Юрий Петерсон.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru







Валерий Колпаков


Не поговорили, но наворотили изрядно!

(1 мая 2024)

1

"Потрясающее что-то по беспомощности и бездарности".
Фраза из фильма.



От Автора.

В День рождения Юрия Петерсона в нашей Гостевой был сделан анонс фильма, снятого во ВГИКе по мотивам его книги "Я родился в поезде, или Поколение ВИА" (2015):

- Юрию Петерсону могло бы исполниться 77 лет ! К этой дате приурочена премьера в интернет - пространстве фильма Ксении Мартыновой "Не поговорили". Эта была её дипломная работа, сделанная 2 года назад. На создание фильма Ксению вдохновила книга Юрия Петерсона "Я родился в поезде, или поколение ВИА". Раньше размещать фильм в сети было нельзя, поскольку авторские права принадлежали совместно создателям фильма и ВГИКу. Фильм должен был пройти студенческие кинофестивали, конкурсы и т.д. За два года этот путь был успешно пройден, и теперь его можно представить к просмотру для всех, кому небезразлична эта тема.

На самом деле тем, кому небезразлична эта тема, смотреть в этом фильме просто нечего. Он НЕ ПРО ЭТО. Да и никакой это не фильм, это 20-минутный клип, который натянули на глобус советской истории, чтобы сделать киноклип.

Краткий сюжет киноклипа.

Есть некий ВИА "Полынь", внутри которого существуют два друга прибалтийской национальности.
Кадры из фильма.

В состав этого коллектива входит еще целый ряд малозначимых персонажей, которые по ходу фильма что-то говорят необязательное и совершают такие же необязательные поступки.
Возглавляет это убогое образование придурковатый руководитель, играющий на бас-гитаре.
Кадр из фильма.

Поскольку фильм стал результатом прочтения авторами книги Петерсона, то угадать прототипы этих персонажей не сложно, хотя, как предусмотрительно написали авторы фильма в самом начале "все персонажи вымышлены и любое совпадение случайно".
Я не буду оценивать соответствие сюжетной линии фильма реальной истории этих персонажей, а просто выскажу своё мнение по поводу некоторых нюансов того времени, в которое авторы поместили своих "героев".

Фильм начинается с того, что Руководитель объявляет, что ансамблю нужен ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ гитарист и дальше происходит просмотр кандидатов на эту роль.
В итоге в состав принимают САМОДЕЯТЕЛЬНОГО гитариста со странным именем Урюрвкос (сокращенно от "Ура! Юра в космосе").
Итак, руководитель ансамбля Зингер ищет профессионального музыканта среди самодеятельности. Это не говорит о том, что Зингер не знает, что там нет таких. Это говорит о том, что этого не знают создатели фильма.
В те времена, о которых фильм, руководители ансамблей искали нужных музыкантов везде, где могли: и среди любителей и среди профессионалов. Причем, среди любителей, подходящие кандидатуры находились даже чаще. То есть, реальный руководитель ВИА никогда бы не стал декларировать, что ему нужен только ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ музыкант.

Этот маленьких эпизод открывает большую череду событий из фильма, которые показывают сколь низок уровень авторов фильма в знании того времени, о котором они решили снять киноклип.

В фильме есть эпизод, где поклонницы окружили одного из солистов и просят подписать пластинки.
Кадр из фильма.

Странность этого эпизод в том, что подписать пластинки девчонки просят второстепенный персонаж (одного из солистов), который на протяжении всего фильма стоит во втором ряду за спинами главных героев.
Это был некий Вася Озеров, прототип которого легко угадывается.
Кадр из фильма.

Больше никто из ансамбля, как следует из фильма, поклонников не имел. Даже главный положительный герой Юра. Во всяком случае никого кроме Васи расписаться на диске поклонники не просили.
Даже Оксану.
Тоже персонаж вполне узнаваемый.
Кадр из фильма.
Та самая Оксана.

Красной нитью через весь фильм проходит собственно музыкальный клип, где артисты ансамбля выглядят вполне похоже на оригинал. Однако помимо этого клипа на сцене они смотрятся, как настоящий сиротский коллектив (не путать с "Ласковым маем").
Кадр из клипа.

Кадр из фильма.
Видимо так, по мнению авторов фильма выглядели успешные и популярные ВИА в СССР.

Продолжение