Александр Колесников.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.


"Поют гитары"- ансамбль с не сформировавшимся лицом.

(сентябрь 2014)
2

ВИА "Поют гитары":
Юрий Редько, Валерий Редько, конферансье Дитятев, Марина Цуладзе и Александр Колесников.

-Когда стали появляться солистки в составе ансамбля?

Когда я пришел в ансамбле работала Светлана Калюжная. Пела «Добрые приметы», «В деревне было Ольховки». Потом она уволилась, и о ее судьбе я ничего не знаю. Моя жена пришла в 1974 году. В это время уже работала Лена Чернышева. Через некоторое время она вышла замуж за нашего ритм-гитариста Анатолия Терпака. И они уехали на его родину, в Ужгород.
Несколько лет у нас проработала Люба Филонич из Полтавы. Очень приличная певица с хорошим вокалом. Сейчас она живет в Москве и по-прежнему в профессии.
В 1978 году появились сестры Ястребовы. В 80-х они ушли в ресторан «Арбат» в варьете.

-Они близняшки?

Да. Их легко можно было спутать.

-А Инна Курочкина когда пришла?

Она еще позже, в 80-ом.

-Выгузов (Малинин) уже работал в коллективе?

Да, конечно. С ним интересная история получилась. У нас были гастроли в Кургане, а Саша там служил. И первым, к кому он подошел из нашего ансамбля, это был я. Помню, что Саша был в военной форме. Я представил его Валерию Ивановичу, он его послушал. Как сейчас помню, что пел Саша «Идет солдат по городу». Муратов оставил Саше московский адрес и номер телефона с тем, чтобы после окончания службы он приехал в Москву. Они многих слушали и многим оставляли свои координаты, но почти никто не приезжал. А Выгузов оказался самым настойчивым. Года два он проработал в «Поют гитары». За это время он успел жениться на вокалистке Инне Курочкиной. Жили они на ВДНХ в ее квартире.
А однажды я захожу в буфет в Ипполитовке (мы оба выпускники этого училища) и вижу - Саша сидит с Ольгой Зарубиной. Поздоровались, он представил мне ее. Ну, а дальнейшую историю Вы знаете…

-Можно было тогда представить, что Александр Выгузов станет такой звездой?

Нет, я даже предположить не мог. Он в основном пел песни военной направленности: «Аты-баты шли солдаты», «Идет солдат по городу»… Он удивил нас во время поездки в Чехословакию в 1979 году. Выучил за один день песню на чешском языке и исполнял в концертах. Неплохо получилось.Но, честно говоря, его манера пения мне никогда особо не нравилась.

-Возвращаясь к истории ВИА «Поют гитары», состав был довольно стабильный?

Стабильный, где-то год. А в 1974 году началось брожение. Народ решил разбегаться.
Получилось следующее. Моя супруга приехала работать в ансамбль. Привезла грузинского вина и весь ансамбль собрался у нас в номере отметить это событие. Потом переместились в номер к Славе Черепухину. И тут все: Черепухин, братья Редько, Хоралов, Ковалев, Наумов в один голос заявляют, что им все надоело, и они уходят из ансамбля. И смотрят на меня. Я сказал, что никуда не уйду – мне надо семью кормить. И они все уволились после окончания гастролей. Но все они, кроме Хоралова, потом звонили и хотели вернуться. Больше того, Ковалев вернулся и потом долго работал. Валера Редько вернулся на какое-то время, Петя Наумов тоже…

-Пришлось срочно укреплять состав?

Да. Из Одессы приехал барабанщик Яша Кривой. Наверное, целый год проработал. Кстати, его сменил легендарный барабанщик Борис Багрычев. Он страдал диабетом и несколько раз терял сознание прямо на сцене. Парень сам по себе очень хороший, но работал недолго и после ухода из ансамбля мы с ним встретились только один раз. Мы работали тогда в Москве в Зеленом театре на ВДНХ. Боря пришел слегка поддатый. Мы с ним поговорили, и я попросил дождаться меня после концерта. Зашли в кафе, выпили. И у него начался приступ диабета. Я ему напихал сахара в рот и отвез на такси домой. Его мама очень меня тогда благодарила. И больше Борю я не видел.

-Когда почти весь состав ушел, как руководитель выкручивался из ситуации?

Мы сразу сели на репетиционный период. Месяца на полтора-два. Причем сели в Костроме, в филармонии. У Муратова были очень хорошие отношения с Горяиновым, администратором Костромской филармонии. Горяинов ему во многих делах помогал. Да и вообще в Костроме нас обожали. Когда давали там концерты, то залы всегда были битком.И к окончанию репетиционного периода вернулся Валера Редько, да и другие подтянулись. Немного позже появился Георгий Акопьянц. Клавишник, выполнявший роль музыкального руководителя. Довольно талантливый, хороший по характеру, парень, но как водится, сильно пьющий. Муратов его довольно быстро освободил, но через некоторое время взял назад. Но позже все-таки с ним расстался.

-Когда появился в ансамбле Сергей Чичмели?

То ли в 75-ом, то ли в 76-ом году. Точно не могу сказать. Сергей был гитаристом и пел в группе, а также несколько популярных песен сольно. Ушел из ансамбля еще при мне.

-Он не рассказывал о происхождении своей фамилии?

Сергей – коренной москвич. Заканчивал Ипполитовку. Он рассказывал что–то про сложное происхождение фамилии, но не к Грузии, не к Греции это отношение не имеет.

ВИА "Поют гитары":
В. Редько, С.Чичмели, А. Колесников, С. Бадалов, А. Терпак.

-Довольно продолжительное время в ансамбле работал клавишником Стас Чуенко?

Стас пришел в середине 70-х вместе с барабанщиком Василенко. Они оба из Львова. Во время гастролей во Львове мы были у Стаса дома. А в Москве мы вместе с ним снимали квартиру на «Войковской». Очень неплохой аранжировщик. Года четыре он точно проработал в коллективе. Кстати, Стас играл и на скрипке. Мы с ним играли дуэтом.

-Кстати, а кто еще занимался аранжировками?

Слава Черепухин, Юра Редько, Аркаша Хоралов. Позже – клавишник Саша Бобров.
Бобров пришел в ансамбль вместе с солистом Валерой Летучкиным из Сергиева Посада. Бобров потом долгое время работал клавишником в составе у Александра Малинина.

-Александр Нефедов рассказывал, что в ансамбле какое-то время работал очень хороший гитарист из Алма-Аты Александр Белоусов?

Из Алма-Аты приехали двое – клавишник Володя Пахомов и гитарист Саша Белоусов. Саша вскоре стал мужем одной из сестер Ястребовых– Милы. Но довольно быстро они развелись. Запомнилось, что он был довольно невысоким и постоянно что-то набивал себе на ботинки. То каблуки, то какие-то подошвы. Комплексовал. Но гитарист действительно хороший.
Потом на клавишные пришел Борис Ховрин. Он к тому же был хорошим вокалистом. Боря до сих пор работает в ресторане, причем один. Поет, сам себе аккомпанируя.

-Когда в ансамбль пришел Александр Нефедов, можно было представить, что он через несколько лет станет фронтменом, можно сказать, лицом, одного из самых популярных ВИА?

Предположить, конечно, не мог. Но когда он стал исполнять в «Самоцветах» лирические песни, то я понял, что они нашли друг друга. Саша и «Самоцветы». Это было очень вкусно. Я бы со своим бас-баритоном не подошел бы «Самоцветам» ни при каких раскладах (смеется).
Как человек сентиментальный, я очень тяжело переживал его уход в «Самоцветы». До сих пор помню наше выступление в кинотеатре «Новороссийск» и как пришли его прослушивать Маликов с Пресняковым. С момента нашего знакомства мы стали хорошими друзьями, я часто бывал у него в гостях, а он у меня.

-Известно, что ВИА «Поют гитары» участвовал в конкурсе в Сочи в 1978 году. И не очень удачно?

Мы вылетели после первого тура. Приехали в Сочи дней за пять до начала конкурса, много репетировали. Нам спустили сверху песню для конкурса «Любовь, комсомол и весна». Ее мы и репетировали. Хотя чего там репетировать? Пели хором, показать себя в ней не было возможности.
И вот на нашем выступлении, прямо на этой песне отключается почти вся аппаратура. Остаются слышны барабаны и еще может быть один инструмент. Мы ее кое-как допели и… на этом наше участие в конкурсе закончилось.Может то, что аппаратура отключилась сыграло свою роль, может еще что-то….
Мы еще участвовали не в конкурсе, правда, а в фестивале «Красная гвоздика» в Иваново. Было несколько выступлений на различных площадках, а в заключении гала-концерт.
И вот во время выступления на одной из площадок мы должны были работать с Шаинским, петь его песни. Он начинал под фортепиано, а мы потом вступали. Зал полный народу, мы все готовы, а Шаинского нет. Побежали его искать. Обнаружили в ресторане, где он обедал. И он нам так, с удивлением:
- А что, мы куда-то опаздываем?
Минут сорок публика его ждала (смеется).

-Многие ансамбли меняли свои стили, да и не по одному разу. Как было с этим в ВИА «Поют гитары»?

Мы свой стиль не меняли. На Запад мы не были ориентированы, в концертах не пели западных хитов. Но в то или иное время мы, например, больше делали юмористических номеров. Я выходил на сцену с прищуренными глазами и пел песню из репертуара Стахана Рахимова «Эй, Эмина». Или в грузинской шапочке исполнял «Еду я на осле».
ВИА "Поют гитары":
Георгий Акопьянц, Валерий Редько, Александр Колесников.
Исполняют украинскую нар. песню «Ой, поихал за снопамы».

-Муратов ездил на гастроли?

Практически постоянно. Его супруга очень редко выезжала. Но надо сказать, что гастроли у нас были приличные, города большие. Лето – всегда на Черном море. Никогда не были в Средней Азии. Много гастролей было по Московской области, особенно зимой. Мы же, все-таки, работали в Московской областной филармонии.

-Со многими известными артистами работали?

С Пугачевой работали в одной сборной программе в 1973 году в Ростовской области. Она еще тогда не была ПУГАЧЕВОЙ. Там же в программе работала и Лидия Андреевна Русланова. Она уже была в очень плохом состоянии, работала под фонограмму.
А вообще с кем мы только не работали в программах. И с Кобзоном, и с Лещенко, и с Градским, с Леонтьевым. С «Араксом» работали. Тогда от них только ушел Беликов в очередной раз. И ребята очень были на него злы. С барабанщиком Толей Абрамовым мы жили по соседству, когда мы с супругой снимали квартиру в Тушино. Не знаю, может он и сейчас там живет.

-В 80-е в ансамбле «Поют гитары» работали известные музыканты. Например, Валерий Селезнев?

Да, Валера работал музыкальным руководителем некоторое время, но на гитаре не играл. Он делал аранжировки и иногда выходил на сцену играть на клавишных.

-Отличался тем, из-за чего он покидал прежние коллективы?

Если я скажу, что совсем не пил – будет неправдой. Выпивал, но как все. А ушел он из коллектива из-за того, что не сработался с нашим руководителем. У Селезнева всегда было много новых музыкальных идей, а Муратову это не особенно надо было. Селезневу надоело это все, и он ушел.
У нас с ним были очень теплые отношения, можно сказать, дружили семьями, ездили в гости друг к другу. Они с Оксаной жили на Профсоюзной. Кстати, его жена Оксана работала в бухгалтерии Московской областной филармонии. Но, что интересно, мы никогда с ним не разговаривали на тему его бывших коллективов. Ни о «Самоцветах», ни о «Лейся, песня», ни об «Апреле» он никогда не говорил.

-Николай Кольцов?

Такого не знаю.

-Кольцов – псевдоним. Соцков его настоящая фамилия.

Коля? Работал, конечно. Гитарист, что-то пел сольно. С ним связана одна история. Когда он устроился в ансамбль, то мы с Валерой Селезневым потребовали от него проставиться. Мол, так положено. Дело было на гастролях в Обнинске. Коля пошел в магазин. Ждем час, ждем два. Появляется. Оказывается, что он с трудом нашел магазин, купил спиртное и почти донес до гостиницы. Но разбил. Вернулся в гостиницу, взял деньги и снова пошел. Со второго разу получилось донести в целости и сохранности.

-Сергей Пенкин?

Серега! Это легендарная личность! Работал у нас то ли полгода, то ли чуть больше. Он настолько оригинален, что было понятно, что он у нас долго не задержится.

-А что он исполнял?

Он пришел со своим репертуаром. Пел только ему известные песни, им самим подобранные. На первом же концерте Сергей, во время исполнения песни, спустился в зал и уселся на колени к какой-то девице. Наш художественный руководитель, увидев это, чуть не сошел с ума. И еще Сергей наотрез отказался вставать в вокальную группу.

-В каком году это было?

То ли 82-ой, то ли 83-й. Еще у нас работал Володя Архипов.

-…который работал в «Лейся, песня», в «Надежде»?

Да, но это было позже. У нас он работал до 76 года. Мы с ним дружили. А где-то в 95-96 году Саша Нефедов пригласил нас с супругой на свой концерт. И там мы встретились спустя годы с Володей Архиповым. Очень приятно было увидеться.
Я пришел в 1973 году и ушел в 1986 году. Получается, что проработал 14 лет. После моего ухода ансамбль просуществовал еще два года и прекратил свое существование.
Мы вернулись в Батуми. После отделения Грузии жить там стало очень сложно. Я работал в четырех коллективах, но денег все равно не хватало. Я поработал и на заводе. Пел в капелле при Аджарской филармонии, три года работал в оперном театре. В опере «Аида» исполнял арию жреца.
Параллельно пел в церковном хоре. Супруга переквалифицировалась в маникюршу. Так и существовали. И решили перебираться в Россию. С 1995 года живем в Москве, то есть в самом ближнем Подмосковье.