда в 1971 году московский ВИА "Голубые гитары" запишет ее на пластинку с русским текстом, то популярность этой песни в пределах СССР воистину станет глобальной.