Валерий Редько.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.


Мы с братом...

(октябрь 2014)
2

Валерий Редько.

-Итак, Вы переходите в «Добры молодцы»?

Для меня это был очень серьезный шаг. Несмотря ни на что, «Добры молодцы» был высоко профессиональным коллективом. По части пения, по части инструментального исполнения - прекрасная школа. По приходу меня сразу заставили петь «Школьную сюиту» из кинофильма «Розыгрыш».

-Какие песни Вы пели из «Розыгрыша»?

Все, где есть сольные куски. Остальные – с ансамблем. Позже, когда я перешел на бас-гитару, все это стал петь Андрей Кирисов. А еще позже, когда вернулся Костромин, то он пел, но только «Прощальный вальс», остальные песни уже не пели.

-С этой музыкой до сих пор непонятка какая-то?

В фильме песни исполнял брат Анатолия Киселева. На пластинку записал Владимир Костромин.
Когда я пришел его (Костромина) еще не было, то есть он работал ранее, но куда-то уходил. А потом при мне вернулся, и мы долго работали вместе. Кстати, Володя Костромин, несмотря на его приходы-уходы, оставался в коллективе и после моего ухода в 1986 году.
История о том, как он пел в «Верных друзьях» концерты вместо Ободзинского известна, кажется, всем. Он из Ленинграда, и после ухода, кажется, туда и уехал, но точно сказать не могу.
ВИА "Добры молодцы":
Туаршев, Костромин, Кирисов, Костюченко. На заднем плане – В.Редько ( с бас-гитарой).

-Кто до Вас работал на басу?

Михаил Мельниченко. Он еще и при мне работал какое-то время, а я только пел. Но когда он ушел, я перешел на бас-гитару.

-Гитаристом был Костюченко?

Да, гитаристом был Андрей. Но он то уходил, то потом возвращался.

-Скажите, Валерий, когда Вы пришли в 1979 году, не менялся ли стиль ансамбля на более современный в связи с грядущей Олимпиадой?

Особых изменений не было, программа не менялась. Было пару песен про Олимпиаду, но чтобы перестроить все программу под Олимпиаду – такого не было. Мы тогда работали на разных площадках Москвы. У меня даже есть запись от Росконцерта в трудовой книжке – «За активное участие в культурной программе Олимпиады-80».

-Я вижу в 1979 году была пластинка «Песни Оскара Фельцмана». Вы участвовали в записи?

Нет, я только появился. Ребята при мне записывали, но я не участвовал.

-А довольно известную песню «Белая фата», которая вышла на пластинке в 1980 году, Вы записывали?

Да, это мы записывали где-то в августе 1979 года перед самым отпуском.

-И в следующей пластинке, которая вышла в 1981 году Вы принимали участие?

Да. Я помню, что песню «Твой взгляд» Киселева мы писали на телевидении для какой-то программы, а потом ее перекинули на «Мелодию». И она вошла в пластинку.

-При вас работал Анатолий Пономарев?

Да, это ветеран ансамбля. Он работал еще со времен Новгородцева и Антипина. Но у нас с ним особого контакта не было, только по работе. Насколько я знаю, он умер в конце 90-х годов.

-Роман Власенко при вас работал?

Я с ним был знаком, но при мне он не работал. Он был до меня.

-Состав был большой?

Большой. Дело доходило до пятнадцати человек на сцене. Вокалистов было много. Киселев держал всегда много людей.
Анатолий Киселев – выпускник консерватории. И несмотря на то, что может как исполнитель он был не очень, но слух у него был абсолютный. Он все четко слышал, особенно фальшь. У нас всегда были распевки перед концертами. За этим он четко следил.

-А кто тогда считался ведущим вокалистом?

Сразу за мной пришел Андрей Кирисов. Он и был ведущим. Да, еще был певец из Калининграда Володя Салов. Пел четко, без фальши. Но как-то я не чувствовал души в его пении.
Вместе со мной пришел парень с Северного Кавказа – Борис Туаршев. Неплохой вокалист с весьма сильным и своеобразным голосом. Он несколько лет проработал.

ВИА "Добры молодцы":
Зотов (труба), Крылов (тромбон), Туаршев, Федин (барабаны), В.Редько (бас-гитара), Кирисов.

-Еще один этап в жизни «Добрых молодцев» - участие в фильме «Чародеи»?

Это был 1982 год. Крылатов долго общался с Киселевым, приходил на наши репетиции. И в итоге остановился на нашей кандидатуре. Мы очень быстро записали и ушли в отпуск. А те ребята, которые остались в Москве, снимались в этом фильме. Меня тогда не было в Москве, я отдыхал на Азовском море. Снимались Кирисов, Зотов, Клевицкий, Костюченко. За барабаны Клевицкий посадил своего младшего брата – Михаила. Он не работал в ансамбле «Добры молодцы».

-Клевицкий появился в «Добрых молодцах» при вас?

Да, где-то в 81-ом.

-Чувствовалось в нем что-то дирижерское, композиторское?

Ничего такого не могу сказать, не замечал.Он играл на клавишных и года полтора- два точно проработал.

-Часто в составе менялись барабанщики?

Когда я пришел, работал Николай Соколов. Потом появился Данилович. Сильно пьющий товарищ, мог подвести. Хорошо, что у нас был такой осветитель Володя Тихоненко, который имел музыкальный талант, и мог подменить. А потом к нам пришел двоюродный брат Даниловича – Сергей Федин. Очень приличный, можно сказать, потомственный барабанщик (его отец работал в Большом Театре), позже работавший с Людмилой Зыкиной.

-Что представляла из себя духовая секция?

Весь период моей работы на трубе играл Дима Зотов. В самом начале какое-то время работал тромбонист Правдин. Но его Киселев убрал из-за сильного пристрастия к алкоголю. На его место пришел Володя Крылов. И плюс какое-то время был саксофонист по имени Лёва (фамилии не помню). Духовики отличаются тем, что среди них слабых музыкантов почти не бывает. Все играют по нотам – такова система обучения. И большинство играет прилично.

-Клавишники?

Вначале работал Жаров, потом пришел Клевицкий, а его сменил Юрий Токарев. Юра до недавнего времени работал в возрожденном составе «Добрых молодцев», но к сожаленью, смерть оборвала эту работу. В этом 2014 году он ушел из жизни.
За роялем периодически работал сам Анатолий Киселев. А в середине 80-х в ансамбль пришел Сергей Коваленко. Он мог играть на многих инструментах, в том числе и на клавишных. Какой-то период мы с Сергеем работали по отделению на бас-гитаре. И если требовала ситуация, то он выходил вторым клавишником вместе с Токаревым. И еще с нами работал очень талантливый парень Юрий Романычев. Они вдвоем с Токаревым играли.

-Солистки были в ансамбле?

Когда я пришел, то работала Марина Смирнова. Она была на тот момент женой Киселева. Но потом они развелись и Марина ушла из коллектива. Марина звезд с неба не хватала. Данные были средние – немного от оперетты, немного от эстрады.
А в конце 85 года появилась Нина Буренкова, известная по работе в «Верных друзьях». Нину я знал и раньше, она была подругой жены моего брата – Ирины Шачневой. Приходила в гости вместе с мужем Владом Овчинниковым. Нина была очень сильной певицей.

-Кто в ансамбле занимался аранжировками?

Киселев обычно делал аранжировки собственных песен. Когда работал Клевицкий, он делал. Когда пришли Коваленко и Токарев, то и они делали. Когда делают разные люди, то я считаю, что это интересней.

-Чем запомнился гитарист Сергей Цирес?

Шикарнейший гитарист. Закончил музыкальное училище по классу классической гитары. Он нотник. Как музыкант, как импровизатор великолепен. Цирес ушел в 1981 году. На его место взяли молодого гитариста Юру Горбунова. А в 1983 пришел мой брат Юрий…

-Как ваш брат Юрий оказался в «Добрых молодцах»?

В «Пламя», где Юра работал, у него возник конфликт с Березиным по поводу одной песни, причем песни Аркадия Хоралова «Вот и всё». И Юра ушел. А в этот момент от нас уходит Горбунов. Я ему предложил перейти к нам. Юра согласился и мы снова стали работать вместе.

-И Вы и он пели сольные номера в ансамбле?

Да, конечно. Юра пел песню Фрадкина «Ходит по полю девчонка», которую он принес с собой из «Пламя» и песню Киселева «Сегодня и всегда», которую мы записывали-записывали, но на пластинках она так и не вышла.
А я пел «Без тебя» Аркаши Хоралова, «Хороши в саду весной цветочки» Мокроусова. Последнюю до меня исполнял Сергей Цирес, а после его ухода она перешла ко мне. А с песней Хоралова была такая история. В 1984 году я поехал на родину, к родителям. И в это же время домой в Мелитополь приехал Аркаша Хоралов. Мы созвонились, встретились. У Аркаши была напета целая кассета песен на стихи Андрея Дементьева. Я послушал и выбрал «Без тебя». Во время отпуска я несколько раз пел в местном ресторане, в том числе и эту песню. Народу вроде понравилось. Привез в Москву, показал Киселеву. Он не очень обрадовался, так как больше любил, чтобы его песни исполняли. Но все-таки согласился. Мы ее сделали, стали петь. Публике нравилось.
После смерти Юры я взял песню «Сегодня и всегда». Песня сложная, тесситурная. Из наших ее мог петь только Володя Костромин, но у него и так хватало репертуара. Я спел, вроде получилось неплохо. Причем, я снимал на эту песню бас-гитару, пел как чистый вокалист.
Юрий Редько,Юрий Токарев.

-Расскажите, как получилось, что ушел из жизни ваш брат – Юрий Редько?

1985 год, август месяц. В июле мы отгуляли отпуска и в августе начали работать. Куда-то съездили и сели на репетиционный период на нашу базу. Утром 31 августа Юра мне позвонил и предложил поехать с компанией на озеро Долгое. Это недалеко от Долгопрудного, где находится известный санаторий МВД. Я отказался, так как в этот день был день рождения тещи и я должен был присутствовать. Не хотелось портить отношения. Если б я знал, что так получится! Черт бы с тещей, тем более, уже бывшей.
В этот день Юра отвез жену Иру на дачу, а сам поехал снимать стресс после конфликта. Как водится, выпили. Взяли лодку, стали кататься. Юра спрыгнул с лодки и стал нырять. Раз вынырнул, а второй раз нырнул и не вынырнул. А озеро – два метра глубины Но из них полтора это ил. Когда водолазы его искали, сказали, что Там ила по середину груди. Так вот, его приятель Саша, видя, что Юры нет, стал нырять, искать его. С берега народ стал нырять.
Короче говоря, искали два дня с помощью водолазов и ничего не нашли. На третий день мы с Юрой Петерсоном (бывшим коллегой Юры по «Пламени») взяли лодку и поплыли по озеру. В камышах искали, в зарослях. Видели щуку в камышах, которая всплыла кверху брюхом. Ничего не нашли. И только на четвертый день охранники санатория увидели, что он всплыл.

-С какого года Юрий работал в «Пламя»?

С весны или лета 1976 года, точно не помню.

-Ирина Шачнева была его единственной женой?

Да, больше браков у него не было. И детей, разумеется, тоже.У него в октябре день рожденья, полных было 32 года, месяц не дожил до 33 лет.

-«Добры молодцы» участвовали в похоронной процессии?

Деньги собрали на похороны, на памятник. Но у ансамбля гастроли и ребята уехали. Остались на похороны только директор коллектива и конферансье Сергей Комин. Ну и я разумеется. Иначе, нельзя было – билеты проданы.Юрий похоронен на Митинском кладбище.

-Знаменитые хиты «Добрых молодцев» исполняли в концертах? Например, «О добрых молодцах».

Обычно с нее мы начинали концерты.

-«Золотой рассвет»?

Мы заканчивали концерт какой-то песней, а потом на бис исполнялось еще песни четыре. Вот одной из песен на бис, предпоследней, была «Золотой рассвет».

-Исполняли ли песни Тухманова «Галина» и «Я еду к морю»?

Я их, разумеется, знаю. Но при мне не исполнялись.

-…Добрынинскую «Как счастливым быть»?

Нет, не пели. К тому времени мы много работали с Фрадкиным. Одно отделение состояло из песен этого композитора. И в студиях записывали много его песен. Фрадкин иногда участвовал в наших концертах, пел пару-тройку своих песен.

-Была еще красивая песня Киселева «Трудная любовь». На пластинку ее записывал Лерман. А в концертах пели ее?

То недолгое время, что при мне проработал Салов, он ее исполнял. А когда он ушел, мы перестали исполнять. В принципе, ее мог исполнять Костромин. У нее для того все было, но почему-то этого не произошло. Володя Костромин мог петь все. Очень сильный певец. На записях был просто незаменим. Это сейчас все просто – спел кое-как, а с помощью компьютера все исправят. А тогда все надо было делать четко. За пультом сидели звукорежиссеры с абсолютным слухом. Ошибся – записывай по новой. Не успели записать в смену – идите репетируйте.

-Где была база ансамбля «Добры молодцы»?

Академия Химзащиты на Бауманской. Там до сих пор есть этот клуб, и он функционирует.

-В чем отличие двух ансамблей, в которых Вы работали?

«Добры молодцы» с точки зрения музыкальной, и вокально, и инструментально был намного сильней. Но у них никогда не было шоу. А в «Поют гитары» руководитель имел актерское образование и всегда стремился сделать спектакль из концерта. Вот это, пожалуй, главное отличие.
В «Добрых молодцах» я, конечно же, вырос как музыкант. И с точки зрения чтения с листа, и вообще по нотной грамоте. И по развитию моего вокала мне очень много дал этот ансамбль.

-Скажите, Валерий, кто из музыкантов, с которыми Вы работали, производил самое сильное впечатление?

Сергей Цирес очень сильный гитарист. Мой брат Юрий Редько как гитарист и как вокалист. Это не только мое мнение. Знаю, что многие поклонники ансамбля «Пламя» очень сожалели о его уходе из ансамбля. Они считали его изюминкой ансамбля. Еще Сергей Коваленко как мульти-инструменталист. Владел одинаково сильно многими инструментами.
ВИА "Добры молодцы":
Ю.Редько, Федин, Коваленко.

-А какие ансамбли нравились?

«Песняры» нравились, «Веселые ребята», «Аракс». И очень сильное впечатление производила группа «Автограф».
В апреле 1986 года я ушел из «Добрых молодцев». Самое смешное, что я прошел все комиссии, все райкомы для поездки с ансамблем в Польшу летом 1986 года. Но плюнул на все и уехал на родину. Киселев мне много раз звонил, просил вернуться хотя бы на эту поездку, но я так и не вернулся. Меня очень подкосила смерть брата. Я и восьми месяцев не проработал в ансамбле. В Акимовке я стал работать в местном ДК и плюс свадьбы, юбилеи и так далее. На жизнь хватало. Я к тому времени развелся во второй раз. Да и с родителями хотелось побыть, помочь им. Мама очень тяжело пережила смерть Юры.
В начале 90-х, будучи в Москве, я встретил старую знакомую, с которой мы познакомились у Ирины Шачневой еще в 70-х годах. Маша была ее подругой. Она и стала моей женой, с которой мы вместе до сих пор.
Работа моя с музыкой не связана, тружусь в спорткомплексе администратором. Еще одной причиной того, что я оставил музыку было то, что я повредил один из пальцев левой руки. И играть на басу я уже не мог. А как чистого вокалиста меня не знали. В 1996 году я искал работу, и меня знакомые пригласили в аккомпанирующий состав к Александру Серову. Нужен был поющий басист. Но куда мне с такой левой (смеется)…