ВИА «Норок».

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

О чем плакали гитары Михая Долгана.

май-июнь 2018

3

Осенью 1970 года "Норок" перебрался в Москву в следующем составе: Борис Ершов (бас), Михай Долган (клавишные), Дмитрий Куцела (гитара), Александр Казаку (соло-гитара), Лидия Ботезату (вокал) и Вячеслав Стадниченко (барабаны).
Борис Ершов (бас), Михай Долган (клавишные), Дмитрий Куцела (гитара), Александр Казаку (соло-гитара), Лидия Ботезату (вокал) и Вячеслав Стадниченко (барабаны).

Из строго состава в Москву не пoехали двое: Руснак и Суручану. Первый не захотел уезжать из Молдавии, а Суручану, который к тому времени уже стал заметной фигурой на молдавской эстраде, Федько решил не отдавать вместе с ансамблем, а оставить у себя. Для этого он в приказном порядке перевел его солистом в эстрадный оркестр "Букурия", куда не за долго до этого перевел и другого бывшего участника "Норок" Валентина Дынгу, сделав последнего руководителем коллектива. Вообще Федько планировал создать из "Букурии" замену "Норок", но в силу разных причин план этот не сработал.

В Москве в гостинице "Центральная" состоялся окончательный просмотр ВИА "Норок" в присутствии главных "прокатчиков" СССР. Кроме Э.М. Смольного точно известно, что там был и В. В. Кондаков, который тоже имел виды на молдован. В ходе довольно бурного обсуждения "победил" Смольный.
Дальше было несколько шефских концертов по Москве. В том числе и в школе у сына Смольного. И тут стало ясно, что группе не хватает яркого вокалиста, каким в прежнем составе был Ион Суручану. Долган тут же связывается с Суручану и просит его приехать в Москву. Тот бросает "Букурию" и приезжает. В таком составе "Норок" дает последний концерт в Москве, о котором стоит рассказать особо.
Вячеслав Стадниченко, Михай Долган, Лидия Ботезату, Ион Суручану, Борис Ершов и Дмитрий Куцела.

Об этом случае потом долго вспоминали в окружении Смольного. Дело в том, что он был заядлым любителем попариться в хорошей компании в Сандуновских банях. По утверждению знавших его людей, Смольный сам был супербанщиком! И он очень хотел заполучить апартаменты, которые держали для Министра культуры СССР Е.А.Фурцевой. Для этого Смольный должен был организовать концерт для персонала Сандуновских бань. Однако уговорить статусных "звезд" СССР дать концерт в бане было трудно и очень дорого. А тут вдруг ему представился удачный случай в виде молдавских "провинциалов". ВИА "Норок" привезли в актовый зал в Сандунах, где он и выступил. После чего Эдуард Смольный получил от администрации бани, то что хотел.

Еще в Москве для популяризации своего нового актива Смольный протолкнул "Норок" на ТВ, где была снята молдавская народная песня в обработке М.Долгана "Ionel, Ionelule", которую спела Л. Ботезату.
Тогда же по настоянию Смольного была проведена фотосессия, фотографии с которой были использованы в дальнейшем для изготовления афиш в Тамбовской филармонии.
Афиша ВИА "Норок":
Ершов, Суручану,Стадниченко, Долган, Казаку и Куцела.

В этот момент А.С. Федько, узнав, что Суручану самовольно покинул "Букурию" и перебрался в "Норок", звонит Долгану и категорически настаивает на возврате Иона. Ослушаться директора никто не осмелился и Суручану вернулось в "Букурию".

Кроме того, поскольку весь репертуар "Норок" был на молдавском языке, Смольный заказал известному концертному администратору (и по совместительству поэту-песеннику) Павлу Леонидову русские тексты к некоторым песням. Правда, к каким именно песням, вошедшим в репертуар "Норок", Леонидов написал русские тексты, выяснить так и не удалось (может быть эта задумка так и не была реализована). Известно только, что в обмен на согласие написать эти тексты Павел Леонидов выдвинул условие, чтобы "Норок" взял в свой репертуар песню его зятя Анатолия Днепрова "Я люблю" (слова И.Кохановского). И это условие Леонидова было выполнено. Однако сам М.Долган активно сопротивлялся русификации основного репертуара ансамбля и поэтому он так и остался на румынском (молдавском) языке. По факту в концертных программах Смольного "Норок" работал на репертуаре привезенном из Молдавии. Это в последствии очень сильно сказалось (в негативном плане) на известности и популярности группы в СССР.

Чтобы целый коллектив из союзной республики смог работать на территории РСФСР требовалось получить разрешение Росконцерта. Для Э.Смольного это не составило большого труда, поскольку основную свою деятельность он развернул, как раз, под крылом Росконцерта, пользуясь покровительством его директора Дмитрия Васильевича Тихомирова.

Все музыканты "Норок" были оформлены в Тамбовскую областную филармонию 20 ноября 1970 года, как артисты эстрадного ансамбля (без указания названия). А сам ВИА "Норок" стал одним из персонажей больших театрализованных концертных программ Эдуарда Смольного.
Первые такие программы с участием "Норок" состоялись в декабре 1970 года в Иваново, а следом были Новогодние концерты в Кемерово.
В этих программах Смольный выступал сразу в нескольких амплуа: концертный администратор, режиссер, автор сценария, конферансье и худрук ансамбля "Молодость". Подобная многогранность приносила Эдуарду Михайловичу баснословный доход. Кроме этого он между делом успевал организовывать и сольные концерты "кассовых" артистов.
Вот как об этом рассказывала певица Ксения Георгиади:
-Не помню точно, как назывался этот традиционный фестиваль, по-моему "Огни магистрали", но хорошо помню,что огромное количество артистов прилетало в Хабаровск... Праздником руководил Эдуард Михайлович Помимо того, что все мы работали в большом гала-концерте во Дворце спорта, у каждого из нас параллельно были и сольные концерты на других площадках Хабаровска.
Однако за весь период работы со Смольным ВИА "Норок" не дал ни одного сольного концерта. Только номером в сборных программах, где исполнял блок из нескольких песен. Также ансамбль не принимал участие в "вертрушках" Смольного. Что, скорее всего, было связано с одним комплектом аппаратуры, поскольку сборные концерты с участием "Норок" проходили на аппаратуре принадлежащей М.Долгану. Представляя в своих концертных программах ансамбль и его руководителя, конферансье Э.Смольный пафосно оповещал зрителей:
... снискавший мировую славу у нас и за рубежом... автор популярных песен "О чем плачут гитары" и других...

Концертные программы Смольного требовали очень большого числа участников, поскольку концерты могли проходить одновременно в местах отдаленных друг от друга на десятки и даже сотни километров. Участники концертов перемещались между этими точками на всех видах транспорта с точностью отлаженного механизма. И таких концертов было очень много. Однажды на Усть-Илимской ГЭС было дано 8 концертов за день. Во всех принимал участие и "Норок". При этом ставка за концерт у музыкантов была около 7 рублей.
В какой-то момент Э.Смольный решил удвоить возможности коллектива и придумал для ансамбля еще одно название "О чем поют гитары". Сами музыканты хотели не "поют", а "плачут", но Смольный сказал, что так будет "безопасней".
Для афиши "нового" коллектива использовали фотографию из московской фотосессии 1970 года. Она немного отличается от афиши "Норок" позами некоторых музыкантов. Буквы "НОРОК" закрасили чистым белым листом, на которое нанесли новое название и дорисовали пальцы держащие этот лист. С этого момента группа начала работать под двумя названиями. А Ион Суручану ни одного дня официально так и не отработавший ни в "Норок", ни в "О чем поют гитары" того периода, тем не менее бодро улыбался на афишах обоих коллективов.


Мне не удалось выяснить, был ли новый коллектив зарегистрирован в какой-то концертной организации или существовал неофициально только в рамках концертов Смольного. По идее, Смольный мог легко пристроить его в той же Тамбовской филармонии, где официально трудились и музыканты обоих коллективов. Однако в этом случае финансовая выгода от существования двух ансамблей существенно падала. И по этой причине нельзя исключать, что второй коллектив существовал неофициально и использовался Э.Смольным для работы на "фондах" других филармоний.

Еще необходимо отметить, что Э.М. Смольный был человеком обязательным и очень порядочным в финансовых вопросах. Именно эти черты сделали ему имя и привлекали к нему огромное число артистов всех мастей и жанров. Их совместная работа приносила ощутимый доход, который и не снился основной массе советских людей. Но поскольку доход этот формировался в значительной своей части на ниве нарушения закона (и все участники это хорошо понимали), то Эдуард Михайлович предпочитал поднимать своим трудом культурный уровень населения РСФСР исключительно вдали от центра. Предпочитая Иркутскую, Читинскую, Амурскую и другие далекие от столицы филармонии.


Продолжение